Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЗАНЯТИЯ №10
Речевая тема: Клетка – наименьшая единица живого организма. Грамматическая тема: Квалификация предмета – что считают чем (каким); что считается чем (каким); что представляет собой что; что заключается в чем; что состоит в чем. II. Цель: дать общее представление о коммуникативной задаче и смысло-речевых ситуациях в подъязыке медицины. III. Задачи: Практические навыки: выработать навыки адекватно воспринимать, воспроизводить и интерпретировать научные текста в сфере медицины, определять его коммуникативную задачу, смысло-речевые ситуации. Основные вопросы темы: 1. Коммуникативная задача текста медицинского профиля. 2.Смысло-речевые ситуации медицинского текста. 3.Квалификация предмета. V. Методы обучения и преподавания. ⃰ Репродуктивный: объяснение теоретического материала, языковой анализ научного медицинского текста, выполнение языковых и речевых упражнений. ⃰ Наглядный: работа с таблицей. ⃰ Активный: лингвистическая игра; отбор ключевых слов в медицинском тексте, атака вопросами. VI.Задания по теме: Задание 1. Ознакомьтесь с таблицей. Сравните, какие конструкции используются для квалификации предмета.
Задание 2. Выпишите из таблицы приведенные примеры. Подчеркните конструкции, характеризующие квалификацию предмета. Задание 3. Прочитайте и озаглавьте текст. Докажите, что коммуникативная задача данного текста – квалификация предмета. Выпишите конструкции, передающие коммуникативную задачу. Найдите сложные слова и объясните их значение. Клетка считается структурно-функциональной единицей живого организма, способной к делению и обмену с окружающей средой. Ее функция заключается в осуществлении передачи генетической информации путем самовоспроизведения. Клетки представляют собой разнообразные по строению, функции, форме, размерам единицы. Самыми крупными в организме человека считаются яйцеклетка и нервная клетка, а самыми маленькими считают лимфоциты крови. По форме клетки бывают шаровидные, веретеновидные, плоские, кубические, призматические и др. Некоторые клетки вместе с отростками достигают длины до 1, 5 м и более (например, нейроны). Задание 4. Прочитайте текст. Выпишите конструкции, характеризующие квалификацию предмета. Строение клетки Каждая клетка имеет сложное строение и представляет собой систему биополимеров, содержит ядро, цитоплазму и находящиеся в ней органеллы. От внешней среды клетка отграничивается клеточной оболочкой — плазма-леммой (толщина 9—10 мм). Ее функция состоит в осуществлении транспорта необходимых веществ в клетку, и наоборот, во взаимодействии с соседними клетками и межклеточным веществом. Внутри клетки находится ядро, в котором происходит синтез белка. Его функция заключается в хранении генетической информации в виде ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота). Форма ядра кажется округлой, но в плоских клетках оно несколько сплющенное, а в лейкоцитах палочковидное или бобовидное. В эритроцитах и тромбоцитах оно отсутствует. Сверху ядро покрыто ядерной оболочкой, которая представлена внешней и внутренней мембраной. В ядре находится нуклеоплазма. Она представляет собой гелеобразное вещество, содержит хроматин и ядрышко. Задание 5. Выпишите из текста «Строение клетки» термины, общие для русского и казахского языков. Поставьте их в начальной форме и обозначьте ударение. Задание 6. Переведите выделенные в тексте «Строение клетки» слова на родной язык. Задание 7. Прочитайте текст. Передайте кратко полученную информацию. Докажите, что данный текст относится к научно-популярному подстилю.
Из чего состоят клетки? Несмотря на то, что у разных клеток нашего тела различные задачи, по своему строению они все похожи друг на друга. У них имеется клеточная оболочка, или клеточная мембрана. Ее задача состоит в защите содержимого клетки и регулировании того, что может попадать в клетку, а что может выходить за ее пределы. Задача клеточного ядра заключается в управлении всеми процессами внутри клетки. Энергию для этого поставляют митохондрии – «электростанции» клетки. Они отвечают за ее дыхание. За переработку веществ и детоксикацию отвечает так называемая эндоплазматическая сеть. Все эти тельца окружены жидкой клеточной плазмой. Если мы мало пьем, клетки усыхают.
Задание 8. Выпишите из текста «Из чего состоят клетки» конструкции, обозначающие квалификацию предмета.
|