Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Военно-социальная структура казачьего социума нач. 20-го века.

 

До середины 19-го века казаки в официальных документах проходили, как «военно-служилый народ» [1], а в научных – как один из славянских народов (учебник географии Е.Ф. Зябловского 1807 г.). В 20-м веке научная концепция «казаки-народ» получила развитие в эмигрантской научной и политической среде [2].

Высокий уровень военной культуры и эффективная военно-социальная структура казачества заинтересовали правительство Российской Империи, которое попыталось в 1815-ом г. создать подобные структуры в виде «военных поселений» по всей России [3]. В середине 19-го века к казачеству стал применяться термин «сословие», хотя в его состав входили четыре «классических» сословия Российской Империи: «войсковые поселенцы», дворяне, «торговые казаки» и духовенство. Различаясь привилегиями и родом деятельности, представители всех перечисленных сословий являлись полноправными гражданами своих станиц и войск, обладая правами на земельный надел и на участие в местном самоуправлении.

Казачество, несмотря на уникальные черты, может быть изучено и социологией, как социальная общность, что требует сравнительного анализа с другими социальными общностями.

Питирим Сорокин, рассуждая об уникальности социокультурных процессов, пишет: «Согласно широко распространенному мнению, «история никогда не повторяется», нет двух социокультурных объектов, ценностей, групп, событий, подобных друг другу во времени или в пространстве... Тем не менее, из того, что социокультурные процессы имеют уникальные особенности, вовсе не следует, что они не имеют таких особенностей, которые не повторяются.». «Ни об одном уникальном историческом событии нельзя рассказать, не предположив, явно или неявно, что многие его существенные черты повторяемы». [4]. Сказанное Питиримом Сорокиным можно отнести и к социальным общностям.

Казачество, как социальная общность, имеет ряд уникальных черт (традиционная казачья культура, стереотип поведения, некоторые особенности религиозных взглядов), но многие черты по отдельности присутствуют и у других народов. Единоверцами казаков (Православными Христианами) являются и практически все остальные восточные славяне, болгары, сербы, греки, румыны, грузины, осетины и некоторая часть арабов, этнических евреев и даже эфиопов. Конная культура (коневодство, специфические типы конского снаряжения, разные виды конного спорта и т.д.) присуща, например, степным народам и горцам Кавказа, венграм, полякам, американцам, южноафриканским бурам. Военно-социальная структура казачества (нач. 20-го века) схожа с системой национальной обороны Швейцарии. Демократическая социально-политическая система казачества имеет специфические черты, но сама демократия присуща в разные периоды истории многим народам. Итак, совокупность уникальных (специфические материальная и духовная культура, стереотип поведения, этническое самосознание и самоопределение) и неуникальных (вероисповедание, язык, социальные институты) черт в сочетании делают казачий социум уникальным, отличающимся от других народов, но не требуют введения новых теорий и определений для его изучения социологией.

Военно-социальная структура (военная организация) общества изучается военной социологией – «отраслью социологии, изучающей закономерности становления, развития и функционирования военной организации, как социального института в мирное и военное время, ее взаимоотношения с другими социальными институтами и обществом в-целом, социальные процессы и отношения между социальными общностями, группами и личностями внутри самой военной организации, а также социальные аспекты войн и вооруженных конфликтов» [5]. Военную организацию, как в-целом, так и ее отдельные аспекты изучали многие видные ученые: Платон, О. Конт, М. Вебер, П. Сорокин.

Многие важные аспекты военного дела, в первую очередь, нравственно-этические, были озвучены в Евангелии: «Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем». (Лк. 3, 12-14). Само Христианское вероучение многими мыслителями и философами оценивается, как «воинственное», приводятся слова Христа: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч..». (Матф. X, 34). Христос ясно дает понять, что война – неизбежная реальность существования человеческого общества: «Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь: ибо всему надлежит быть прежде» (Матф. XXIV, 6; Марк XIII, 7; Лука XXI, 9). На важную особенность воинского служения и сопровождающего это служение насилие указывает в своем труде «Философия войны» русский военный деятель А.А. Керсновский: «Сын Человеческий снес издевательства книжников и озверелой толпы. Ему стоило лишь захотеть, лишь подумать, огонь небесный испепелил бы судий и палачей. Он этого не сделал, явив миру неизреченный подвиг кротости и милосердия.

Но Христос снес багряницу и терновый венец, как относившиеся к Нему лично. Мы же знаем, что узрев торгашей, оскверняющих святыню, Дом Отца Его, Он свил бич из веревок и выгнал их вон.» [6]. Т.о. был сформулирован важный принцип воинского служения: индивид может и должен прощать личные обиды, но обязан защищать нуждающихся в защите членов общества, а также все общество, его идеалы и символы от агрессии.

В статье «Воины и Евангелие» Ф.Н. Козырева приводится факт, что среди первых христиан особенно много было воинов [7]. Автор статьи пишет: «В истории Церкви крещение сотника Корнилия сыграло ключевую, поворотную роль, ибо послужило указанием на то, что Господу угодно начать приобщение к Церкви язычников. С этого момента христианство стало открытым, началась активная проповедь Евангелия среди народов. И первым христианином среди язычников стал военный! С этим знаменательным эпизодом евангельской истории удивительно перекликается другой, уже чисто научный факт. Самый древний отрывок Евангелия, знаменитая рукопись Джона Райланда, датирующаяся 125-130 гг., была найдена в Египте, в местечке Оксиринх среди писем римских воинов, стоявших здесь гарнизоном. Получается, что один из бойцов вместе со снаряжением принес с собой Евангелие!».

Великий русский полководец А.В. Суворов в своей «Науке побеждать» так определил место Христианства в социализации русских воинов: «Войско безверное учить – все равно, что железо перегорелое точить». Суворов был искренне верующим человеком и говорил: «Молись Богу, от него победа!». Нравственные заповеди в отношении мирного населения были сформулированы так: «Обывателя не обижай, он нас поит и кормит. Солдат не разбойник.». Однако военную добычу предосудительной не считал: «Святая добычь! Возьми лагерь! – все ваше. Возьми крепость! – все ваше.» [8].

В России термин «Военная социология» был введен в 1897 г. Н.А. Корфом, определявшим эту отрасль социологии, как «науку о военно-социальных явлениях» [9]. Социальные процессы, связанные с Русско-японской войной, а также причины неудач анализировал Д.И. Менделеев [10]. Н.Н. Головиным и А.А. Керсновским в 1920-ые гг. были написаны фундаментальные труды по истории русской армии, где было уделено большое внимание анализу армии и общества с точки зрения военной социологии. Отдельного внимания заслуживают труды генерала от кавалерии, писателя П.Н. Краснова, посвященные социальной структуре армии, военной социализации молодых солдат и офицеров – выпускников юнкерских училищ. Ряд важных социальных и социально-психологических явлений подробно описан и проанализирован атаманом в труде по военной психологии «Душа армии». Прикладное применение социологический анализ нашел ходе подготовке генералом А.Г. Шкуро антибольшевистского восстания в районе станицы Баталпашинской (в наст. время – г. Черкесск) [11]. Были проанализированы настроения и взгляды разных социальных групп и слоев общества, что позволило правильно провести подготовку восстания и разработать актуальную и верную стратегию и тактику боевых действий и политических акций.

В приведенном выше определении используется термин «военная организация общества», который в широком смысле понимается, как «глобальное военно-социальное образование, вооруженные силы, как социальный институт, а также совокупность многообразных, характеризующих их военно-социальных явлений и процессов» [12], в узком смысле – как армия. В данной статье военная организация общества рассматривается в широком смысле, поэтому более актуальным представляется использование термина «военно-социальная структура», объединяющая в себе вооруженные силы, отрасли политики, экономики, науки, образования и культуры, связанные с функциями обороны общества от внешнего врага. Многие религии также уделяют большое внимание защите общества от внешней угрозы.

Военно-социальная структура (военная организация) любого общества формируется под влиянием внешних факторов (характера военной угрозы, либо собственных агрессивных намерений), а также исходя из культуры, экономики и общественно-политической системы самого общества. Создание и поддержание эффективной военно-социальной системы – одна из сложнейших задач, стоящих перед обществом. При ее решении общество сталкивается со множеством проблем. В частности, армия должна быть настолько сильной, хорошо оснащенной и профессиональной, чтобы надежно защищать интересы общества; но она не должна быть чрезмерно дорогой. Военно-социальная структура должна быть адекватна своему времени, текущей, а также возможной в будущем обстановке, иначе затраты на ее создание и функционирование будут неоправданы. При игнорировании этих факторов военно-социальная структура не сможет должным образом эффективно выполнять свою роль, что приводит к военному, политическому или экономическому поражению страны или конкретного социума. В истории известно много примеров, когда военное и политическое руководство готовились к «прошлым» войнам, а не к будущим. Как правило, просчеты базировались на неправильной оценке тенденций технического прогресса в области вооружения и тактических, оперативных и стратегических концепций. Просчеты в этих областях могут привести и к провалам в работе армии с социумом, в подготовке резерва и проведении мобилизации в случае военной угрозы или нападения агрессора.

В мире существует несколько типов военно-социальной структуры. Полярными являются «народ-воин» с одной стороны и кастовая, сословная армия с другой. Военно-социальная структура «народ-воин» в силу высокой степени милитаризации данного социума, может приводить к позиционированию данного этноса, как «военно-служилого народа». В этом случае этничность его (самосознание, культура и пр.) признается, сохраняется и развивается, но приводит к межэтническому разделению труда в рамках многонационального государства (империи), когда один этнос специализируется на производительном труде в сельском хозяйстве и промышленности, а другой – на профессиональной военной службе и смежных отраслях деятельности (охрана границ, присоединение новых территорий).

Существует ряд переходных типов, например, «кадровая армия + обученный резерв», «армия + вооруженное ополчение (национальная гвардия)», армия, набираемая по принципу «дань кровью» (вариант – система комплектования Русской армии в 18-ом и первой половине 19-го вв. за счет рекрутских наборов в мещанском и крестьянском сословиях). Принятие той или иной системы комплектования армии было вызвано специфическими природными условиями, а также социальной средой (окружением), в которой этносы формировали свои социальные институты.

Военно-социальная система «народ-воин», базируется не просто на призывной концепции строительства вооруженных сил (небольшая кадровая армия мирного времени плюс обученный во время срочной службы резерв из гражданских лиц), а на принципе «каждый взрослый мужчина – подготовленный боец, военнослужащий». Эта система существовала и существует в разные эпохи и у разных народов: от Древней Греции и Рима до ряда современных развитых стран. Такая система имелась у многих кочевых народов (например, монголы 13 в.), существует и в современной Швейцарии. Часто этот принцип воплощался и воплощается в виде иррегулярных и территориальных войск, национальной гвардии, ополчения. В США, помимо армии, существует хорошо вооруженная и многочисленная Национальная Гвардия, имеющая в своем составе не только сухопутные подразделения, но и ВВС.

Казачья военно-социальная структура состояла из административных структур; системы комплектования вооруженных сил и подготовки резерва; концепций ведения войны стратегического, оперативного и тактического уровней; нравственных, религиозных и экономических (обычаи наемничества, дележа добычи) правил ведения войны. Также учитывать культурный пласт, связанный с воинскими традициями: прикладные виды спорта, фольклор, музыкальная традиция, изобразительное искусство и кинематограф.

Особенности вероисповедания и религиозных взглядов казаков – тема отдельного научного исследования. Известно, что первое упоминание в русских летописях о донских казаках связано с поднесением ими Донской иконы Божьей Матери князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой, в которой казаки выступили на стороне московского князя. Патриарх Московский Гермоген, ставший нравственным ориентиром для населения Руси во время смуты, был по рождению донским казаком. В последующем отношения Московской Патриархии и казачества часто были конфликтными, что было вызвано реформами Патриарха Никона. Многие донские и терские, все уральские (яицкие) казаки были и остаются до сих пор старообрядцами. Тем не менее, именно казакам разрешено входить в храмы с оружием. Существует обычай, по которому во время богослужения, когда священник зачитывает Евангелие, холодное оружие (шашка, сабля, либо кинжал) наполовину обнажается. Есть чин посвящения оружия Богу. Запорожские казаки в 16-18-ом вв. старались получать высшее богословское образование в Киево-Могилянской и Острожской академиях. Значительная часть военной добычи шла на церковные нужды, на содержание монастырей. В свою очередь монастыри были приютом для казаков преклонного возраста и получивших увечья на войне.

Социализация казака была ориентирована на воспитание воина, ее агентами были родители, родственники, церковь, станичный, либо хуторской атаман. Особую роль в воинской социализации играли крестный отец и дед казака. Роль крестного была настолько высока, что ответственным за воспитание казака-воина был именно крестный, а не отец или дед (отец вообще зачастую находился на службе или в походе вдали от дома).

Природные, социальные и исторические факторы оказали на казачью культуру специфическое влияние. Историческая родина казачества – степной регион Европейской части России и нынешней Украины – с древних времен и до Второй Мировой Войны была ареной крупных войн и многочисленных локальных конфликтов. Относительно спокойным был период со второй половины 18-го века до 1917 г., но только на Дону. Рассмотрим всадническую культуру, оружейный комплекс, особенности музыкальной культуры и фольклора, а также национальные военно-прикладные виды спорта.

Казачья всадническая культура включает в себя материальную культуру (коневодство, конское снаряжение), систему специфических навыков (джигитовка и своя школа верховой езды), нравственно-ценностные установки, особенности тактики боя небольшими подразделениями и подготовки бойца.

Казачий оружейный комплекс эволюционировал под влиянием внешних условий с тем, чтобы лучшим образом соответствовать своим функциям. Основные требования к казачьему оружейному комплексу были следующие: относительно небольшой вес, приспособленность для верховой езды (быстрой скачки, джигитовки и длительных переходов), дальнобойность дистанционного оружия (метательного и огнестрельного). Учитывалась и необходимость везти на коне как запас пищи и воды, так и военную добычу. В Российской Империи, как правило, «казаки – глаза и уши армии» (А.В. Суворов), т.е. использовались в качестве разведки, высокомобильной конницы и связных, что также влияло на развитие казачьей оружейной и конной культуры. В 16-18 вв. и в нач. 20-го казачьи войска имели и свои ВМС, в силу географических условий носивших вспомогательный характер. В век авиации прославились казаки-летчики. Несмотря на слабое развитие авиации в 1910-20 гг., авиация казачьих армий в Гражданскую войну успешно вела разведку, организовывала связь изолированных повстанческих регионов в 1919 г. и наносила существенный урон наземным войскам противника [13]. Профессионализм казаков-летчиков во время ПМВ был настолько высок, что первым командующим авиацией Русской Армии был кубанский казак есаул П.М. Ткачев.

Музыкальная культура включает в себя как чисто воинские песни, так и воспитательные, направленные на социализацию будущего воина. Количество казачьих воинских песен исчисляется сотнями, музыкальной культуре посвящено множество исследовательских трудов, их изучением занимались десятки этнографических экспедиций. В настоящее время казачьи воинские песни можно услышать в исполнении этнографических коллективов («Казачий круг», «Капелла бандуристов им. Веревки»(Украина), Хор Донских казаков С.Жарова), а также рок-коллективов (напр., «Кипелов»).

В казачьем фольклоре присутствуют сказки, эпические описания подвигов и трагических страниц казачьей истории (например, «Повесть об «Азовском сидении»»).

Казаки культивировали несколько видов спорта. Самый известный из казачьих видов спорта – это джигитовка, представляющая из себя специфические приемы верховой езды, владения оружием на коне; стрельбу из огнестрельного оружия или лука; плавание; борьбу и стеночные бои. Казачья джигитовка обогатила мировую культуру через кинематограф: как советский, так и западный (Голливуд), где конные трюки часто выполняли казаки-эмигранты. Популярна была и охота.

Специфическая деятельность казачества («походы за зипунами», наемничество), постоянные войны неизбежно приводили к гибели отцов, сыновей, что требовало выработать морально-этические нормы, как для взаимодействия внутри воинских коллективов, так и во всем казачьем социуме. Например, казачий обычай ношения серьги в ухе обозначал, что данный казак является последним мужчиной в роду и что с его смертью род пресечется. Поэтому на особо опасные задания этих казаков старались не отправлять. Существовал также обычай, по которому казак – отец семьи шел несколько поодаль от жены и детей, чтобы лишний раз не напоминать вдовам и сиротам об их горе.

В России было оправдано существование разных военно-социальных систем. С 16-го века, когда начала выстраиваться Российская Империя, в Московской Руси была решена проблема безопасности внутренних регионов севернее Москвы, но на южных, юго-западных и юго-восточных окраинах по-прежнему было «неспокойно». Поэтому население центральных и северных областей Московской Руси могло не отвлекаться от производительного труда для несения военной службы и поддержания боеспособного резерва. С этой задачей вполне справлялось служивое сословие (дворяне, бояре).

До начала 18-го века (1721г.) Донское войско было независимым государством со своим законодательством и общественно-политическим устройством. Имели свою социально-политическую структуру и днепровские казаки. Казачьи государства и автономии практически всю свою историю подвергались набегам и нашествиям. Только в конце 18-го в. и в 19-ом в. Донское войско не вело войн на своей территории (за исключением эпизодов Крымской войны). Отсутствие крупных и сильных крепостей, развитой тяжелой промышленности также влияли на структуру вооруженных сил, принцип их комплектования и развертывания, а также на внешнюю политику (в периоды до 1721 г. и в 1917-45 гг.).

Основная часть Русской Императорской Армии комплектовалась следующим образом:

«Комплектование армии нижними чинами проводилось на основе закона о всеобщей воинской повинности, введенном в 1874 г. Императорским манифестом в ходе военных реформ 60-70 гг. XIX в. и последующих изменений к нему, в т. ч. и от 1912 г.

В соответствии с законом были определены следующие способы комплектования войск:

- обязательный (проводился посредством жеребьевки, так как число молодых людей, достигших призывного возраста было слишком велико);

- добровольный (за счет вольноопределяющихся и так называемых " охотников").

На действительную службу призывались мужчины, достигшие на 1 января года призыва 20-летнего возраста. Воинская повинность была личной и поэтому денежный выкуп или замена одного призывника другим не допускались, за исключением замены между братьями, в т. ч. и двоюродными.

Положением 1912 г. были определены следующие сроки службы:

- в пехоте и пешей артиллерии - 18 лет: 3 года действительной службы и 15 лет в запасе (из них 7 лет в запасе 1 разряда);

- в кавалерии, конной артиллерии и инженерных войсках - 17 лет: 4 года действительной службы и 13 лет в запасе (из них 7 лет в запасе 1 разряда).

По окончании общего срока службы в запасе все запасники причислялись к Государственному ополчению и оставались там до достижения 43-летнего возраста.» [14].

Казаки служили поголовно, жеребьевки не было. Строевой конь и большая часть снаряжения приобреталось за свой счет. Существовало несколько возрастных категорий: приготовительный разряд (с 18 лет), строевой разряд, запасный разряд и льгота. Приготовительный разряд продолжительностью один год заключался в обучении военному делу в специальных лагерях на территории войска. В строевом разряде казак числился 12 лет, а сам разряд делился на три очереди по четыре года. Первая очередь заключалась в несении службы в частях постоянного состава («частях первой очереди»), «второочередные» казаки проходили ежегодные трехнедельные сборы и обязаны были постоянно иметь строевого коня и прочее снаряжение, «третьеочередные» проходили один лагерный сбор за четыре года и имели право не содержать строевого коня. В запасном разряде казак числился еще пять лет. В общей сложности казак числился на службе 20 лет. Отставных казаков могли призвать только в ополчение. Казаки второй и третьей очередей призывались на случай войны, либо массовых волнений и бунтов. Так, в 1905-07 гг. на службу были призваны казаки второй и третьей очередей. В случае крупномасштабной войны (ПМВ), число казачьих полков, батальонов, и отдельных сотен увеличивалось в три раза, после полной мобилизации казачьи части составили примерно 70% всей кавалерии русской армии.

Принцип комплектования казачьих вооруженных сил копирует современная швейцарская армия. В настоящее время Швейцария является самой милитаризованной страной мира. Все мужчины Швейцарии в возрасте от 20 до 50 лет – военнослужащие швейцарской армии. Страна с населением в 7, 5 млн. чел. способна развернуть армию численностью в 1.7 млн. бойцов за двое суток при численности армии мирного времени – 22 тыс. чел. Обучение резерва построено в виде интенсивных лагерных сборов длительностью до трех недель. Резерв поделен на три разряда: до 32 лет - «аусцуг», до 42-х «ландвер», и до 50 - «ландштурм». Рядовой «аусцуг» за 10 лет проходит в своей части восемь сборов по три недели, «ландвер» – три раза по две недели, «ландштурм» - 1 раз по две недели. Офицеры-резервисты также набираются из призывников-добровольцев и проходят дополнительные сборы. Резервист получает от государства штурмовую винтовку, которую обязан держать дома в боеготовом состоянии [15].

Хотя исследование швейцарской военной истории не входит в тему данной статьи, следует обратить внимание на ряд ее аспектов. Швейцария возникла, как конфедерация независимых альпийских кантонов (небольших территориальных образований размерами с княжество или герцогство). Кантоны имели демократическую форму правления, сословного деления не было, воинская повинность распространялась на всех дееспособных мужчин. Уже с 14-го века швейцарцы создавали вооруженные отряды для участия в европейских войнах в качестве наемников. Швейцарские наемники воевали во множестве европейских конфликтов начиная с 14-го века практически до нашего времени: во время Второй Мировой Войны ок. двух тысяч швейцарских добровольцев воевало в частях СС и вермахта. Рота швейцарцев составляет вооруженные силы современного Ватикана. История швейцарского и казачьего наемничества имеет много общего, а в ряде европейских войн 17-го века (например, Тридцатилетняя война) одновременно участвовали наемники-казаки и наемники-швейцарцы.

И казачьи государства или автономии, и Швейцария не являются уникальными с точки зрения концепции национальной обороны. Термин «народ-воин» применим к бурам 19 - нач. 20-го вв.

По сведениям «Военной энциклопедии» 1911-15 гг. издания, «Вооруженныя силы союзниковъ ( бурских республик Трансвааля и Оранжевой ) составляло все б ѣ лое мужское населеніе въ возрастѣ отъ 16 до 60 лѣ тъ, жившее въ предѣ лахъ республики. Цвѣ тное населеніе, вообще обязанное воинской повинностью, во время англо-бурской войны не призывалось, равно какъ и иностранцы, прожившіе болѣ е 2-хъ лѣ тъ въ странѣ и обязанные выступать въ военный походъ. Въ мирное время буры никакимъ сборамъ не подлежали и военному дѣ лу совершенно не обучались. Единственная забота правительства въ этомъ отношеніи заключалась въ томъ, чтобы развить и поддержать въ населеніи искусство стрѣ льбы изъ винтовокъ... При мобилизаціи буры обязаны были являться въ главный пунктъ своего округа комплектованія съ собственнымъ вооруженіемъ, снаряженіемъ, конемъ и 15-дн. запасомъ продовольствія. Несостоятельнымъ бурамъ все это выдавалось отъ правительства» [16]. Т.о., и бурские армии, и казачьи войска комплектовались по схожему принципу поголовной воинской обязанности и самоэкипирования.

Из приведенных примеров видно, что военно-социальная структура казачества имела сходство с таковой и у других народов. Причины такого сходства социальных структур и культурных особенностей у разных народов в разных частях света может объяснить теория этногенеза Л.Н. Гумилева. И буры, и казаки в 19-ом веке были «пограничными народами» между разными цивилизациями и культурами. Буры граничили с черным населением Африки, казаки – с кавказцами, тюрками, киргизами, сибирскими народами, Китаем и Монголией. И буры, и казаки в период своей независимости воевали и с крупными европейскими державами: буры – с Великобританией, казаки – с Речью Посполитой, был ряд вооруженных конфликтов и с Московской Русью, а в 20-м веке – с Советской Россией и СССР (1941-45 гг.). И буры, и казаки жили на открытых малоосвоенных пространствах.

Казачьи вооруженные силы и в период независимости (до 18-го века и в 1917-20 гг.), и в «сословный» период комплектовались в соответствии с концепцией «народ-воин». Эта концепция отличалась от общероссийского принципа комплектования армии, однако она широко распространена в современном мире. Высокая степень милитаризованности казачьего народа не является основанием считать его военным сословием или кастой. В противном случае, сословиями вполне можно объявить и буров, и швейцарцев, и ряд других народов.

 

Литература:

1. Масалов А.Г., «РОССИЙСКОЕ КАЗАЧЕСТВО: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ» автореферат диссертации по политологии, Ставрополь, 2004, https://cheloveknauka.com/rossiyskoe-kazachestvo

2. А.А. Гордеев «История казачества», М. Издательский дом «Вече», 2006, стр. 7

3. Краткий исторический словарь, 2000 г., https://interpretive.ru/dictionary/401/word/voenye-poselenija

4. П.А.Сорокин, «Социальная и культурная динамика», М. 2006, Астрель, стр. 101

5. «Социологическая энциклопедия», т.2, стр., М. «Мысль», 2003 г., стр. 511

6. Керсновский, «Философия войны», Глава I «Война и Христианская мораль», https://coollib.net/b/5461/read#t5

7. Напутствие воину христианину / Сост. Ф.Н. Козырев С-Пб.: Артос, 1996., https://lavra.tv/prayer/social/military/articles/? ID=22759

8. «Наука побеждать», А.В. Суворов, Военное издательство Военного министерства Союза ССР, М., 1950

9. «Социологическая энциклопедия», т.2, стр., М. «Мысль», 2003 г., стр. 514

10. Д.И. Менделеев, " К познанию России", М. 2002, стр. 284

11. А.Г. Шкуро. «Записки Белого партизана», гл. 7, https://militera.lib.ru/memo/russian/shkuro_ag/07.html

12. «Социологическая энциклопедия», стр. 511

13. В.Е. Шамбаров, «Летнее контрнаступление Красной армии и разгром корпуса Жлобы», https://www.belrussia.ru/page-id-2969.html

14. О.Д. Марков, «Русская армия 1914-1917», Санкт-Петербург, 2001 г.

15. https://topwar.ru/579-samaya-militarizovannaya-strana.html

16. Военная энциклопедия: [В 18 т.] / Под ред. В.Ф. Новицкого и др. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина, 1911—1915

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема: Внешние эффекты и общественные блага. Примером корректирующих субсидий как способа решения проблемы положительных внешних эффектов является снижение налоговых ставок | Война за независимость США
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал