Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по подготовке выпускников 11 класса к итоговому сочинению в 2015 – 2016 учебном году






Направления Примерные темы сочинений Рекомендуемые произведения для прочтения и анализа Примечание Цитаты
«Время» 1. «Крутые у них времена». 2. «Воистину железный век». 3. «Какое, милые, тысячелетье на дворе?». 4. «Время-это простор для развития способностей». 5. «Время не любит, когда его тратят впустую». 6. «Время – самое драгоценное из всех средств».7.Человек и время 8.Старая фотография 9.Вечность и сиюминутность 10.Время лечит 11.Ценности времени 12.Делу – время, потехе – час. 13.Все бегут, бегут… 14.«Нам не дано предугадать…» И.С. Тургенев " Отцы и дети" А.П. Чехов " Вишнёвый сад" А.М. Горький " Старуха Изергиль" А.И. Солженицын " Один день Ивана Денисовича" С. Есенин " Мы теперь уходим понемногу...", " Не бродить, не мять в кустах багряных...", " Я усталым таким еще не был...", " Мне осталась одна забава" М.А. Булгаков " Мастер и Маргарита" М.Ю. Лермонтов " Бородино", " Монолог", " Дума" (Печально я гляжу на наше поколенье...), " Герой нашего времени", " Элегия" (" О! Если б дни мои текли...") Л.Н. Толстой " Война и мир" направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха. Час ребёнка длиннее, чем старика (Шопенгауэр). На день надо смотреть как на маленькую жизнь (М.Горький). Настоящая любовь не та, что выдерживает долгие годы разлуки, а та, что выдерживает долгие годы близости (Хелен Роуленд) Всё человеческое умение не что иное, как смесь терпения и времени(Бальзак) Время потому исцеляет скорби и обиды, что человек меняется: он уже не тот, кем был. И обидчик, и обиженный стали другими людьми (Блез Паскаль)
«Дом» 1.Моя семья 2.Тихая моя родина 3.Мой дом – уютный и родной 4.Можно ли прожить без дома? 5.Мой дом – моя крепость 6.Бабушкин дом 7.Такие разные семьи 8.Семья – ковчег спасения 9. Дом всегда нужен человеку! 10. Дом…Родительский дом. Н.В. Гоголь " Мёртвые души" И.А. Гончаров " Обломов" Л.Н. Толстой " Война и мир" А.И. Солженицын " Матрёнин двор" А.С. Пушкин «Медный всадник», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка» М.Ю. Лермонтов«Герой нашего времени» А.Н.Островский «Гроза» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» М. Горький «Детство» А.П. Чехов «Вишнёвый сад» И.С. Тургенев «Отцы и дети» М.А. Шолохов «Тихий Дон» М. А.Булгаков «Мастер и Маргарита» А.С.Грибоедов «Горе от ума» Д.И.Фонвизин «Недоросль» направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего. Вражда с родными гораздо тягостнее, чем с чужими (Демокрит). Семья начинается с детей (А.И.Герцен) Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему (Л.Н.Толстой) Добродетель родителей – большое приданое (Гораций). Не по дому следует почитать хозяина, а дом по хозяину (Цицерон). Береги жену, не давай ей воли (Д.И.Фонвизин). В семейной жизни самый важный винт – это любовь (А.П.Чехов)
«Любовь» 1.Любовь – огромная страна 2. Родители и дети 3. Любовь – высшее начало 4. Муж и жена 5. Любовь к работе (делу, увлечению) 6. Любовь к животным 7. Сила любви А.С. Пушкин " Евгений Онегин", " Капитанская дочка», «Медный всадник» А.И. Куприн " Гранатовый браслет", " Олеся" И.А. Бунин " Чистый понедельник", " Солнечный удар" И.С. Тургенев " Отцы и дети" А.П. Чехов " Вишневый сад", " Дама с собачкой" М. Горький " Старуха Изергиль" С. Есенин " Письмо к женщине", " Мы теперь уходим понемногу...", " Не бродить, не мять в кустах багряных...", " Я усталым таким еще не был...", " Мне осталась одна забава" М.А. Булгаков " Мастер и Маргарита" М.Ю. Лермонтов " Бородино", " Монолог", " Дума" (Печально я гляжу на наше поколенье...), " Герой нашего времени", " Элегия" (" О! Если б дни мои текли...") Л.Н. Толстой " Война и мир" М.А. Шолохов " Тихий Дон" Ф.М. Достоевский " Белые ночи", " Униженные и оскорбленные" А.Н. Островский " Гроза" Б. Васильев " Не стреляйте белых лебедей" И.А. Гончаров " Обломов", " Обыкновенная история" И.С. Тургенев " Отцы и дети", " Ася" В.В. Маяковский " Лиличка", " Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви" В. Шекспир " Ромео и Джульетта" Маргарет Митчелл " Унесенные ветром" В. Гюго " Собор Парижской богоматери", Человек, который смеется" Колин Маккалоу " Поющие в терновнике" «Повесть о Петре и Февронии Муромских», Троепольский Г.Н. «Белый Бим Чёрное ухо» О. Генри «Дары волхвов» направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах. Любовь – это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и всё ж она у тебя остаётся (Л.Н.Толстой). Любить – это значит видеть человека таким, каким его задумал Бог (Ф.М.Достоевский). На свете нет зрелища прекраснее, чем лицо любимой, и нет музыки слаще, чем звук любимого голоса (Ж. Лабрюйер) Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь (И.С.Тургенев).
«Путь» 1. Дорога домой 2.Моё увлекательное путешествие 3. Духовные искания главных героев 4. Жизнь – это путь 5. Иногда хочется уехать в никуда 6. Когда находишься в дороге 7. Дорога без начала и конца М.Ю. Лермонтов " Мцыри", " Герой нашего времени" Ф.М. Достоевский " Преступление и наказание" А.П. Чехов " Ионыч" М.А. Шолохов " Тихий Дон" Л. Н. Толстой " Война и мир" Максим Горький " Детство. В людях. Мои университеты" А. Никитин «Хождение за три моря» Н.С. Лесков «Очарованный странник» Н. Гоголь «Мёртвые души» А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка» М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» Некрасов Н.А.«Кому на Руси жить хорошо» Экзюпери А.«Маленький принц» И. Бунин «Господин из Сан-Франциско» направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения. Сделай шаг, и дорога появится сама собой (Стив Джобс). Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу (О.Генри). У каждого из нас есть только одно истинное призвание – найти путь к самому себе (Герман Гессе). Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути (Фрэнсис Бэкон). Когда достигаешь цели, понимаешь, что путь и был целью (Поль Валери). Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно (Данте Алигьери).
«Год литературы» 1. Круг моего чтения 2. Книга или компьютер 3. Роль книги в моей семье 4. Моя настольная книга 5. Моя золотая полка 6. Мои любимые герои 7. Книга, которая меня изменила 8.Книга, которую хочется перечесть… Д.И. Фонвизин " Недоросль" (270 лет со дня рождения) А.С. Грибоедов " Горе от ума" (220 лет со дня рождения) «Басни» Крылова И.А.(250 лет) А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (195 лет) А.С. Пушкин «Маленькие трагедии», «Повести Белкина» (185 лет) М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (175 лет) М.А. Шолохов «Тихий Дон» (75 лет) В. Быков «Сотников» (45 лет) и др. направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе. Любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения (Монтескье). Чтение делает человека знающим, беседа - находчивым, а привычка записывать – точным (Ф. Бэкон). Беседовать с писателями других веков почти то же, что путешествовать (Рене Декарт). Каждый писатель до известной степени изображает в своих сочинениях самого себя, часто даже вопреки своей воле (Гёте). Моим лучшим другом является тот, кто дал мне книгу, которую я ещё не читал (Авраам Линкольн).

Темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет». Темы будут сформированы по часовым поясам. Дата проведения: в первую среду декабря, при получении «незачета» будет возможность переписать работу в первые среды февраля и мая. Время написания – 3 часа 55 минут. Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне. Объем-300 слов. Важно отметить литературоцентричность итогового сочинения. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц. Используйте при подготовке к итоговому сочинению материалы сайтов: https://sochinenie11.ru/, https://fipi.ru/.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал