Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Автор-составитель: Н.В. Колодяжная






МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА И

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ

БОРИСОВ, БЕРЕЗИНА, СТУДЁНКА

В 1812 ГОДУ»

Настоящая документация не может быть полностью или частично воспроизведена, тиражирована и распространена в качестве официального издания без разрешения УП «Национальное агентство по туризму»

Минск


МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ

«Согласовано» Заместитель Министра спорта и туризма Республики Беларусь Ч.К.Шульга «_____»_________________________2006 г. «Утверждаю» Директор УП «Национальное агентство по туризму» Ю.А.Ходько «_____»______________________2006 г.

 

«Борисов, Березина, Студёнка в 1812 году»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ

 

Вид экскурсии: автобусно-пешеходная

Протяженность маршрута: 70 км

Продолжительность экскурсии: 3 часа экскурсионных (или 2 часа 15 мин астрономических)

плюс 1 час сопровождения

 

Автор-составитель: Н.В. Колодяжная

 

Минск

Цель экскурсии:

  • содействовать развитию интереса к историческим событиям, происходившим на белорусской земле;
  • способствовать пониманию и правильной оценке событий прошлого;
  • понимать интерпретацию исторических событий в настоящее время.

 

Задачи экскурсии:

 

  • познакомить экскурсантов с памятными местами и событиями Отечественной войны 1812 года на реке Березине под Студенкой и в Борисове.

 

Маршрут экскурсии:

 

  • от места приема группы – ул. Р. Люксембург – пр. Революции к «Батареям» - ул. Гагарина – ул. III Интернационала – пл. 900-летия города Борисова – ул. Лопатина – ул. Каминского – ул. III Интернационала – ул. Яроша – ул. Лопатина – шоссе Борисов-Зембин в д. Студенка – заезд в деревню на ул. Береговую – выезд на шоссе Борисов-Зембин – д. Веселово – поворот на д. Ляховка – по дороге от деревни Костюки к Брылевскому полю – пройти по аллее у памятников, к курганам, к р. Березине (пешеходная часть экскурсии) – с Брылевского поля через
    д. Б. Стахово в Борисов – на пр. Революции к краеведческому музею.

 

Организационные указания:

  • так как маршрут экскурсии проходит рядом с д. Светлая Роща, где располагается полигон МЧС, там отрабатывается 1200 разных моделей и ситуаций, в которых работают спасатели, есть поляна «выживания», кроме того, спасатели курируют памятники в Студенке и на Брылевском поле, то можно заказать экскурсию и на полигон МЧС (час времени);
  • униформисты г. Борисова могут у объектов экскурсии встретиться с группой;
  • житель д. Студенки, владелец 4 тома юбилейного издания «1812 г. Отечественная война и русское общество. 1912», Сморгович Михаил Федорович, предоставляет возможность экскурсантам подержать эту книгу в руках; адрес: ул. Береговая, 48;
  • экскурсовод, работающий по данному маршруту, должен хорошо знать дорогу, подъезды к объектам, ориентироваться на территории района, т.к. обстановка с заездом в нужные пункты часто меняется в связи с состоянием дорог и погоды (по самой Студенке дорога грунтовая);
  • по договоренности с местными жителями можно заказать лодочную прогулку по Березине из Студенки на Брилевское поле;
  • необходимо напоминать заказчикам о том, что нужно много ходить в процессе экскурсии не по очень благоустроенным дорогам, - обувь должна быть удобной;
  • в весенне-летне-осенний период на Брылевском поле много травы, кустарников, деревьев – беречься укусов комаров, клещей и других насекомых;
  • на Брылевском поле – место возвышенное и ветреное – при выходе из автобуса напоминать экскурсантам о том, чтобы тепло одевались;
  • Брылевское поле – место, куда обычно с пятницы по воскресенье приезжают кортежи брачных церемоний – много людей и машин; приходится лавировать в этой массе весело настроенных людей.
  • На месте встречи с группой сделать организационное вступление к экскурсии (1-2 мин.).
  • От места приема группы до первого объекта – ул. Р. Люксембург (а в прошлом – это старый Минский шлях) – дать вступление к теме экскурсии (3 – 5 мин.).

 

Примечание к графической части:

  • Время, указанное в графе «4», включает как время показа объектов и рассказа о них, логического перехода, так и время переезда автобуса к следующему объекту.

 

 

Маршрут экскурсии Места остановок Объекты показа Время (мин) Основное содержание экскурсии. Перечень подтем и вопросов Организационные указания Методические указания
             
От места приема группы на ул. Р. Люксембург – на пр. Революции к стоянке у «Батарей». Проездом Ул. Р. Люксем-бург – старый Минский шлях; предмостные укрепления со стороны к-ра «Мир», ул. 1812 г., мост через Березину; панораму р. Березины.   Борисов и предместье накануне Отечественной войны 1812 года.Краткая хар-ка города в 1811 – 1812 годах. · строительство укреплений на территории Беларуси накануне войны; · значение Борисова в системе укреплений. При выезде к кинотеатру «Мир» обратить внимание группы на местность справа, за кинотеатром, обратить внимание на панорамный вид реки и города от поворота с ул. Р. Люксембург к пр. Революции, показать мост, сообщить, что и в те времена мост был здесь, к нему выходил Минский шлях, подчеркнуть, что город был за рекой, а на этом правом берегу Березины города еще не было; при подъезде к стоянке показать ул. 1812 года. Характеризуя город того периода, четко объяснить, что город был за рекой, что Минский шлях именно здесь выходил к Березине, что мост в те времена был там, где сейчас пешеходный мост. Широко использовать панорамный показ – местность за кинотеатром справа, панораму Березины и старого города. Объяснить, почему именно здесь строились укрепления. Использовать приемы реконструкции и локализации, показывая, где проходила дорога, где был мост и город. Объяснить, почему Борисов был одним из звеньев в общей системе укреплений.
Из автобуса по ступенькам на смотровую площадку, затем вниз ко рву и к центральной части «Батарей». Остановить группу на смотровой площадке; остановить группу в центре укреплений. Земляные укрепления, набережный вал, рвы, панорама старого города, мемориальный знак, указатель на дереве. Панорама укреплений.   Батареи – уникальный памятник Отечественной войны 1812 г. · строительство укреплений на р. Березине в Борисове; · события у Батарей в начале и в конце кампании 1812 г.; · Батареи – место театрализованных сражений. Предупредить водителя об остановке и выходе на небольшой стоянке у смотровой площадки. Предупредить группу о подъеме наверх по ступенькам и о том, что мы пройдем по этим валам. На площадке после подъема дать несколько минут отдышаться и осмотреться, и только после этого начинать показ и рассказ. Предупредить об осторожном продвижении по валам и рвам. Вернуться в автобус. Обратить внимание на то, что мы поднялись на значительную высоту по отношению к стоянке, что мы стоим на гребне Набережного вала, жестом указать его протяженность вдоль реки и сообщить параметры. Объяснить, что такое «тет-де-пон», почему именно здесь его сооружали, для этого группу развернуть лицом к реке. Использовать приемы реконструкции, описывая, как сооружали укрепления. Сообщить, как развивались здесь события. Подчеркнуть, что памятником являются эти валы и рвы, а мемориальный знак – это только напоминание. Прочитать тексты, разобрать схему. Используя прием движения, познакомить группу с укреплениями, пройти через ров и вал к центру. Если это дети, можно провести с ними игру.
От «Батарей» по пр. Революции на ул. Гагарина, через мост, в старый город. Проездом р. Березина, место строительства храма, музей, памятник экипажу П. Рака.   Река Березина – важная веха в истории войны 1812 г. · Березина – часть истории войны 1812 г. · увековечивание памяти погибших за Отечество, строительство храма; · краеведческий музей – хранилище экспонатов об истории края. Так как храм строится напротив музея, то рассказ о нем начать при отъезде со стоянки и предупредить экскурсантов, что он будет виден слева, а напротив него – справа музей. Пояснить роль реки Березины и в истории города, и в истории военных событий всех времен. Отметить, что именно всем погибшим за Отечество и возводится храм. Показать музей, сообщить основные данные, подробнее рассказать о роли музея, об экспозиции, о материалах в его фондах. Пояснить, что с р. Березиной связан и подвиг экипажа П. Рака. Дать справку о реке.
С ул. Гагарина на ул. III Интерна-ционала, на площадь 900-летия города Борисова   От стоянки у собора подойти к зданию воскресной школы, к собору, к памятнику князю Борису. Проездом   Выход, подвести группу к зданию воскресной школы, к собору, к памятнику князю Борису. Панорама старого города, здание костела, панорама площади.   Здание воскресной школы, собор, рыночная площадь, памятник князю Борису, место, где начинали закладку памятника, посвященного 1812 г.; площадь 900-летия.   Старый город Борисов. · история возникновения города; · особенности застройки; · облик города в 1812 году   Площадь 900-летия города Борисова – свидетель многочисленных событий. · бывший дворянский дом – госпиталь для раненых в 1812 г.; · первая служба в соборе – посвящена событиям 1812 г.; · история неоткрытого памятника, посвященного событиям 1812 г.   Т.к. показ ведется из окна автобуса, использовать указательные жесты и точно ориентированные словесные указания куда смотреть, конкретно описывать нужные объекты.     Дать возможность экскурсантам сделать фотографии, выделить время, оговорить время сбора в автобусе. Используя прием цитирования, привести отрывок Татищева как отправную точку для раскрытия подтемы. Охарактеризовать современный облик этой части города, сделать акцент на то, что все это в 1812 г. отсутствовало. Выделить здание костела, подчеркнуть, что его строительство началось в 1806 г. (костел отметил 200-летие в 2006 г.), но завершено строительство в 1823 г.   Прием предварительного осмотра при выходе на площадь и предварительного обзора. Подвести группу к бывшему дворянскому дому, используя прием реконструкции и цитирования, выделить это здание, как имеющее отношение к 1812 г. Развернуть группу лицом к собору. Здание собора привлекает внимание – вписать его в тему сообщением, что первая служба была посвящена победе русского оружия над французами. Подвести группу к памятнику князю Борису. Используя прием реконструкции, описать торжества в честь 900-летия города, охарактеризовать памятник, подчеркнуть, что его авторы – авторы памятника на окраине д. Студенки, куда мы сейчас и поедем. Используя прием локализации, сообщить, что здесь же, у стен собора в 1912 г. собирались открыть памятник, посвященный событиям 1812 г.
С площади на ул. Лопатина, на ул. Каминского, на ул. III Интерна-ционала, на ул. Яроша, на ул. Лопатина, на шоссе Борисов – Зембин Проездом При выезде с ул. Яроша на ул. Лопатина справа поле, это место, где приземлялся Гитлер, д. Староборисов, территория школы-интерната (справа), пойма р. Березины (слева); дорога на полигон МЧС (справа).   Путь к переправе армии Наполеона осенью 1812 г. · отступление армии Наполеона; · поиски места переправы; · обманный маневр; · ночлег в Старо-Борисове; · путь к Студенке; · память о событиях 1812 г. в д. Светлая Роща.   Для показа места ночлега Наполеона на территории д. Староборисов группу готовить заранее, ориентируя словами «сейчас мы спустимся с холма вниз, справа, за соснами…» От «домика Наполеона» - такое название закрепилось за ним в краеведческой литературе – остались фрагменты фундамента и подвал – это на территории школы-интерната, где живут дети, больные туберкулезом. Часто здесь работают иностранные волонтеры, привозят гуманитарную помощь. Воссоздавая картину отступления Наполеона, широко использовать приемы реконструкции, описания, цитирования. Объяснить ситуацию расположения войск русских и французских. Объяснить военную терминологию тех времен: «дефиле», «гренадер», «понтонер» и др. Отметить, что здесь же побывали и другие выдающиеся люди – А.А. Громыко (использовать прием цитирования со ссылкой на источник); А. Гитлер. Использовать «портфель» экскурсовода – фотографию того дома, где ночевал Наполеон.
От указателя «Студенка» повернуть налево в деревню, ехать по деревне по ул. Береговая до памятника. Затем пройти от одного памятника ко второму пешком. От памятника возле колодца повернуть направо, на окраину деревни и ехать по направлению к шоссе Борисов – Зембин. Проездом до памятника на месте моста для артиллерии, пешком к месту, где был мост для пехоты (там памятник в виде пирамиды с медальонами и деревянный столб). Проездом до памятника жертвам войны 1812 г. (выход). Д. Студенка, р. Березина, противоположный берег Березины, аллея – панорама Брылевского поля; место переправы французских войск в 1812 г.; памятники у мест переправы. Памятник жертвам войны 1812 г. на окраине деревни. Стела при выезде на шоссе Борисов – Зембин.   События в Студенке в 1812 году. · Студенка – памятное историческое место; · подготовка к переправе французских войск; · переправа через Березину; · действия русских войск; · почему во Франции до сих пор говорят «как на Березине»; · исследования мест переправы и увековечивание памяти; · история создания памятников в Студенке; · театрализованные сражения, роль униформистов и работа спасателей службы МЧС. · Развитие усадебного туризма в Студенке.   Въехать в Студенку со стороны автобусной остановки (повернуть налево сразу за остановкой), а у памятника на месте захоронения воинов 1941 – 1944 годов повернуть направо, ехать по ул. Береговой до памятника, перед ним автобус остановить так, чтобы потом он повернул направо. После осмотра памятников на берегу реки проехать на окраину Студенки, к памятнику жертвам войны 1812 г. От памятника ехать к шоссе Борисов-Зембин. При выезде на шоссе повернуть налево. У самого поворота – памятник. Показать его из окна, сообщив группе, что этот памятник повторяет все то, о чем мы говорили в Студенке. Он для тех, кто едет по трассе на Зембин, не заезжая в Студенку. На всех памятниках есть указания, когда они были установлены, кто авторы. Студенка – это кульминационный момент всей экскурсии. Сообщить: «Мы прибыли туда, где все это происходило». Подвести группу к валуну, поставить так, чтоб была видна река и противоположный берег. Сообщить, что мы стоим на месте, где происходила переправа. Сделать паузу, дать возможность экскурсантам мысленно прочувствовать важность и значимость места, окунуться в атмосферу самой Истории. Используя прием локализации событий, описать, как возводились мосты. Рисуя картины переправы, использовать прием реконструкции. Сообщить, какая была погода во время переправы, температура воздуха, воды. Использовать цитирование, ссылки на документы, мемуары (Стендаль и др.). Можно обратиться к владельцу книги (дом сразу за колодцем, чтобы он показал свою книгу. Дать возможность экскурсантам несколько минут побыть наедине с местом, с рекой, с Историей, ощутить «власть места». Использовать прием реконструкции в описании момента открытия памятника жертвам войны 1812 года, объяснить символику, замысел авторов.
Из Студенки по шоссе Борисов-Зембин через д. Веселово, на мост через Березину, за д. Костюки поворот налево – указатель «Ляховка», от шоссе Борисов – Зембин к Брылевскому полю до указателя «Брылевское поле» на стоянку автобусов. Проездом Д. Веселово, памятник экипажу летчиков перед мостом, мост через Березину, панорамный вид с моста, д. Брыли, Брылевское поле   Вдоль по реке Березине, по следам исторических событий. · движение французских и русских войск на участке от д. Студенки до д. Зембин; · исследование этих мест историками, художниками, любителями; · И.Х. Колодеев, его роль в определении места переправы, установление памятников, коллекция.   Предупредить водителя о том, чтобы в д. Веселово перед мостом у памятника летчикам приостановить автобус. (Памятник – из черного мрамора – стела хорошо видна при въезде в деревню в ветровое стекло на фоне белой ограды.) На стеле изображение падающего самолета и текст с перечислением фамилий летчиков. В д. Веселово есть дегустационный зал на заводе плодовоягодных вин. Некоторые группы заезжают на дегустацию. Объяснить трудности выхода французской армии из этих мест к дороге на Зембин и на Плещеницы-Вильнюс, опираясь на саму местность. Особенно хорошо это видно с моста через Березину – река распадается на рукава, много изгибов, вокруг болота. Объяснить, что в 1812 г. здесь были гати. Комментировать то, что мы видим на местности и объяснять. Миновав д. Брыли, показать панораму Брылевского поля. Объяснить, что обозначает слово «Брыль», «студня». Сориентировать группу на местности – где дорога на Борисов, где Стаховский лес, где дорога на Вильнюс.  
Со стоянки автобуса по аллее к памятнику 1992 г.; от него к памятнику 1962 г.; по туевой аллее к р. Березине; с туевой аллеи к основной аллее к памятнику французским солдатам и месту захоронения останков. Остановка в начале аллеи у камня с мемориальной плитой об участии МЧС; остановка у памятника 1992 г.; остановка у памятника 1962 г.; остановка возле курганов; на берегу Березины; остановка у памятника французским солдатам и у места захоронения останков. Камень-валун у входа на аллею (текст), памятник 1992 г. (выделить фрагмент памятника 1912 г.); памятник 1962 г.; вход в некрополь; курганы; р. Березина; памятник 1997 г.; панорама Студенки, место захоронения останков служащих французской армии.   Брылевское поле – поле ратной славы. · бои на Брылевском поле; · значение этих событий; · увековечивание событий 1812 г. в памятниках; · оценка происходившего здесь историками русскими и французскими; · современное состояние вопроса «кто победил»; · захоронение останков погибших солдат в 2006 г. Автобус остановить на стоянке. Предупредить группу о том, как одеться. Идти по аллее к первому памятнику (1992 г.), от него ко второму (1962 г.) за этим памятником выход на туевую аллею – это некрополь, идти возле курганов к Березине. Почва скользкая, много упавших веток. Быть осторожными! Если это дети, предупредить о поведении на берегу реки, особенно летом. Если это французы, то выделить время на ритуал поминовения (они пускают венки на воду, зажигают свечи). По туевой аллеи вернуться к памятнику 1962 г. и повернуть не к стоянке (налево), а направо к третьему памятнику. Использовать прием панорамного показа и локализации событий (с возвышенного Брылевского поля хорошо видно и здание на полигоне МЧС – об этом сказать у первой остановки, где камень-валун); от памятника 1992 г. видна Студенка и Березина, здесь сориентировать группу на местности. Объяснить места расположения войск. Использовать прием искусствоведческого анализа при описании памятников, сравнить их, объяснить особенности эпох. Выделить в памятнике 1992 г. фрагмент старого памятника (это кусок с текстом). Объяснить, что такое некрополь. Делать паузы в рассказе, чтобы можно было зрительно соединить рассказ с местностью.
От Брылевского поля к д. Б. Стахово, к Борисову   Проездом   Окрестные леса, Велико-Стаховский лес; панорамы деревень   Роль и значение борисовских событий периода 1812 г. в истории Отечественной войны. · итоги Отечественной войны 1812 г.; · спорные вопросы вокруг переправы через Березину; · разные мнения историков; · находки в Березине и окрестностях; · поиски сокровищ; · легенды, клады; · память о войне 1812 г. в искусстве – картины, книги, медальоны, экспозиции музеев и др.; · исторические клубы, униформистское движение, театрализованные сражения; · общества по изучению событий 1812 г. в Борисове сегодня и в прошлом; · борисовчане, изучающие эти вопросы – историки; писатели, корреспонденты, краеведы и т.д.; · именитые гости, побывавшие на этой экскурсии. Обратить внимание группы на то, что все деревни, через которые мы проезжаем (Бытча, Веселово, Б. Стахово и др.) были в 1812 г. отмечены на картах тех времен. При раскрытии этих вопросов обратите внимание на дополнительные материалы к экскурсии. Их много. Собрана обширная информация. При раскрытии этих вопросов рекомендуется широко использовать цитирование (по тексту: А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой и др.), ссылки на разные источники, показывать их, упоминать авторов исследований. Можно показать буклеты, изданные в последнее время. Использовать «портфель» экскурсовода. Очерчивая круг проблем в оценке событий на Березине, детально объяснить суть разногласий историков. Дать оценку этих событий как историками прошлых эпох, так и современных. Обычно у групп следует вопрос: «А как местное население относилось ко всему происходящему?». В тексте экскурсии есть материал об этом.
        Заключение.Подвести итоги экскурсии. Ответить на вопросы. Порекомендовать литературу, посещение музеев, кратко охарактеризовав экспозицию; назвать другие памятные места, связанные с событиями Отечественной войны 1812 года. Т.к. маршрут экскурсии при возвращении в город проходит рядом с музеем, то можно сразу высадить группу у музея, если у них заказана экскурсия.    
Итого    

Автор-составитель: Н.В. Колодяжная



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.056 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал