Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические рекомендации по подготовке выпускников 11 класса к итоговому сочинению в 2015 – 2016 учебном году
Направления
| Примерные темы сочинений
| Рекомендуемые произведения для прочтения и анализа
| Примечание
| Цитаты
| «Время»
| 1. «Крутые у них времена». 2. «Воистину железный век». 3. «Какое, милые, тысячелетье на дворе?». 4. «Время-это простор для развития способностей». 5. «Время не любит, когда его тратят впустую». 6. «Время – самое драгоценное из всех средств».7.Человек и время 8.Старая фотография 9.Вечность и сиюминутность 10.Время лечит 11.Ценности времени 12.Делу – время, потехе – час.
13.Все бегут, бегут… 14.«Нам не дано предугадать…»
| И.С. Тургенев " Отцы и дети"
А.П. Чехов " Вишнёвый сад"
А.М. Горький " Старуха Изергиль"
А.И. Солженицын " Один день Ивана Денисовича"
С. Есенин " Мы теперь уходим понемногу...", " Не бродить, не мять в кустах багряных...", " Я усталым таким еще не был...", " Мне осталась одна забава"
М.А. Булгаков " Мастер и Маргарита"
М.Ю. Лермонтов " Бородино", " Монолог", " Дума" (Печально я гляжу на наше поколенье...), " Герой нашего времени", " Элегия" (" О! Если б дни мои текли...")
Л.Н. Толстой " Война и мир"
| направление ориентировано на широкое осмысление времени
как исторической и философской категории, воспринимаемой
во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и
воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего.
В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.
| Час ребёнка длиннее, чем старика (Шопенгауэр). На день надо смотреть как на маленькую жизнь (М.Горький). Настоящая любовь не та, что выдерживает долгие годы разлуки, а та, что выдерживает долгие годы близости (Хелен Роуленд) Всё человеческое умение не что иное, как смесь терпения и времени(Бальзак) Время потому исцеляет скорби и обиды, что человек меняется: он уже не тот, кем был. И обидчик, и обиженный стали другими людьми (Блез Паскаль)
| «Дом»
| 1.Моя семья
2.Тихая моя родина
3.Мой дом – уютный и родной
4.Можно ли прожить без дома?
5.Мой дом – моя крепость
6.Бабушкин дом
7.Такие разные семьи
8.Семья – ковчег спасения
9. Дом всегда нужен человеку!
10. Дом…Родительский дом.
| Н.В. Гоголь " Мёртвые души"
И.А. Гончаров " Обломов"
Л.Н. Толстой " Война и мир"
А.И. Солженицын " Матрёнин двор"
А.С. Пушкин «Медный всадник», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
М.Ю. Лермонтов«Герой нашего времени»
А.Н.Островский «Гроза»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
М. Горький «Детство»
А.П. Чехов «Вишнёвый сад»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
М.А. Шолохов «Тихий Дон»
М. А.Булгаков «Мастер и Маргарита»
А.С.Грибоедов «Горе от ума»
Д.И.Фонвизин «Недоросль»
| направление нацелено на размышление о доме как важнейшей
ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и
продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни
сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет
говорить о единстве малого и большого, соотношении
материального и духовного, внешнего и внутреннего.
| Вражда с родными гораздо тягостнее, чем с чужими (Демокрит). Семья начинается с детей (А.И.Герцен) Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему (Л.Н.Толстой) Добродетель родителей – большое приданое (Гораций). Не по дому следует почитать хозяина, а дом по хозяину (Цицерон). Береги жену, не давай ей воли (Д.И.Фонвизин). В семейной жизни самый важный винт – это любовь (А.П.Чехов)
| «Любовь»
| 1.Любовь – огромная страна
2. Родители и дети
3. Любовь – высшее начало
4. Муж и жена
5. Любовь к работе (делу, увлечению)
6. Любовь к животным
7. Сила любви
| А.С. Пушкин " Евгений Онегин", " Капитанская дочка», «Медный всадник»
А.И. Куприн " Гранатовый браслет", " Олеся"
И.А. Бунин " Чистый понедельник", " Солнечный удар"
И.С. Тургенев " Отцы и дети"
А.П. Чехов " Вишневый сад", " Дама с собачкой"
М. Горький " Старуха Изергиль"
С. Есенин " Письмо к женщине", " Мы теперь уходим понемногу...", " Не бродить, не мять в кустах багряных...", " Я усталым таким еще не был...", " Мне осталась одна забава"
М.А. Булгаков " Мастер и Маргарита"
М.Ю. Лермонтов " Бородино", " Монолог", " Дума" (Печально я гляжу на наше поколенье...), " Герой нашего времени", " Элегия" (" О! Если б дни мои текли...")
Л.Н. Толстой " Война и мир"
М.А. Шолохов " Тихий Дон"
Ф.М. Достоевский " Белые ночи", " Униженные и оскорбленные"
А.Н. Островский " Гроза"
Б. Васильев " Не стреляйте белых лебедей"
И.А. Гончаров " Обломов", " Обыкновенная история"
И.С. Тургенев " Отцы и дети", " Ася"
В.В. Маяковский " Лиличка", " Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви"
В. Шекспир " Ромео и Джульетта" Маргарет Митчелл " Унесенные ветром"
В. Гюго " Собор Парижской богоматери", Человек, который смеется"
Колин Маккалоу " Поющие в терновнике"
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»,
Троепольский Г.Н. «Белый Бим Чёрное ухо»
О. Генри «Дары волхвов»
| направление дает возможность посмотреть на любовь с
различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины,
человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как
явлении высоком, облагораживающем и возвышающем
человека, о её светлых и трагических сторонах.
| Любовь – это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и всё ж она у тебя остаётся (Л.Н.Толстой).
Любить – это значит видеть человека таким, каким его задумал Бог (Ф.М.Достоевский).
На свете нет зрелища прекраснее, чем лицо любимой, и нет музыки слаще, чем звук любимого голоса (Ж. Лабрюйер)
Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь (И.С.Тургенев).
| «Путь»
| 1. Дорога домой
2.Моё увлекательное путешествие
3. Духовные искания главных героев
4. Жизнь – это путь
5. Иногда хочется уехать в никуда
6. Когда находишься в дороге
7. Дорога без начала и конца
| М.Ю. Лермонтов " Мцыри", " Герой нашего времени"
Ф.М. Достоевский " Преступление и наказание"
А.П. Чехов " Ионыч"
М.А. Шолохов " Тихий Дон"
Л. Н. Толстой " Война и мир"
Максим Горький " Детство. В людях. Мои университеты"
А. Никитин «Хождение за три моря»
Н.С. Лесков «Очарованный странник»
Н. Гоголь «Мёртвые души»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»
Некрасов Н.А.«Кому на Руси жить хорошо»
Экзюпери А.«Маленький принц» И. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
| направление актуализирует конкретное и символическое
значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и
философское его осмысление. Диапазон размышлений
широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе
человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее
достижения.
| Сделай шаг, и дорога появится сама собой (Стив Джобс).
Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу (О.Генри).
У каждого из нас есть только одно истинное призвание – найти путь к самому себе (Герман Гессе).
Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути (Фрэнсис Бэкон).
Когда достигаешь цели, понимаешь, что путь и был целью (Поль Валери).
Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно (Данте Алигьери).
| «Год литературы»
| 1. Круг моего чтения
2. Книга или компьютер
3. Роль книги в моей семье
4. Моя настольная книга
5. Моя золотая полка
6. Мои любимые герои
7. Книга, которая меня изменила
8.Книга, которую хочется перечесть…
| Д.И. Фонвизин " Недоросль" (270 лет со дня рождения)
А.С. Грибоедов " Горе от ума" (220 лет со дня рождения)
«Басни» Крылова И.А.(250 лет)
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (195 лет)
А.С. Пушкин «Маленькие трагедии», «Повести Белкина» (185 лет)
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (175 лет)
М.А. Шолохов «Тихий Дон» (75 лет)
В. Быков «Сотников» (45 лет) и др.
| направление, с одной стороны, связано с проводимым в
2015 году в России чествованием литературы как величайшего
культурного феномена, с другой – обращено к читателю,
проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках.
Широта данной тематики требует от выпускника наличия
определенного читательского кругозора и умения рассуждать
о большой литературе.
| Любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения (Монтескье). Чтение делает человека знающим, беседа - находчивым, а привычка записывать – точным (Ф. Бэкон). Беседовать с писателями других веков почти то же, что путешествовать (Рене Декарт). Каждый писатель до известной степени изображает в своих сочинениях самого себя, часто даже вопреки своей воле (Гёте). Моим лучшим другом является тот, кто дал мне книгу, которую я ещё не читал (Авраам Линкольн).
| Темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет». Темы будут сформированы по часовым поясам. Дата проведения: в первую среду декабря, при получении «незачета» будет возможность переписать работу в первые среды февраля и мая. Время написания – 3 часа 55 минут. Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне. Объем-300 слов. Важно отметить литературоцентричность итогового сочинения. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц. Используйте при подготовке к итоговому сочинению материалы сайтов: https://sochinenie11.ru/, https://fipi.ru/.





|