Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Априорная настройка аудитории






Устное выступление часто называют театром одного актера. А когда речь заходит о театре, всегда почему-то вспоминаются слова К.С.Станиславского: " Театр начинается с вешалки". Однако устное выступление начинается еще раньше - с рекламы, афиши, объявления о нем. Это так называемая " априорная", то есть доопытная или, лучше сказать, заочная настройка аудитории. Из чего же она складывается и какие цели перед собой ставит?

Главная цель, которая здесь преследуется, - это формирование аудитории, отбор и подготовка заинтересованных лиц. По-хорошему студент, отправляющийся на лекцию, не должен оставаться в неведении относительно того, что его ожидает. Стопроцентная посещаемость, с нашей точки зрения, дело не обязательное и даже вредное. В аудитории должны присутствовать только те лица, которые внутренне готовы к восприятию. Разумеется, сообщение о теме лекции в таком случае должно быть сделано заранее, чтобы дать возможность слушателям подумать над темой и сформулировать вопросы, за ответами на которые они и придут в аудиторию.

Говорят, в некоторых школах практикуется рекламирование тем уроков в виде афиш, которые вывешиваются на дверях классных комнат. Не знаю, как это выглядело бы на дверях вузовских аудиторий, но, думаю, реклама некоторых лекций в местах специально для этого отведенных вузу бы не помешала. А для пожелавшего вывесить такую афишу всегда актуальны два вопроса: 1) где повесить?; 2) как оформить? И тут ему не обойтись без знания психологии восприятия.

Замечено, например, когда рядом висит много ярких объявлений, их не читают. Среди ярких, красочных объявлений скорее будет прочитано неяркое, строгое. Ведь информация, как мы уже упоминали, - это нарушенное однообразие, а внимание, добавим, есть " пятно". На светлом фоне оно должно быть темным, на темном - наоборот.

Второе наблюдение: проходя мимо рекламного щита, человек бросает взгляд на верхний левый угол и, если ему (взгляду) там не за что зацепиться, человек проходит мимо. Вывод, который из этого должен сделать рекламодатель, очевиден: в верхнем левом углу афиши надо поместить что-то вроде крючка для внимания. Это могут быть знак, пиктограмма, символ, карикатура - что угодно, лишь бы читатель остановился.

Последнее и самое очевидное: афиша должна быть оформлена со вкусом. Это требование опирается на закономерность восприятия, известную под названием " эффекта обертки". Производители продукции порой тратят до тридцати процентов стоимости товара на обертку только потому, что знают: впечатление, оставленное оберткой, будет автоматически перенесено покупателем на качество товара. Если вам лень оформлять афишу, советуем представить себе установку, с которой слушатели придут на вашу лекцию, если афиша будет оформлена неряшливо. Это может добавить желания.

Итак, будем считать, что вы учли все закономерности восприятия и ваша афиша выдержала конкурс на право быть прочитанной. Что дальше?

Теоретики ораторского искусства полагают, что тут самое время подумать об апостериорной настройке - той самой " вешалке", о которой говорил Станиславский.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал