![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Расстройства представления
Представления – это оживление, воспроизведение в сознании образов предметов, явлений, воспринятых когда‑ то в прошлом и в данный момент не действующих на органы чувств. Восприятие не исчезает полностью, а оставляет в клетках коры большого мозга определенный след, который служит основой для формирования представлений. Таким образом, представление – это субъективный образ объективной реальности, возникающий в результате обобщения, при котором из множества единичных восприятий синтезируется главное представление о предмете и явлении. Представление связано не с конкретным, а с абстрактным предметом. В детском возрасте представления могут быть особенно яркими, зеркально воспроизводящими в представлениях бывшие ранее восприятия. Это явление называют эйдетизмом. В клинике психических расстройств были описаны эйдетические галлюцинации у человека, длительное время пребывавшего в одиночной камере, куда не доходили звуки окружающего мира. Через какое‑ то время у него появились галлюцинации: он видел свои похороны, шествие людей за гробом, слышал траурную музыку и голоса людей, говоривших о нем. Представления были очень яркие. Ощущения, восприятия и представления составляют первую ступень чувственного познания. Создание новых образов предметов или явлений, с которыми раньше встречаться не приходилось, возникновение идей того, что еще только намечается к созданию на основе уже имеющихся образов, путем их преобразования, называется воображением. Воображение играет важную роль в жизни человека, особенно в его творческой деятельности, возможно лишь при сохранности органов чувств, обеспечивающих возникновение ярких представлений, а также достаточно развитом мышлении. Один из видов воссоздающего воображения, направленного на предвосхищение будущего, создание желаемого, называется мечтой. Она вдохновляет человека и помогает бороться с трудностями. Воображение, развертывающееся без четкой направленности, с бессистемными образами, непродуктивными действиями и преобладанием у ребенка эмоционально радующих представлений, называется грезами. По мере развития ребенка мир его представлений обогащается. Особенности нарушения восприятий и представлений в детском возрасте. Особенностью детского возраста является повышенная реактивность, эмоциональность, склонность к фантазированию. Ограниченность жизненного опыта и знаний не дает возможности своевременной коррекции возникающих иллюзорных восприятий. Поэтому детей нельзя запугивать, рассказывать устрашающие сказки, просматривать страшные кинофильмы, посещать развлекательные программы. Иллюзии возникают чаще в вечернее время, когда ребенок устает и засыпает (кора головного мозга погружается в фазу уравнительного торможения). Детям более свойственны зрительные иллюзии, чем слуховые. Такие состояния могут возникнуть у детей невротического склада, вызывать у них страхи. Галлюцинации зрительные и слуховые могут наблюдаться у детей в возрасте 5–7 лет при соматических и инфекционных заболеваниях на фоне высокой температуры. В этих случаях галлюцинации носят элементарный характер: мелькание искр, появление каких‑ то контуров, лиц, окликов, стуков, шумов, голоса зверей и птиц, образы которых дети воспринимают как сказочные. При психических заболеваниях (шизофрения) галлюцинации могут приобретать более сложный характер: так, при зрительных галлюцинациях отмечается живость, яркость представлений, склонность к фантазированию, дети рассказывают о своих видениях. Иногда зрительные галлюцинации носят устрашающий, императивный (приказной) характер: детям видятся страшные звери, разбойники, от которых они убегают, прячутся, выполняют какие‑ то действия. После 12–14 лет у подростков наблюдаются вкусовые и обонятельные галлюцинации, что нередко приводит к отказу от еды. В этих случаях галлюцинации продолжаются в течение длительного времени, меняется поведение больного. Особенности восприятий и представлений у детей с отклонениями в развитии. Дети с отклонениями в развитии представляют собой большую группу с разнообразными расстройствами. Познавательная деятельность у детей со сниженным зрением и слухом отличается определенным своеобразием. У детей со сниженным зрением восприятие внешнего мира компенсируется слухом и тактильным или тактильно‑ вибрационным ощущением. Однако зрительный анализатор является наиболее важным в процессе познания. Его недостаточность обусловливает бедность наглядного опыта, нечеткость восприятия формы, пространства, объема. Познавательная деятельность детей со сниженным слухом компенсируется зрительным анализатором: дети очень наблюдательны, подмечают тонкие детали в окружающей обстановке. Вместе с тем у детей со сниженным слухом недостаточно развита речь, что ограничивает процесс общения. Однако, рано начатые занятия с сурдопедагогом или тифлопедагогом дают возможность ребенку развивать свою анализаторскую систему, что обеспечит достаточный опыт восприятия окружающей среды и развивать мыслительные способности. Дети с интеллектуальными нарушениями адекватно воспринимают внешний мир, но восприятия их бедны, диапазон представлений узок, ассоциативные образы нечетки и недостаточно дифференцированы, что приводит к ограничению познавательной деятельности, к сугубо конкретному мышлению. У этих детей недостаточно развито воображение, что наблюдается в работе с рисунками и рассказу по заданной теме. Таким образом, расстройства ощущений, восприятий и представлений у детей с различными формами отклонений в развитии носят разнообразный характер и имеют диагностическое значение при клинико‑ психолого‑ педагогической диагностике.
Вопросы для самостоятельной работы: 1. Какие компоненты процесса познания вы знаете? 2. Какие особенности ощущений в детском возрасте? 3. Ощущение и восприятие. Виды расстройств и их отличия. 4. Иллюзии и галлюцинации. Их различия. Механизм возникновения. 5. Патофизиологические механизмы расстройств восприятия. 6. Объясните возрастные особенности возникновения и проявления галлюцинаций с позиций возрастной периодизации по В.В. Ковалеву. 7. Особенности восприятия у детей с отклонениями в развитии. 8. Расскажите о причинах возникновения психосенсорных расстройств. 9. Дайте характеристику представлений и их значение в психическом развитии ребенка. 10. Что представляет собой воображение? Какими методами можно выявить возможности воображения у дошкольника? 11. В чем различие между мечтой и грезами? 12. Что представляют собой галлюцинации и псевдогаллюцинации?
|