Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура древнего Египта.






Письменность, литература, искусство, религия.

Развитие древнеегипетской культурной традиции продолжалось с 4 тыс. до н.э. до первых веков н.э.,

когда Египет находился в составе Римской державы. На протяжении всего этого времени культура

Египта эволюционировала, но оставалась неизменной в своих важнейших основах – оптимистическом мировоззренческом настрое, характерных религиозных представлениях, сохранении одного и того же

типа письменности и избирательного канона. Уже в эпоху Позднего царства и позднее, Египет

окружила атмосфера тайны, в греческий проникли слова египетского происхождения касающиеся

химии, науки, родившийся там. Благополучие египтян полностью зависело от воды – от Нила. Поэтому жители страны глубоко почитали бога реки – Хапи. Но еще важнее на урожай влияло солнце, поэтому бога солнца, Ра, которыйвозвысился при 5 династии, т.к. она была из нома Ра, египтяне считали самым главным имогущественным. Другие природные явления тоже обожествлялись.

Египтяне верили, что невидимые простому смертному боги поселяются в специально для них

выстроенных жилищах – храмах, которые украшались рельефами, а также огромными фигурами

фараона и статуями богов, хранителей этого храма. О жизни богов египтяне слагали предания – мифы.

Письменность в Древнем Египте возникла во второй половине 4 тыс. до н.э., как и повсюду на Древнем

Востоке, из потребности общества, усложнившегося на этапе образования государства, фиксировать

информацию. При этом в течение длительного времени она существовала параллельно с пиктографией –

способом фиксации того или иного сообщения при помощи изображения. Уже в 3 тыс. до н.э.

сформировались 2 типа древнеегипетского письма – собственно иероглифика (система чисто

рисуночных знаков, которыми делались монументальные надписи на стенах построек и иных

памятниках из камня) и иератика (система знаков, измененных по сравнению со своими рисуночными прототипами в связи с тем, что ими писали на иных материалах, пригодных для записи текстов и

хранения их в быту, греки называли это священными письмом). В 1 тыс. до н.э, когда на основе

новоегипетского формируется демотический язык, для записи текстов на нем (документы и лит.

произведения), складывается и особое письмо – демотика, обыденное письмо было похоже на нашу

стенографию. В позднем египте иероглификой высекали священные надписи, демотикой пользовались в быту, иерартикой переписывали старинную литературу. Детерминатив – это как 1-ый в слоговом письме. Письменность способствует формированию понятийного мышления. Иероглифы рисовали зеленой краской – цвет возрождения. Помимо религиозных текстов, в 3 тыс. до н.э. зарождается типично египетский литературный жанрпоучений – особых текстов, адресованных проходящим обучение будущим писцам. Настоящий расцвет древнеегипетско й литературы приходится на 1 Переходный период и эпоху Среднего царства. Катастрофа падения Древнего царства порождает раздумья о ее причинах, отражающиеся в

литературных произведениях. Из памятников религиозной литературы до нас дошли «Тексты пирамид». Вершин она достигла в эпоху Среднего царства, карьеризм и письмо. Памятники: Рассказ о Синухе, поставлен на противоречиях уклада варваров и египтян. «Путешествие Униамона в Библ»

Истоки древнеегипетского искусства уходят еще в додинастическое время, однако первый его

подлинный расцвет приходится на Древнее царство. Именно тогда появляются памятники архитектуры из камня, скульптуры, рельефы в гробницах. Формируется древнеегипетский канон изображения людей. В эпоху Среднего царства рельефы в гробницах вытесняются фресками. При Эхнатоне изобразительная традиция на время отходит от канона, к этому времени относится знаменитый скульптурный портрет

жены правителя, Нефертити. Одним из наиболее известных памятников Нового царства является

неразграбленная гробница Тутанхамона. Искусство отличается своей лаконичностью, строгостью,

монументальностью. Египет – государство, обращенное в прошлое. Обилие терминов, обозначающих вечность, говорит об интересе к проблеме времени. Египет постоянно думает о смерти, вспомните о пирамидах и мумификации. История в Египте тоже древняя наука: Палермский камень не уступает в древности пирамидам и содержит записи о политических и природных событиях. Позднее, в эпоху Птолемея, по просьбе правителя жрец Манефон создал историю Египта, разделил ее на 3 царства. Труд был написан по-гречески. Пирамиды: первая Джосера, с 4 династии пирамиды приобрели строгую геометрическую форму. Три великие пирамиды в районе города Гиза: Хуфу (Хеопс), Хафра, Менкаура, все они из 4-ой династии.Высота пирамиды Хуфу – 146 м. Пирамиду начинали строить как только царь стал царем, работалипосменно, всем миром, о чем пишет Геродот. К 6 династии пирамиды стали меньше и из кирпича.Ближе к первому переходному периоду – 23 – 21 века до н.э. – возвышаются местные номархи и их гробницы. Египет, даже забытый на века, оказал огромное влияние на мир: 1). Греков 2). Христианство. Идеипсихостасии, например. Более того, в православных храмах тоже есть Египет - прообразом св.

Христофора Кинокефала был Анубис 3). Рим

ДВ билет 7

Государства Шумера и Аккада.
В 8-7 тыс. до н.э. Верхняя Месопотамия была заселена потомками спустившихся с Загроса - крупней шая горная система современного Ирана. (и Армянского нагорья земледельцев и скотоводов. В 6 тыс. до н.э. носители самаррской традиции продвинулись в Нижнюю Месопотамию до Персидского залива и создали там протогорода. Самоназвание этой ой кумены – субареи (самоназвание - су). В 4 тыс. до н.э. в Нижней Месопотамии расселяется новый народ – шумеры, неизвестно, откуда пришедший и к какой языковой семье принадлежащий, и ассимилирует субареев. С этого момента культура Убей д сменилась культурой Урук, являющей ся ее продолжением. Формирование шумерского этноса разделило субарей скую ой кумену на 2 этноса: Субарту(север междуречья + Загрос) и Субар (граница Элама + ю-з Иран).
Шумеры эпохи Урука образовали племенной союз с центром в Ниппуре. Сложилась сильная племенная держава, властная верхушка которой эксплуатировала общинников и рабов-военнопленных. Во второй половине 4 тыс. Урук начинает внешнюю экспансию по Верхнему и среднему Евфрату и в Ю-З Иран. В конце 4 тыс. шумеры теряют внешние колонии, и начинается новая археологическая фаза Джемдет-Наср, оканчивающаяся в начале 3 тыс., когда шумеры овладели производством бронзы. С этого времени начинается т.н. Раннединастический период (3000-2300г. до н.э.). Традиционно говорят о периоде раздробленности, наводнении (2900 г. до н.э.) и вновь периоде раздробленности, когда шумеры и аакадцы уже живут как симбионты. Руководитель нома – наследственный правитель- верховный жрец храма – «эн». При нем – административный аппарат и зачатки служилой знати и регулярной армии. Власть эна ограничена советом общины и народны собранием. Авторитет эна покоился на общинном культе. К середине 3 тыс. сложился единый 2вуязычный суперэтнос «черноголовых» - потомков шумеров и аакадцев, принадлежность к которому определялась членством в общине. Термин «эн» заменился на «энси».
Существовало 3 социальных группы – господствующий класс (правящая верхушка), рядовые общинники, объединенные в территориальные общины и рыбы и подневольники рабского типа(разорившиеся общинники, младшие члены бедных семей, пожертвованные в храмы по обету, пришельцы из других общин, преступники, военнопленные). Существовало 2 формы эксплуатации. В храмо-государственных и частных хозяй ствах трудились за паек как рабы, так и не рабы, не имеющие собственных средств производства и не вольные свободно покинуть хозяй ство. 2 форма эксплуатации – государственные подати и повинности со всего населения.
Земельную собственность и рабочую силу получали разными путями.
Накануне и после потопа в Шумере существовало несколько значительных номов: Эреду, Ур, Урук, Лага, Умма, Ниппур, Киш.
Первый этап 28-27вв.: возвышениеКиша, правление I Кишской династии.. В конце этапа возвысился Урук, торговые связи с Араттой – зерно и скот на камень, дерево, металлы и лазурит
Второй этап 27-26вв: ослабление Киша. Гильгамеш освободил Урук от кишской гегемонии (победил царя Агу)
Третий этап 25-24вв: тенденция к объединению (нужда в общей ирригационной сети, ведении захватнических вой н и обороны от горных и степных племен). Выдвигается I династия Ура, храмовое хозяй ство подчинено правителю, богатей шие шахтные царские погребения. Дальше – период раздробленности и междоусобных вой н. 24 в. – гегемония Лагаша, подчинение всего Шумера, но вскоре – потеря влияния. Социальные противоречия обостряются: в Лагаше власть захватил Уруинимгина. 2318-2312 – правление «лугаля» Уруинимгины: отмена взносов с высшего жреческого персонала, увеличение натурального довольствия и гарантия прав храмовых работников, возвращение самостоятельности храмовому хозяй ству повинности, меры против долгового закабаления и распродажи общинной земли. Образование централизованного Аккадского государства государства:
Основатель Аккадского царства – Саргон (2316-2261). Завоевав Аккад, провозгласил его столицей своей державы.
Аккадская держава – централизованная деспотия. Храмовые хозяй ства – часть государственных. Номы лишены автономий и превращены в провинции, управляемые чиновниками. Советы и народные собрания ликвидированы как органы власти. Земля принудительно скупается у общин, государственный сектор расширяется, крестьян превращают в зависимое население. Наряду с шумерским, государственным языком становится аккадский. Население трудно жило в правление Саргона, поднимались восстания, от одного из которые, по преданию, Саргон прятался в сточной канаве. Преемник Саргона, внук Нарамсуэн, столкнулся с массовыми восстаниями по всей стране, подавил их, провозгласив себя богом. Потом- нападение закавказских кочевников, отражение которого обескровило страну, Нарамсуэн побил их, но погиб. Новое несчастье – горцы-кутии, захватившие Месопотамию и заставившие платить ее дань, аккадско царство распалось, в южной Месопотамии становилась кутий ская власть. Наместниками кутиев стали правители Лагаша, за что их и возненавидели. Лагашский царь Гудеа (2137-2117) создал единое храмовое хозяй ство, возвысил бога Нингирсу, учредил храмовый налог, торговые связи с, Сирией, Персидским заливом, Эламом, Ираном, Индией.
Кутий ске господство рухнуло под ударами всенародного восстания, поднятого в 2109г. рыбаком Утухенгалем. Централизованная держава – «Царство Шумера и Аккада»- была восстановлен, государственным языком провозглашен шумерский. Большая часть населения обращена в подневольных рабского типа: юноши – гуруши, девушки – нгеме, прикрепленных к хозяй ствам и работавшим там бригадами за пай ки. В государственных хозяй ствах распространен труд военнопленных. Цари ура обожествляли себя и плодили бюрократию (на одного работника – 2 чиновника, документации за этот период больше, чем за всю история Месопотамии). Шульги вел завоевательные вой ны на востоке, присоединил Верхнюю и Нижнюю Месопотамибю, Финикию с Библом, Элам, территорию от Загроса до Каспия. Свою власть поддерживал карательными походами и династическими браками.
В 2025г. сутии-амореи двинулись из Верхней Месопотамии на Аккад. Последний царь Иббусуэн воевал с Эламо, в то время как Амореи прорвали укрепления и вторглись в аккад. Управление развалилось. Начались междоусобицу, голод. 2000 – амореи расселились в Месопотамии, признав власть Ишби-Эрру.

ДВ билет 8

Старовавилонское царство. Законы Хаммурапи.
В 20в до н.э. аморей ские вожди возглавляют царства, формально не зависимые то Иссина. В 1895г. такое царство с центром в г. Вавилоне создал Сумуабум. Время правления его династии в Вавилоне Старовавилонский период в истории Месопотамии (19– 17 века до н.э.)). Этническая трансформация Нижней Месопотамии завершилась: аккадцы ассимилировалишумеров, шумерский – месопотамская «латынь».
Аморей ско-аккадские государства воюют друг с другом. К 1800г. до н.э. – юг – Ларса, центр – Вавилон и Эшнунна, Верхняя Месопотамия и Староассирий ское царство – под властью Шамши-Адада, управлявшего владениями через наместников в военных округах.
В обществе Месопотамии того времени 3 сословия: свободные общинники авилумы, «царские люди» мушкенумы и рабы-вардумы. Авилумы пользовались общинным самоуправлением, платили подати царю. Мушкенумы не входили в общины и не имели самоуправления, отдавались под покровительство царя, чтобы получить надел, за что несли подати, воинскую повинность и царскую службу; государство регламентировало их жизнь, запрещая самовольно покидать надел. Вардумы – частные рабы, объекты купли-продажи, но не вещи, люди, чей труд и время эксплуатирует хозяин. Четких сословных границ не было. В старовавилонском обществе 2 основных класса – господствующий (госслужащие) и эксплуатируемые государством мелкие производители, ведущие свое хозяй ство. Мушкенумы эксплуатировались сильнее общинников. Частная эксплуатация в городских общинах не приводила к формированию классов. Элита – служащие царю авилумы и мушкены, не платившие налогов. Крупных частных владений нет. Община крепка, внутри нее частных эксплуататоров нет.

Первая половина 18 века – интеграция Месопотамии. В 1780г. сильней ший царь – Шамши- Адада, от которого зависят Хаммурапи (1792-1750), Катна (Сирия), С-З Иран. После его смерти, его держава Субарту развалилась. В Мари воцарился Зимрилим, и местной династии, изгнанный Шамши- Адад. Эламиты в 1770 г. стали контролировать всю Месопотамию. В 1764г. Зимлирим и Хаммурапи изгнали их. При Хаммурапи(1792-1750) Вавилон достиг расцвета. Началось десятилетие вой н,
приведшее к объединению страны. Тактика Хаммурами -политика военных союзов: 1) союз с Ларсой, захват Урука и Иссина; 2)союз с Мари, захват Эшнуны, Ларсы; 3)1759 – захват Мари, разгром Зимлирина; 4)ассирий ские города Ашшур и Ниневия признали власть Вавилона. Т.о. образовалась централизованная общемесопотамская империя. Хаммурапи делил ее на 2 части: коренная территория (аккадоязычные номы, поклоняющиеся шумеро-аккадским богам), о которой Хаммурапи обязывался заботиться, и чужеродная периферия (эламитская Сузианна, хурито-аморей ские территории Верхней Месопотамии, Мари), не упоминающиеся у Хаммурапи.
Законы Хаммурапи (ок 1755 года) приобрели славу, т.к. отражали потребности государства и реально дей ствовали. Они считали образцовыми 1000 лет. Цель Законов – социальная справедливость и благоденствие общества. Они ограничивали частную эксплуатацию и частнособственнические отношения, утверждали за государством контроль над всей хозяй ственной жизнью, регулировали цены и тарифы, условия най ма, аренды и возмещения долга, правила природопользования, ограничивали ростовщичество, устанавливали предельный срок долгового рабства – 3 года, устанавливали регулярные указы справедливости, по которым каждые 10-15 лет списывали долги.
Держава Хаммурапи в полном объеме просуществовала недолго. При его сыне Самсуилуне (1794-1712) на Месопатамию с востока обрушились касситские племена царя Гандеша, аборигены северного Ирана, которые рассекли державу на 2 части и обосновались на Среднем Евфрате, создав государство Хана, и восточнее Диялы. В итоге Верхняя Месопотамия и Ашшур откололись и вновь распались на враждующие номы, а юг Месопотамии в 1739 г. выступил против Вавилона, но был разбит Самсуилуной. В 1722 г. на юге образовалось враждебное Вавилону царство Приморье. В 18-17 веках Верхняя Месопотамия была занята хурритами, там образовалось государство Ханигабальт. В 1625г. Вавилон захватил Хану, но в 1595г. сам был разграблен

ДВ билет 9

Шумеро-аккадская культура.
Для Месопотамии был характерен особый менталитет, вызвавший яростную реакцию в ветхозаветной
традиции, фундаментальной чертой которого было полное отсутствие абстрактных «абсолютных ценностей»; во гла-ву угла ставилось физическое благополучие общества и его чле-нов. Общество не считало ценным то, что не было нужно никому в отдельности; признанные же ценности определялись именно тем, насколько они были нужны отдельным людям, составляю-щим общество.
Считалось, что чем полнее человек удовлетворяет свои соб-ственные желания без прямого ущерба для других людей, тем лучше.(«Ничто не дорого, кроме сладостной жизни», «С хорошо устроенным имуществом, сынок, ничто не сравнится», «Небо да-леко, а земля драгоценна», «Не знать пива – не знать радости»-шумерские пословицы)
В центральном произведении месопотамской книжности, «Эпосе о Гильгамеше» утверждается гедонистическое отношение к жизни. В другом традиционном произведении — диалоге господина- Желания (или Воли) и раба-Рассудка релятивистки ставятся проблемы личного выбора, решаемая через главенство воли над разумом, при огромной роли и неизбежном существовании последнего. В шумеро-аккадском пантеоне главенствовали Ан — бог неба, Энлиль — «господин воздуха» и Энкн (За) — бог воды и храни-тель мудрости. Выделялись две большие группы богов: небесные игиги и подземные и земные ануннаки. Семью великими игигами в Вавилонии считались Ан, Энлиль, Эа, Син (бог луны), Шамаш (бог Солнца и социального порядка), Мардук (бог-покровитель Вавилона) и Иштар
(богиня плодородия, любви и вой ны, кругово-рота жизни и смерти). Как и во многих мифологиях Западной Евразии, предусматривалось два «царя богов» — старший, но ре-ально почти безвластный Ан и его сын Энлиль, который и осу-ществляет реальное управление миром По вавилонскому мифу собрание богов при-нуждено было провозгласить своим царем Мардука, чтобы тот из-бавил мир от хаоса, исходящего от чудовища Тиамат, а в Ассирии «Царем всех богов» был Ашшур. Бог бури Адад и бог вой ны Нинурта выдвигаются в связи с появлением военных держав.
Собрание богов и отдельные боги определяли и переопределя-ли шимту (судьбу) всякого объекта и существа; впрочем, какая-то доля влияния на свою и чужую шимту имелась у каждого. На загробный мир шумеро-аккадцы смотрели совершенно безнадеж-но: всех там ожидала одна, и очень плохая судьба, принципиаль-но лишенная каких бы то ни было радостей. За пределами земной жизни заботиться было не о чем.
Согласно твердым представлениям, боги создали людей, что-бы было кому кормить их жертвами и обеспечивать жилищами-храмами, сокровищами и т.д.; до этого боги принуждены были трудиться ради своего пропитания сами, жили в скверных жили-щах и т.п. Рядовой человек не общался с великими богами; для этого существовали посредники — царь всей страны и личные боже-ства-покровители, имевшиеся у каждого. При выборе отношения к богам месопотамец колебался между тактикой «богобоязненно-го человека» и горьким осознанием того, что боги слишком капризны, далеки и непредсказуемы, чтобы на эту тактику молено было полагаться. Цели общения с богами в любом случае были одни и те же — обе-спечение житей ских благ тех, кто в это общение вступает. Важней шим культурным открытием шумеров была словес-но-слоговая клинопись, применяющая «ребусный» принцип (знак, первоначально обозначавший односложное слово, обозна-чает также и соответствующий слог в составе любого слова). Грамотность в Месопотамии была распространена довольно ши-роко и очень уважалась. Главными ее центрами были школы («дома табличек») при дворцах и храмах; при них создавались библиотеки «глиняных книг» на разных языках. Громадная би-блиотека, собранная по приказу Ашшурбанииала в Ниневии - главный источни-к знаний о Месопотамии.
Наука носила сугубо прикладной характер. Астрономия и астрология достигли особых успехов. Месопотамцам принадлежит деление неба на 12 зодиакальных созвездий, их на-звания (Овен, Телец,
Близнецы и т.д.) и счет времени по шестидесятеричной системе..

ДВ билет 10.

Культура и религия древней Месопотамии(М)

Для М. был характео. особ.менталитет, вызвавш.яростн. реакц. в ветхозаветной традиции, фундамент. чертой которого было полное отсутствие абстрактн. «абсолют. ценностей»; во главу угла ставилось физ. благополуч. общества и его членов. ценности определялись именно тем, насколько они были нужны отдельг. людям, составл. общество. На 1-ый план выходили индивид. радость и страд.(физ. и эмоц.) и выбор, который делает индивидуум, чтобы умнож.1-ое и уменьш. 2-ое. 2-ым центр. понятием этики являлись взаимные обязательства, направленные на солид. обеспеч. радости и избеж. страд.общество восприним. как союз, поддерживаемый людьми с этой целью, и именно на это опирался его авторитет. Считалось, что чем полнее человек удовлетворяет свои собственные желания без прямого ущерба для других людей, тем лучше. М. пословицы, передают рацион. релятивизм, прагматизм и гедонизм их создателей, но равным образом и приверженность их к высоко оцененному с точки зрения отдельных людей обычному соц. порядку: «Ничто не дорого, кроме сладостной жизни», ««Небо далеко, а земля драгоценна» В центр. произв. месопотамской книжности, «Эпосе о Гильгамеше» утверждается гедонистическое отнош.к жизни. В другом традиц. произв.- диалоге господина-Желания (или Воли) и раба-Рассудка релятивистки ставятся проблемы личного выбора, решаемая через главенство воли над разумом, при огромной роли и неизбежном существовании последнего.

В шумеро-аккадском пантеоне главенствовали Ан — бог неба, Энлиль — «господин воздуха» и Энки (За) — бог воды и хранитель мудрости. Выделялись две группы богов: небесные игиги и подземные и земные ануннаки. Семью великими игигами в Вавилонии считались: Ан, Энлиль, Эа, Син (бог луны), Шамаш (бог Солнца и социального порядка), Мардук (бог-покровитель Вавилона) и Иштар (богиня плодородия, любви и войны, круговорота жизни и смерти). Как и во многих мифологиях Зап.Евразии, предусматривалось два «царя богов» — старший, но реально почти безвластный Ан и его сын Энлиль, который и осуществ. реальное упр. миром. Бог бури Адад и бог войны Нинурта выдвигаются с появл. военных держав. Собрание богов и отдельные боги определяли и переопределяли шимту (судьбу) всякого объекта и существа; про загробный мир: всех там ожидала одна, и очень плохая судьба, принципиально лишенная радостей. За пределами земной жизни заботиться было не о чем. Рядовой человек не общался с великими богами; для этого существовали посредники — царь всей страны и личные божества-покровители, имевшиеся у каждого. При выборе отношения к богам месопотамец колебался между тактикой «богобоязненного человека» и осознанием того, что боги слишком капризны, далеки и непредсказуемы, чтобы на эту тактику молено было полагаться. Цели общения с богами-обесп. житейских благ тех, кто в это общение вступает. Важнейшим культурным открытием шумеров была словесно-слоговая клинопись, применяющая «ребусный» принцип.Грамотность в Месопотамии была распростр. широко и уважалась. Главными ее центрами были школы («дома табличек») при дворцах и храмах; при них создавались библиотеки «глиняных книг» на разных языках. Громадная библиотека, собранная по приказу Ашшурбанииала в Ниневии - главный источник знаний о Месопотамии. Наука носила сугубо прикладной характер. Астроном. и астролог. достигли особых успехов. Месопотамцам принадлежит деление неба на 12 зодиакальных созвездий, их названия (Овен, и т.д.) и счет времени по шестидесятеричн. сист.

ДВ билет 11


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал