Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вегетотерапия Вильгельма Райха






 

Термин «вегетотерапия» был введён основателем ТОП Вильгельмом Райхом.

Вильгельм Райх родился в 1897 г. в Австро-Венгрии (теперь территория Украины). После окончания войны в 1918 г. Райх был зачислен в Венский университет, где начал изучать медицину. На 1-м курсе обучения он пошёл на лекцию по психоанализу, и это решило его дальнейшую судьбу - год спустя он входит в состав Психоаналитического сообщества Вены и начинает практиковать психоанализ. Колоссальная работоспособность, глубокая проницательность и талант вскоре создают ему репутацию одного из лучших молодых психоаналитиков Вены. Параллельно Вильгельм изучает гипноз и заканчивает дополнительные курсы по биологии.

 

В. Райх начинал свою работу в 20-е гг. как психоаналитик непосредственно под руководством Зигмунда Фрейда.

В 1922 г. он был первым, кто ассистировал Зигмунду Фрейду в только что созданной им клинике психоанализа, а позже занимал при ней должность заместителя директора. Фрейд высоко ценил Райха и как ассистента, и как талантливого психоаналитика. Однако, когда в 1927 году Вильгельм захотел пройти курс психоанализа лично у мастера, тот отказал. К тому времени у Фрейда уже был неудачный опыт работы с Альфредом Адлером и Карлом Густавом Юнгом и, возможно, поэтому он не сделал исключения для Райха, поскольку не хотел анализировать близких сотрудников.

Следует отметить, что Вильгельм Райх вовсе не обладал покладистым характером, был очень склонен к полемике, отстаивая свою точку зрения и нередко резок. Отказ Фрейда он воспринял с обидой и после этого между ними начали нарастать разногласия. Кроме того, к этому времени Райх вступил в Коммунистическую партию Германии и заинтересовался идеями Маркса, стремясь объединить их с теорией Фрейда, к чему последний относился крайне отрицательно. Кроме того, Райх далеко не всегда соглашался с идеями «отца психоанализа».

 

В 1930 году, по рекомендации Карен Хорни, у Райха проходит курс психоанализа Фриц Перлз, будущий создатель гештальт-терапии. По словам Пелза, Хорни порекомендовала ему Райха как «единственного психоаналитика, способного с ним справиться». Перлз действительно чувствует с Райхом понимание и большую свободу, посещает его семинары, где приобретает новые знания и идеи, многие из которых впоследствии лягут в основу его подхода.

 

В 1931 году Вильгельм Райх опубликовал свой основной труд «Анализ характера», где указывал на то, что в ходе психоанализа следует принимать во внимание защиту личности характером и применять специальные техники, позволяющие эту защиту распознать, а после обойти или разрушить. Для этого Райх разработал технику анализа характера. Его пациенту не обязательно было что-то говорить – защиты характером были видны уже по тому, как человек входил в кабинет, по его манере держаться, позам и выражению лица, по интонациям голоса, взгляду и т. д.

 

Первым принципиальным новшеством, введённым Райхом в практику психоанализа, был переход от анализа отдельных симптомов к анализу характера пациента.

 

Вторым открытием Райха стал феномен «заключения характера в броню», или механизации душевной жизни под воздействием общественных стереотипов и авторитарной семейной атмосферы. «Броня характера» - это средство подавления и сдерживания эмоций за счёт мышечного напряжения. Это склонность человека к психическим защитам, которая проявляет себя во всех аспектах его поведения: в разговоре, мимике, жестикулировали, позах, стереотипах поведения, общении, телесных привычках и др. Всё это ведёт к блокировке энергии, которая не может найти естественный выход. Броня блокирует гнев и не нашедшую выход энергию. Человек со временем полностью перемещается в голову и отождествляет себя со своим умом или его аспектами. Цена этому - обеднение личности, потеря естественной эмоциональности, невозможность получать наслаждение от работы и жизни.

 

По Фрейду, если какое-то эмоциональное переживание (скорее всего негативное) подавлено, то оно погружается в подсознание, как глубинная бомба, готовая взорваться в любой момент приступом ярости, неврозом или психосоматическим заболеванием.

Наряду с этим (по Райху), человек заталкивает, прячет внутрь это эмоциональное переживание с помощью «брони характера». Человек как будто надевает на себя бронежилет, не только защищаясь от внешнего мира, но и сдерживая переживание внутри себя, не выпуская его наружу. «Броня характера» изолирует человека от неприятных эмоций. Когда мышцы напрягаются, чувства притупляются. «Броня» является структурой характера в его физической форме. Поэтому тот, кто сможет сломать «броню», в той же степени сможет изменить структуру невротического характера. Но так как ригидность характера заключена в теле, эффективнее физически ослабить «броню», чем пытаться изменить невротические черты характера - например, с помощью психоаналитической терапии.

