Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Какие науки нужно изучать, чтобы лечить
Чтобы заниматься лечением различных болезней, необходимо изучать целый ряд наук. Прежде всего, надо в совершенстве владеть анатомией, которая занимается изучением расположения различных органов и частей, строения тканей (гистология), развития тканей и всего тела (эмбриология). Физиология поможет разобраться в здоровом состоянии организма, в то время как исследовать расстройства поможет общая патология. Расстройства, связанные с грибками, поможет разобрать бактериология. Составом и действием лекарств занимается фармакология. Противостоять ядам поможет токсикология. Огромную пользу принесет патологическая анатомия, которая даст врачу материал для того, чтобы правильно распознать болезнь и назначить лечение.
Задание 5. Выпишите из текста «Какие науки нужно изучать, чтобы лечить» слова и термины, которые соответствуют нижеприведенным переводным эквивалентам. Емдеу, ғ ылым, орналасу, бө ліктер, дене, бұ зылу, қ ұ рам, кү й, ауру. Задание 6. Выпишите из текста «Какие науки нужно изучать, чтобы лечить» названия наук. Поставьте ударение. Являются ли данные термины общими для русского и казахского языков? Обоснуйте свое мнение. Задание 7. Выпишите из текста «Какие науки нужно изучать, чтобы лечить» выделенные слова и подберите к ним однокоренные слова. Обозначьте корень. С любыми двумя словами составьте распространенные предложения. Задание 8. Прочитайте и озаглавьте текст. Образуйте от выделенных словосочетаний сложносокращенные слова. Какие типы лечебных учреждений различают? Лечение больных требует постоянного наблюдения и специального ухода. По этой причине существует широкая сеть лечебных учреждений и организаций. Хотя в некоторых случаях лечение (когда болезнь не тяжелая или на период восстановления) может осуществляться и на дому - под наблюдением семейного врача. Задание 9. Спишите, раскрывая скобки. Объясните значение словосочетаний. Нормальный (жизнедеятельность), болезненный (состояние), лечение (болезнь), расположение (различный) органов, лечебный (учреждение), воздействие (патогенный) организмов.
Задание 10. Прочитайте текст. О чем вы узнали? Сформулируйте тему и основную мысль текста. Определите подстиль. Составьте кластер на тему «Классификация болезней».
Общепринятая классификация болезней и направления врачебной деятельности: Хирургические заболевания (хирургия) – болезни, вылечить которые можно только путем оперативного (хирургического вмешательства). Злокачественные заболевания (онкология) – болезни, причиной которых являются различного рода дефекты клеток организма. Наследственные (генетические) болезни – болезни, причиной которых являются дефекты генов. Кожные болезни. Глазные болезни (офтальмология). Инфекционные болезни вызываются воздействием различных микроорганизмов на человеческий организм. Психические болезни (психиатрия) выражаются в нарушении способности объективно воспринимать действительность. Педиатрия - болезни, которые поражают детей. Диетология - заболевания из-за неправильного питания. Интеркуррентные болезни, или как их еще называют в быту, осложнения (например, дисбактериоз из-за лечения гриппа антибиотиками).
Задание 11. Составьте синквейн к слову болезнь, о пираясь на прочитанные тексты. Задание 12. Какие слова из текста «Классификация болезней» переводятся как: жіктеу бағ ыт тә сіл қ олдану себеп асқ ыну?
Задание 13. Прочитайте текст сначала целиком, затем по абзацам. Пользуясь вопросами, составьте тезисы-ответы на вопросы. Сохраните цифровую нумерацию. Опираясь на тезисы, устно раскройте основные положения текста. «Врач – больной – болезнь – лечение» Для врача, конечно, важна болезнь, поскольку именно она – сфера его профессиональной деятельности. Но болезнь и больной – вещи нераздельные. Если для врача болезнь пациента – вещь понятная, то для пациента его болезнь – есть нечто исключительное, неясное и актуальное. Руководимый этими позициями – исключительностью, неясностью и актуальностью своей болезни – пациент оказывается в стрессовой ситуации. А человек, находящийся в стрессе, неадекватен – ни психологически, ни соматически, его состояние отягощается, а лечение не может проходить должным образом, что в свою очередь снижает эффективность проводимой терапии, а также грозит развитием серьезных психических расстройств. Состояние больного особенное, и от того, насколько точно он представляет себе свое положение, суть заболевания, возможности его лечения и законы этого лечения, от того, насколько он верит, насколько он рачительно относится к своему здоровью и жизни, насколько адекватно он оценивает роль здоровья в создании качества жизни, – от всего этого в конечном итоге и зависит результативность работы врача. Больной, который тревожится, когда не нужно и даже вредно переживать, или, напротив, отнюдь не переживает там, где следовало бы обеспокоиться; больной, который не верит лечению или не верит врачу; больной, который не рассматривает свое здоровье как ресурс, как средство производства, как экономический фактор, такой больной будет лечиться плохо. В каком-то смысле врач не несет за это ответственности, поскольку ему не вменена роль просветителя, повышающего общий уровень культуры населения. Однако это, с другой стороны, не снимает с него ответственности за качество выполняемой им работы. Вот почему речь идет не просто об отношениях «врач – больной», но еще и об отношениях «больной – болезнь», а также об отношении «больной – лечение», то есть в конечном итоге о комплексном отношении «врач – больной – болезнь – лечение».
Вопросы 1. Что является важным для врача? 2. Чем является болезнь для врача и пациента? 3. Почему пациент оказывается в стрессовой ситуации? 4. Что снижает эффективность проводимой терапии? 5. От каких факторов зависит результативность работы врача? 6. Какой больной будет лечиться плохо? 7. Какое комплексное отношение нужно учитывать при лечении?
Задание 14. Ознакомьтесь с текстом. Подготовьтесь к дискуссии «Почему наша медицина сегодня - медицина болезней и больных»? Каждый может выразить свое отношение к данной позиции. Наша медицина сегодня - медицина болезней и больных. У нас нет медицины здоровья - валеоцентричной медицины. Она лечит болезни, а не формирует у людей настрой на здоровый образ жизни. Современные врачи знают законы болезней, но не здоровья. Когда дом горит - его надо тушить, а потом продолжать кидать спички в стог сена - авось не загорится. Врачи - только пожарники, а не архитекторы - строители здоровья. Всемирная Организация Здравоохранения провозгласила направление медицины, согласно которому в XXI веке медицина должна перейти от “защитно-оборонительных” позиций к “социально-конструктивным”, связанным с созданием самого здоровья и активного долголетия людей. В этом случае должна принципиально измениться и роль врача. Из “лечащего болезни” он должен стать “конструктором здоровья”, а “медицина болезней” должна стать “медициной здоровья”. Задание 15. Разделитесь на пары. Составьте тематическую группу слов по изучаемой речевой теме. Задание 16. Переведите на родной язык. В каких ситуациях используются эти словосочетания? Медицинская документация, анализ крови, дата рождения, дата время взятия крови, исследование направить, биохимический анализ крови, дата взятия материала, результаты, общий белок, мочевина, нормативные величины, мочевая кислота, профосмотр. Для справок: қ ан талдауы, қ ан алу кү ні уақ ыты, туғ ан кү ні, зерттеуге жіберілсің, қ анның биохимиялық талдауы, материал алынғ ан кү ні, қ алыпты мө лшерлер, нә тижелер, жалпы нә руыз, несепнә р, несеп қ ышқ ылы, профтексеру, медициналық қ ұ жаттама.
Лингвистическая игра «Скажите одним словом» 1. Состояние организма, выраженное в нарушении его нормальной жизнедеятельности, продолжительности жизни и способности поддерживать нормальный гомеостаз. 2. Наука, которая занимается изучением расположения различных органов и частей. 3. Наука, которая изучает строение тканей. 4. Наука, которая исследует развитие тканей и всего тела. 5. Наука, которая поможет разобраться в здоровом состоянии организма. 6. Наука, которая поможет исследовать расстройства организма. 7. Наука, которая поможет разобраться с расстройствами, связанными с грибками. 8. Наука, которая занимается составом и действием лекарств. 9. Наука, которая поможет противостоять ядам. 10. Наука, которая даст врачу материал для того, чтобы правильно распознать болезнь и назначить лечение.
VII. Литература 22. Жанпейсова У.А. – Русский язык для студентов медицинских вузов. – Алматы: КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2011. -114 c. 23. Жанпейс У.А. – Учебное пособие «Русский язык-1» для студентов медицинских вузов (бакалавриат). – Алматы: Printmaster, 2013. -116 c. 24. Жанпейс У.А. – Учебное пособие «Русский язык-2» для студентов медицинских вузов (бакалавриат). Алматы: Printmaster, 2013. – 124 c.
|