![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 5. Технологии и средства ликвидации разливов нефти. медленнее, и разливы могут оставаться на поверхности в течение десятков лет.
медленнее, и разливы могут оставаться на поверхности в течение десятков лет. Целесообразно привязать нормативы загрязненности к различным природным зонам - тундре, тайге, широколистным лесам, лесостепям и так далее. Разные по своему строению и биохимическому составу почвы тоже ведут себя по отношению к загрязнению по-разному. Хуже всего дело обстоит с торфяником, который практически сразу впитывает нефть и нефтепродукты, и их практически невозможно извлечь. Килограмм торфа может удерживать от 100 до 500 граммов нефтепродуктов. Песчаные и глинистые почвы впитывают примерно в 100 раз меньше, и в случае разлива нефтяное пятно почти полностью остается на поверхности [44, 54]. Задача состоит в том, чтобы определить, при каком уровне загрязненности не наблюдается угнетение экосистемы, и выбрать вариант очистки почв до допустимого уровня без нанесения большого ущерба окружающей среде. Наиболее жестким должен быть подход в тех случаях, когда продукты нефтяного загрязнения могут попасть в открытые водоемы -реки, озера, море. Под термином «рекультивация нефтезагрязненных земель» понимается комплекс мер, направленный на ликвидацию разлива нефти как источника вторичного загрязнения природной среды, нейтрализацию остаточной нефти в почве до уровня фитотоксичности и восстановление плодородия загрязненных почв до приемлемой хозяйственной значимости. Но нет четких нормативов, до какой степени надо очищать почву от разливов нефти и нефтепродуктов. Сегодня эта задача передана на региональный уровень, поскольку нормативы по загрязнению зависят от большого числа сугубо местных факторов. Эта работа весьма актуальна. Определение допустимых параметров нефтяного загрязнения, во-первых, позволит снизить как прямой, так и побочный экологический ущерб, возникающий при проведении работ по рекультивации земель. Во-вторых, даст возможность нефтяным компаниям выработать оптимальные корпоративные природоохранные стратегии. И, наконец, в-третьих, позволит государственным контролирующим органам эффективнее воздействовать на нарушителей. Для успешной борьбы с последствиями разливов нужно достоверно знать степень их воздействия на природу, а это до сих пор представляется даже специалистам весьма сложным. В определенных концентрациях нефть может и не наносить ущерба почве - иногда гораздо больший вред наносят действия человека по ее очистке. В советское время не существовало никаких нормативов, которые бы определяли, до какой степени предприятия должны были очищать почву, которая загрязнялась в процессе выполнения тех или иных работ. Теоретически считалось, что почву надо было очищать до исходного природного состояния. Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов В 1993 году Госкомэкология разработала методический документ о «Порядке исчисления и определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами», в котором впервые были приведены уровни загрязнения земель в зависимости от содержания того или иного вещества. Для нефти и нефтепродуктов низкий уровень загрязненности был определен в 1 грамм на 1 килограмм почвы. С осознанием масштабов загрязненных земель специалисты пришли к выводу, что достичь уровня в 1 г на 1 кг, от которого отталкивалась первая методика по расчету ущерба, на огромных территориях России практически нереально. Минприроды России издало приказ от 12 сентября 2002 года № 574 «Об утверждении Временных рекомендаций по разработке и введению в действие нормативов допустимого остаточного содержания нефти и продуктов ее трансформации в почвах после проведения рекультивацион-ных и иных восстановительных работ». Настоящий документ может быть использован при разработке, утверждении и введении в действие нормативов допустимого остаточного содержания нефти и продуктов (нормативы ДОСНП), ее трансформации в почве после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на земельных участках, подвергшихся загрязнению нефтью, независимо от целевого назначения (категории), вида использования земель, формы собственности на землю. На территории субъектов Российской Федерации, в которых в установленном порядке не введены в действие нормативы ДОСНП по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации, могут быть использованы соответствующие значения нормативов ДОСНП других регионов, исходя из однотипности биоклиматических и ландшафтно-литологических условий, либо соответствующее обоснование допустимого уровня остаточного загрязнения должно содержаться в проекте рекультивации нефтеза-грязненных земель. Организация разработки нормативов ДОСНП осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Федеральной службы земельного кадастра России, заинтересованными субъектами хозяйственной и иной деятельности, в результате которой происходит загрязнение земель нефтью, или существует риск такого загрязнения. Корректировка нормативов ДОСНП, введенных в действие на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации по обоснованным предложениям заинтересованных министерств и ведомств, субъектов хозяйственной и иной деятельности.
|