 

Третьим постулатом вегетотерапии Райха стало введённое им понятие биопсихической, или вегетативной энергии, нормальное распределение которой в организме является основой душевного и физического здоровья, а нарушения свободного протекания составляют патогенез неврозов и других болезненных состояний. При этом источник энергии невроза создаётся в процессе обыденной душевной жизни дисбалансом между накоплением и расходованием вегетативной энергии. Тем самым, по мысли Райха, невротическое состояние отличается от психологического здоровья именно наличием застойного эмоционального возбуждения и его телесного эквивалента - застойных очагов вегетативной энергии (иными словами, неотреагированных эмоций). Соответственно Райхом был предложен способ лечения неврозов - вегетотерапия, или восстановление нормального протекания вегетативной энергии путём воздействия на блокирующие её поток участки повышенного мышечного тонуса, а также особым образом регулируемого дыхания.

 

Вильгельм Райх, пожалуй, был первым из современных психотерапевтов, который указал на зависимость психики от состояния телесной мускулатуры. Он выявил, что любое переживание – гнев, печаль, страх – хотим мы того или нет, находит своё выражение в наших характерных позах и движениях. Любая эмоция в норме проявляется и на физическом уровне: весело – мы смеёмся, грустно – плачем, злимся – нападаем, боимся – убегаем. Любое психическое движение в норме должно переходить в физическое. После фазы напряжения должна следовать фаза расслабления. Но мы живём в таком мире, где не принято проявлять негативные эмоции. Приходится постоянно преодолевать страх и тревогу и сдерживать агрессию. А если на пути движения поставить преграду, - в этом месте обязательно возникнет напряжение. Аналогия: если на пути воды поставить плотину, вода будет давить на неё. Чем больше у человека желаний, тем больше и запретов, тем чаще его желания и возможности их реализации конфликтуют между собой. Так тело и сознание вовлекаются в разрушительную войну между собой.

Возникает мышечный зажим – преграда на пути внутренней энергии. Постепенно привычные мышечные зажимы накапливаются и превращаются в телесную «мышечную броню», цель которой – сдержать проявление отрицательной эмоции.

 

Представьте, например, маленького мальчика, который старается удержаться от плача. Он стискивает зубы, сдерживает дыхание и напрягает мышцы горла и живота. Это первая стадия процесса построения «мышечного панциря». Через какое-то время этот тормозящий импульс удерживается уже бессознательно: мышцы лица, челюстей, горла и живота хронически напряжены.

«Мышечный панцирь» делает почти невозможным свободное выражение эмоций радости и печали.

Он может быть поверхностным или глубоким, затрагивать шею, поясницу, ноги, руки или всё тело. Он может появляться и временно исчезать, но пока есть конфликт желаний и запретов – «мышечный панцирь» не покинет тело. Ведь его глубинная психологическая задача – защита от внешних влияний и подавление внутренних желаний. Он ничего не пускает внутрь и ничего не выпускает наружу. В том числе и боль, и удовольствие. «Мышечный панцирь», который мы на себе таскаем, не только отнимает силы, но и не даёт возможность адекватно ощущать окружающий мир. На поддержание «мышечного панциря» организм расходует большое количество нервной энергии, которая перестаёт свободно циркулировать по телу, снижая его либидо. Люди, постоянно таскающие «мышечный панцирь», постепенно перестают ощущать удовольствие от секса и начинают компенсировать этот недостаток удовольствия пищей. Так они к мышечному защитному слою добавляют ещё один слой – жировой. Они набирают излишек запасов, который не могут истратить, и таскают их с собой.

Как ощущается «мышечный панцирь»? На первых порах человек испытывает незначительный дискомфорт, хроническое напряжение и усталость. Потом только появляется боль и скованность. Естественно, человек стремится от этого избавиться: идёт в баню, в бассейн, делает массаж, бегает по утрам, танцует по вечерам, пьёт водку, чтобы «расслабиться» и т.д. и т.п.

Но если все эти действия не затрагивают глубинных слоёв психики, то «бронежилет» становится только прочнее. И если разрушить его не удаётся, то он сам начинает разрушать человека. Он становится привычным и почти незаметным, но продолжает свою разрушительную работу. И вот уже человек живёт с постоянно нахмуренным лбом, сжатыми челюстями, сведённой шеей, сгорбленной спиной и т.д. И с поселившимся под «бронежилетом» страхом, обидой, тревогой и раздражением. И это уже не жизнь, а существование, растянутый во времени процесс умирания.

 

Любопытно, что к созданию методики вегетотерапии Райха подтолкнули его наблюдения над больными шизофренией с кататоническим синдромом. Как он писал впоследствии в работе «Функция оргазма»: «Известно, что ступорозные кататоники, которые внезапно заболевают и обнаруживают способность к приступам ярости, очень легко становятся снова нормальными людьми... Научившись содействовать появлению припадков бешенства у аффективно заблокированных невротиков с мышечной гипертонией, я регулярно стал достигать значительного улучшения общего состояния».

Физиология этого процесса представлялась следующей: «Отвердевание мышц при ступорозной кататонии становится всеобъемлющим. Возможности энергетической разрядки всё более сужаются. Во время приступа бешенства через отвердевшие мышцы из вегетативного центра, ещё сохранившего подвижность, прорывается сильный импульс, высвобождая тем самым связанную мышечную энергию».

 

Райх считал, что характер человека включает постоянный «набор защит». Хронические мышечные зажимы блокируют 3 основных эмоциональных состояния: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение.

 

Начиная с конца 30-х гг. Райх пришёл к выводу, что защитные формы поведения, которые он называл «бронёй характера», проявляются в мышечном напряжении, образующем защитный «мышечный панцирь», и стеснённом дыхании. То есть, «броня характера» и «мышечный панцирь» — одно и то же. Хронические напряжения блокируют энергетические потоки, лежащие в основе сильных эмоций. Защитный панцирь не даёт человеку переживать сильные эмоции, ограничивая и искажая выражение чувств. Эмоции, блокированные таким образом, никогда не устраняются, потому что не могут полностью проявиться. Эти блоки (мышечные зажимы) искажают и разрушают естественные чувства, в частности подавляют сексуальные чувства, мешают полноценному оргазму. По Райху, полное освобождение от заблокированной эмоции происходит только после её глубокого переживания, причём отрицательные эмоции должны быть проработаны прежде, чем могут быть пережиты позитивные чувства, которые ими замещаются.

 

Райх начал с применения техники характерного анализа к физическим позам. Он анализировал в деталях позы пациента и его физические привычки, чтобы дать пациентам осознать, как они подавляют жизненные чувства различных частях тела. Райх просил пациентов усиливать определенный зажим, чтобы лучше осознать его, прочувствовать его и выявить эмоцию, которая связана в это части тела. Он увидел, что только после того, как подавляемая эмоция находит свое выражение, пациент может полностью отказаться от хронического напряжения или зажима.

Райх постоянно старался дать пациентам осознать их характерные черты. Он часто имитировал их характерные черты или позы или просил самих пациентов повторять или преувеличивать штамп поведения – например, нервную улыбку. Когда пациенты перестают принимать свой характерный способ поведения как само собой разумеющийся, их мотивация к изменению возрастает.

 

Райх утверждал, что мышечный панцирь представляет собой 7 основных защитных сегментов, состоящих из мышц и органов соответствующих функций. Эти сегменты образуют ряд из 7 горизонтальных колец, находящихся под прямым углом к позвоночнику. Основные сегменты панциря располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза.

 

Глаза. В этой области находятся зажимы, связанные с получением агрессии и страха перед враждебностью со стороны окружения. Об их наличии свидетельствуют неподвижность лба и «пустой» взгляд.

Рот. Оральный сегмент включает мышцы пoдбopoдка, горла и затылка. Этот сегмент удерживает эмоциональное выражение плача, крика, гнева, кусания, сосания, гримасничанья.

Шея. Этот сегмент включает мышцы шеи и язык. Защитный панцирь удерживает в основном гнев, крик и плач.

Грудь (широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, грудная клетка и руки). Этот сегмент сдерживает смех, печаль, страстность.

Диафрагма. Этот сегмент включает диафрагму, солнечное сплетение, различные внутренние органы, мышцы нижних позвонков. Панцирь здесь удерживает в основном страх и гнев.

Живот. Сегмент живота включает широкие мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со злостью, неприязнью и страхом нападения. Защитный панцирь связан с подавлением злости, неприязни.

Таз. Помимо мышц таза, к названному отделу отнесены и ноги. В этой части тела подавляется возбуждение, сексуальные удовольствия и… снова – гнев.

 

Мышечный панцирь образуется не только из различных видов защит, но также и в результате застоя сексуальной энергии, который приводит к возникновению в теле энергетических блоков и создает благоприятную почву для различного рода подавлений и расстройств психики.

 

Райх подчеркивал важность освобождения, расслабления мышечного панциря в дополнение к анализу психологического материала, потому что он рассматривал ум и тело как нерасторжимое единство.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал