Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные этапы развития зоологии
Этапы развития
| События
| Ранние этапы развития первобытного общества
| Охота и употребление в пищу животных, их приручение и разведение давали человеку первые сведения о строении, образе жизни и болезнях животных.
| Древняя Греция
| Обобщение сведений о животных привело к возникновению самостоятельной науки – зоологии. Основателем зоологии считают великого древнегреческого ученого и философа Аристотеля (384-322 гг. до н. э.), которому было известно около 500 видов животных (описание строения, различия между ними, способы размножения и многое другое он описал в своем труде «История животных»). Всех известных ему животных Аристотель разделил на 2 большие группы: животные с кровью (и со спинным хребтом); животные без крови.
Аристотель составил первую систематическую сводку животных, так называемую «Лестницу существ».
| XVII-XVIII вв.
| Из многиз исследователей, работавших в то время, наибольший вклад в биологическую науку внес шведский ученых Карл Линней (1707-1778). Основной его работой была книга «Система природы» (1735), которая явилась как бы завершающим звеном развития описательных ботаники и зоологии. В этом труде К. Линней предложил систему и классификацию растений и животных, которые с некоторыми дополнениями лежат в основе современной систематики растений и животных. К Линней подразделил всех известных ему (около 4200 видов) животных на 6 классов: млекопитающие, птицы, земноводные, рыбы, насекомые и черви. Эти классы он разделил на отряды, их – на роды, а роды – на виды. При этом К. Линней считал, что вид – это совокупность особей, похожих между собой, беспрепятственно скрещивающихся между собой, дающих плодовитое потомство и не имеющих переходов к другим (соседним) видам. Удачным оказалось предложенное Линнеем бинарное (двойное) название вида латинскими буквами. Первое название было общим для всех близких видов, объединяемых в один род, а второе – собственно видовым наименованием (например, синица большая – Parus major).
Во взглядах Линнея наряду с сохранившимися в веках научными идеями были и идеалистические мысли. В частности, по его убеждению, весь мир был создан творцом (богом). Идеалистические взгляды Линнея давно отброшены, а его метод (бинарное название вида, строгая соподчиненность систематических единиц оказался рациональным и используется до сих пор).
| XVIII-XIX вв.
| Жан Батист Ламарк (1744-1829) совершенствовал систему животного мира. Отстаивал идею эволюционного исторического развития живой природы, хотя причины эволюции он истолковывал неверно, связывая их с врожденными способностями организма приспосабливаться к окружающей среде.
Жорж Кювье (1769-1832) совершенствовал систему животного мира. Установил понятие о типах в зоологии и впервые объединил рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих в один тип – позвоночные. Его труды положили начало формированию новой науки – палеонтологии позвоночных.
| XIX в.
| Важны также работы немецкого ученого Шванна, сформулировавшего в 1839 г. основные положения клеточной теории, доказывавшей, что все живые организмы состоят из клеток.
| XIX в
| Всестороннее изучение животных приводило к возникновению множества новых систем животного мира, но все они были «искусственными», так как в понятие «естественной» системы животного мира никто до Чарльза Дарвина (1809-1882) не вкладывал эволюционного содержания. В книге «Происхождение видов путем естественного отбора» он доказал историческое развитие всех живых организмов из одного корня. Существование и соподчинение всех систематических категорий Ч. Дарвин объяснял теорией естественного отбора и принципом расхождения признаков, заложив теоретические основы естественной системы, доказав, что она сформировалась в процессе эволюции органического мира.
|
| Большое значение для доказательства и совершенствования естественной системы животных, а также развития зоологической науки в целом имели труды выдающихся русских ученых К. Рулье (1814-1858), К. Бэра (1792-1876), А.Н. Северцова (1827-1885), А.С. Ковалевского (1840-1901), И.М. Мечникова (1845-1916) и др.
| XIX- XX вв.
| Глубокое и разностороннее изучение животных в XIX - начале XX в., накопление огромного фактического материала, многообразие задач и методов исследования привели к появлению ряда самостоятельных зоологических отраслей знаний, каждая из которых рассматривает животных со своих позиций. Таким образом, в настоящее время зоология представляет целый комплекс наук, связанных между собой и изучающих один объект - животных
|
В настоящее время наука зоология представляет собой целый комплекс наук, связанных между собой и изучающих один объект – животных.
Морфология животных изучает строение организмов. Она включает анатомию, рассматривающую макроскопическое, т.е. видимое невооруженным глазом, строение органов и систем органов животных; гистологию, изучающую микроскопическое строение тканей и органов; цитологию, выясняющую структурные особенности клеток животных; эмбриологию, предметом исследования которой являются закономерности зародышевого развития животных. Физиология животных рассматривает жизненные процессы, протекающие в организме (пищеварение, дыхание, выделение, деятельность нервной системы и органов чувств и др.). Этология занимается исследованием поведения животных в естественных условиях. Экология животных выясняет взаимосвязи организмов с окружающей средой. Зоогеография изучает закономерности распределения животных по земному шару. Генетика животных – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Филогения животных проводит исследование исторического развития животного мира и отдельных групп организмов. Палеонтология изучает остатки вымерших животных, их строение, происхождение и родственные связи с современными формами. Систематика животных на основании других зоологических наук занимается классификацией организмов и строит естественную систему животного мира.
Таблица 3
Классификация простейших, изучаемых по школьной программе (неполная)
Подцарство одноклеточные, или простейшие
| Тип саркожгутиконосцы
| Тип споровики
| Тип инфузории или ресничные
| Класс Саркодовые
| Класс Жгутиконосцы
| Класс кокцидиеобразные
| Класс ресничные инфузории
| Отряд Амеб
| Отряд Эвгленовые
| Отряд Кровяные споровики
| Отряд инфузории
| Представители
| Амеба-протей
Амебы дизентерийная
Фораминиферы
Лучевики
| Эвглена зеленая
Трипаносомы
Лейшмании
Вольвокс
| Малярийный плазмодий
| Инфузория-туфелька
Сувойки
Стентор
|
|