Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мотивация к применению навыка
Легко придумать занятия, гораздо более увлекательные, чем мытье рук или надевание брюк. Навыки ухода за собой нельзя назвать неизменно интересными. Поэтому для того чтобы усилить мотивацию к применению усвоенных навыков ухода за собой, вам потребуется поощрение.
С поощрениями мы до некоторой степени разобрались. Особенно подробно эта тема обсуждалась в главе 4, поэтому здесь мы не станем повторяться. Добавим лишь, что, становясь старше, ваш ребенок начинает придавать своей внешности большее значение. У него появляется больше побудительных мотивов для того, чтобы научиться ухаживать за собой. Кроме того, теперь ваше внимание и похвала за хорошо выполненные действия приобретают для него большее значение. Тем не менее, мотивация по-прежнему будет важна, причем теперь она должна быть более ощутимой, для чего, в частности, удобно пользоваться жетончиками.
| | Оценка состояния навыков ухода за собой
Рассматривая каждый навык, вам нужно будет оценить степень владения им и потребность ребенка в мотивации. Критерии оценок таковы:
Владение навыком
1. Не умеет делать основные шаги. Отметки в этой колонке делаются против навыков, основными шагами которых ребенок не овладел. Ему необходимо научиться выполнять некоторые (или все) действия, составляющие соответствующее умение.
2. Для принятия решений нуждается в помощи. Отметки в этой колонке делаются против навыков, основные шаги которых ребенок делать научился, но принимать решения относительно их применения — пока нет; ему приходится говорить, когда применить тот или иной навык, какие потребуются материалы, как начать и хорошо ли выполнено то, что он пытался сделать.
3. Владеет хорошо и самостоятельно. Отметка в этой колонке делается против навыков, все основные действия которых ребенок умеет выполнять и в отношении которых может принимать необходимые решения, так что вам совсем не нужно быть рядом.
Мотивация
1. Проблема. Отметка в этой колонке делается против тех навыков, которые ребенок не применяет без понуждения, то есть ему необходима мотивация.
2. Не проблема. Отметка в этой колонке делается против тех навыков, которыми ребенок пользуется регулярно, без специальных напоминаний.
| |
НАВЫКИ
| СТЕПЕНЬ ВЛАДЕНИЯ
| МОТИВАЦИЯ
|
|
|
|
|
| Не умеет делать основные шаги
| Для принятия решений нуждается в помощи
| Владеет хорошо и самостоятельно
| Проблема
| Не проблема
| Основы умения одеваться
|
|
|
|
|
| Надевает трусы
|
|
|
|
|
| Надевает майку
|
|
|
|
|
| Надевает носки*
|
|
|
|
|
| Надевает брюки*
|
|
|
|
|
| Надевает через голову рубашку, свитер*
|
|
|
|
|
| Снимает через голову рубашку, свитер
|
|
|
|
|
| Застегивает молнию, когда ее половинки уже соединены*
|
|
|
|
|
| Продевает ремень в шлейки*
|
|
|
|
|
| Соединяет половинки разъемной молнии*
|
|
|
|
|
| Застегивает пуговицы*
|
|
|
|
|
| Застегивает кнопки, крючки
|
|
|
|
|
| Завязывает шнурки на ботинках*
|
|
|
|
|
| Надевает рубашку или блузу, застегивающуюся спереди на пуговицы*
|
|
|
|
|
| Надевает комбинацию (для девушки)
|
|
|
|
|
| Надевает лифчик (для девушки)
|
|
|
|
|
| Надевает чулки или колготки (для девушки)
|
|
|
|
|
| Завязывает галстук (для юноши)
|
|
|
|
|
| Выбор одежды и уход за ней
|
|
|
|
|
| Кладет грязную одежду в корзину
|
|
|
|
|
| Вынимает чистую одежду
|
|
|
|
|
| Складывает и вешает одежду*
|
|
|
|
|
| Надевает чистую и глаженую одежду
|
|
|
|
|
| Выбирает одежду по размеру
|
|
|
|
|
| Расчесывает волосы расческой и приглаживает щеткой*
|
|
|
|
|
| Выбирает одежду, предметы которой подходят друг к другу
|
|
|
|
|
| Выбирает одежду, соответствующую возрасту
|
|
|
|
|
| Выбирает одежду по погоде
|
|
|
|
|
| Выбирает одежду, соответствующую случаю
|
|
|
|
|
| Опрятность и личная гигиена.
|
|
|
|
|
| Пользуется туалетом и туалетной бумагой
|
|
|
|
|
| Моет и вытирает руки
|
|
|
|
|
| Умывает и вытирает лицо*
|
|
|
|
|
| Принимает ванну или душ, пользуясь мылом и мочалкой*
|
|
|
|
|
| Пользуется дезодорантом
|
|
|
|
|
| Моет и споласкивает волосы*
|
|
|
|
|
| Чистит зубы и пользуется жидкостью для полоскания рта
|
|
|
|
|
| Прочищает уши
|
|
|
|
|
| Бреется (для юноши)
|
|
|
|
|
| Смотрится в зеркало, чтобы проверить свой внешний вид
|
|
|
|
|
| Подстригает ногти на руках и ногах
|
|
|
|
|
| Пользуется лосьоном после бритья или духами
|
|
|
|
|
| Пользуется носовым платком из ткани или бумаги
|
|
|
|
|
| Содержит в порядке очки или контактные линзы (для тех, кто пользуется ими)
|
|
|
|
|
| Заботится о том, чтобы вовремя подстричься
|
|
|
|
|
| Стряхивает крошки и стирает грязь с одежды
|
|
|
|
|
| Пользуется тампонами или прокладками и выбрасывает использованные туда, куда надо (для девушки)
|
|
|
|
|
| Забота о здоровье
|
|
|
|
|
| Питается в соответствии с хорошо сбалансированной диетой
|
|
|
|
|
| Спит достаточное количество часов
|
|
|
|
|
| Регулярно занимается физкультурой (например, катается на велосипеде, совершает пешие прогулки)
|
|
|
|
|
| Обрабатывает маленькие порезы
|
|
|
|
|
| Принимает меры в случае небольшого ожога
|
|
|
|
|
| Различает симптомы простуды
|
|
|
|
|
| Принимает меры против обычной простуды
|
|
|
|
|
| Принимает меры против обычной головной боли
|
|
|
|
|
| Принимает меры против обычного поноса/запора
|
|
|
|
|
| Принимает меры против обычной тошноты
|
|
|
|
|
| * В приложении В представлены полные программы обучения умениям, обозначенным звездочкой.
|