![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
А — простой; б — повернутый; в — вертлюжный; г — двойной вертлюжный; д — грузовой
Гаками называют стальные крюки, применяемые на судах для различных целей (рис 1). В зависимости от назначения, места применения и конструкции различают следующие гаки: - простые, у которых плоскость обуха перпендикулярна плоскости носка; - повернутые, у которых обух и носок находятся в одной плоскости; - вертлюжные, имеющие шарнирное соединение с обухом, что обеспечивает вращение гака вокруг оси шейки; - двойные вертлюжные, у которых гак может вращаться вокруг оси шейки, а обух качается на оси серьги; - грузовые, или шкентель-гаки, имеющие загнутый внутрь носок, прикрытый специальным выступом, поэтому гак при работе не задевает за выступающие части; - храпцы, состоящие как бы из двух простых гаков, надетых обухами на общее кольцо (рым); при складывании гаков образуется замкнутое кольцо, чем надежно обеспечивается закрепление снасти или стропа; - пентер-гаки, имеющие в нижней части спинки обушок для крепления оттяжки; - глаголь-гаки, складные гаки, у которых откидной носок удерживается специальным звеном, сбив которое, можно легко отдать снасть даже в том случае, когда она натянута втугую. Гаки, работающие в основном на изгиб, обладают сравнительно низкой прочностью, в связи с чем при работе с большими тяжестями их следует заменять такелажными скобами. Скоба — изогнутый стержень с проушинами на концах, в которые продевается штырь. Наиболее часто штырь закрепляется винтовой нарезкой, которая имеется на его конце и в одной из проушин. Головка штыря в этом случае имеет небольшой обух, в который при завинчивании и отвинчивании закладывают свайку. В скобах большой грузоподъемности штырь не имеет нарезки и закрепляется шплинтом. По форме такелажные скобы бывают прямые и круглые. Прямые используются для стальных и растительных тросов. В последнем случае при том же диаметре стержня скоба имеет большую ширину. Круглые скобы применяются только для растительных тросов. Для крепления различных частей при помощи гака или скоб к корпусу судна привариваются круглые или продолговатые проушины — обухи. Через обухи часто пропускаются кольца — рымы, чем упрощается закладывание гака или скобы. Гаки и скобы необходимо систематически осматривать и, если обнаружатся трещины, искривления и значительная сработка, заменять новыми. Вертлюжные гаки следует периодически «расхаживать» и смазывать трущиеся части. Коуши — круглые, треугольные или каплевидные оправы из металла, имеющие на наружной поверхности желобок и служащие для заделки концов троса в тех случаях, когда их крепят к обухам или соединяют между собой скобами и предохраняют тросы от перетирания. Талрепы — приспособления для обтягивания втугую различных снастей, а также для надежного крепления по-походному различных предметов и грузов. Наиболее распространенным является винтовой талреп, который состоит из муфты, соединяющей два винта: один — с правой резьбой, а второй — с левой. При вращении муфты в ту или иную сторону винты будут одновременно вывинчиваться или ввинчиваться, увеличивая или уменьшая длину талрепа. В зависимости от назначения талрепов винты могут заканчиваться гаками, скобами или обухами. Винтовые талрепы нуждаются в постоянном уходе. Они должны быть всегда очищены от ржавчины и смазаны. Во всех возможных случаях, и особенно при ремонте или длительном отстое судна, талрепы следует закрывать прокрашенными парусиновыми чехлами, предварительно их смазав.
Блоки (рис.2)— приспособления, служащие для подъема тяжестей и изменения направления тяги. Блок состоит из корпуса, внутри которого находится один или несколько шкивов, вращающихся на оси (нагеле). Шкивы по окружности имеют желобок (кип), препятствующий сходу троса со шкива. В зависимости от числа шкивов различаются одно-, двух-, трех- и многошкивные блоки. На судах в основном используются металлические блоки и только при работе с растительными тросами — деревянные и пластмассовые. Для оснастки блоков трос должен быть проведен между щек. Однако продевать трос с конца неудобно, а иногда и невозможно, если трос в натянутом состоянии. Поэтому применяют одношкивные блоки, имеющие откидную щеку. Такие блоки называют канифас-блоками. Откидная щека позволяет заводить в блок середину троса, не продевая его с конца. При работе с блоками необходимо следить, чтобы их размеры соответствовали применяемым тросам. Блоки, имеющие недостаточный диаметр шкивов, вызывают чрезмерный изгиб тросов, что приводит к их преждевременному износу. Диаметр шкива металлического блока должен быть не менее 10—15 диаметров стального троса.
рис.3 Для растительных тросов диаметр шкива должен быть в два раза больше длины окружности троса. Блоки требуют постоянного ухода. Их необходимо периодически разбирать, очищать от грязи и ржавчины и смазывать трущиеся части. При разборке блок тщательно осматривают и, если обнаруживают трещины и значительный износ нагеля или шкива, заменяют новым. Тали (рис.3) — простейшие грузоподъемные механизмы, состоящие из блоков. Между блоками основан трос, называемый лопарем. Конец лопаря, за который производят тягу, называют ходовым, а закрепленный конец — коренным. Один из блоков, закрепленный на месте, называется неподвижным, а второй, поднимающийся вместе с грузом, — подвижным. Тали обычно используют для получения выигрыша в силе при подъеме тяжестей и только в отдельных случаях для изменения направления тяги. При подъеме с помощью талей вес груза распределяется поровну на все ветви лопаря. Поэтому для подъема груза к ходовому концу лопаря достаточно приложить силу, в n раз меньшую веса поднимаемого груза, т. е. он не засчитывается в общее число нагруженных ветвей и, следовательно, выигрыш в силе будет равен общему числу шкивов в подвижном и неподвижном блоках. В морской практике, особенно при натягивании снастей, применяют также оснастку, при которой ходовой конец лопаря сходит с подвижного блока. В этом случае ходовой конец необходимо учитывать наравне с другими ветвями лопаря, поэтому выигрыш будет равен общему числу шкивов плюс единица. Таким образом, выигрыш в силе при различных схемах основывания талей равен числу ветвей лопаря, идущих от подвижного блока к неподвижному, включая и ходовой конец. Тали бывают различной конструкции и грузоподъемности. Наиболее простым видом талей является гордень — неподвижный одношкивный блок, через который пропущен трос. Применение горденя не дает выигрыша в силе, но позволяет изменить направление тяги. Поэтому гордень используют только для подъема грузов небольшой массы. Широкое применение на судах находят хват-тали, которые основываются между двух- и одношкивным блоками, причем коренной конец лопаря закреплен на одношкивном блоке. Эти тали используются для подъема небольших тяжестей, уборки трапов и выполнения других судовых работ. Контрольные вопросы 1. Какие бывают виды гаков? 2. Дать определения коушей, талрепов и блоков? 3. Для чего используются тали? 4. Где используют блоки и талрепы?
|