Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 5. Технологии и средства ликвидации разливов нефти. вило, такие суда имеют направляющие захваты, устройство для грубой очистки с механизмом сбора и измельчения мусора
вило, такие суда имеют направляющие захваты, устройство для грубой очистки с механизмом сбора и измельчения мусора, нефтесборщик, палубную рубку с пультом управления, корзину для сбора измельченных частиц мусора, емкость для временного хранения нефти. Эффективный сбор разлитых на водной поверхности нефтепродуктов обеспечивает ленточный жесткощеточный конвейер, который монтируется на носу судна. Нефть и вода фильтруются через щетки несколько раз, вследствие чего вода становится чистой уже на выходе с ленточного коллектора. Скорость сбора обычно составляет 2-3 морских узла, причем мусор и нефтепродукты разделяются автоматически. Традиционным методом борьбы с нефтяными загрязнениями в настоящее время на воде является механический сбор с помощью нефтяных сборщиков на корабельной основе. Теоретические расчеты показывают, что оптимальный диапазон толщины пленки нефти при разливе на воде до десятых долей миллиметра от нескольких сантиметров легко и эффективно убираются механически. Однако практика реальных аварий демонстрирует, что даже при относительно комфортных погодных условиях и толщине пленки в несколько десятков миллиметров и более, стандартный сборщик нефти обычно собирает до 50-60% воды вместо нефти, в т.ч. в виде эмульсии (вода в нефти), которая требует дополнительной сепарации от нефти. Даже если такая сепарация осуществляется при сборке нефти и вода очищается до уровня ПДК (а это возможно только на крупнотоннажных судах сборщиках), невозможно собрать таким образом более 60% нефти. Кроме того, на волне более 0, 5-1 метра и на малых глубинах такая техника мало эффективна или, чаще, вообще не применима. Силы и средства Госморспасслужбы Минтранса России базируются в морских портах и не в состоянии обеспечить оперативную ликвидацию аварийных разливов нефти на расстоянии 100-150 км от них. В случае волнения на море спасательные суда не смогут на максимальной скорости идти к месту аварии, следовательно, время реагирования на ЧС затянется на 8-10 часов и более. За такой срок под воздействием ветра нефтяное пятно существенно увеличится в размерах. В результате масштаб аварии может возрасти и привести к серьезным экологическим бедствиям. С целью повышения оперативности реагирования на разливы нефти в море по заказу МЧС России ОАО НПК «ПАНХ» совместно с ЗАО «Северное море» создают вертолетную технологию установки надувных боновых заграждений повышенной длины (до 600 м). Для Ми-8 разрабатывается, в частности, мобильная система, которая включает в себя боны и устройство, обеспечивающее подцепку их к вертолету, транспортирование на внешней подвеске на большие расстояния и оперативную раскладку на водной поверхности в зоне разлива. Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов Боны ставятся с подветренной стороны. Этот процесс корректируется переносом якорных систем с помощью самоходного плавсредства, тоже доставляемого на внешней подвеске вертолета. Операция уничтожения остаточной нефтяной пленки внутри боново-го заграждения может быть выполнена посредством вертолетного опрыскивателя подвесного (ВОП-3) емкостью 3 м3. Он был разработан в 2001 году НПК «ПАНХ» и принят на снабжение МЧС России. При сборе «толстых» слоев нефтепродуктов серьезные проблемы создает консистенция нефтепродукта, которая существенно зависит как от типа нефтяного продукта, так и от температуры воды. При низких температурах воды многие нефтепродукты, включая сырую нефть и мазут, образуют вязкие конгломераты, которые быстро засоряют скиммеры, приводя их в нерабочее состояние. Для ликвидации последствий разлива используют преимущественно механические и сорбционные методы. Однако при толщине нефтяной пленки менее 1-2 мм, а также при малой глубине водоема использование механических средств становится невозможным. В таких условиях наиболее эффективны специальные нефтесорбирующие материалы. Сорбенты - это материалы, собирающие нефть адсорбции и абсорбции (налипания или впитывания). Сорбция (от лат. зогЬео поглощаю) - поглощение твердым телом или жидкостью какого-либо вещества из окружающей среды. Основные разновидности сорбции адсорбция, абсорбция, хемосорбция. Абсорбция - поглощение какого-либо вещества из окружающей среды всей массой поглащающего тела (абсорбента). Адсорбция (от лат. ас! -на, при - и зогЬео - поглощаю) - поглощение газов, паров или жидкостей поверхностным слоем твердого тела (адсорбента) или жидкости. Физическая адсорбция - результат действия дисперсионных или электростатических сил. Если адсорбция сопровождается химической реакцией поглощаемого вещества с адсорбентом, то она называется хемосорбцией. Главными требованиями, предъявляемыми к нефтесорбирующим материалам, являются: безвредность для окружающей среды; нефтеем-кость (количество поглощенного нефтепродукта на единицу веса сорбента); плавучесть (в исходном и насыщенном состоянии); гидрофоб-ность (сорбент не должен впитывать воду); возможность регенерации и повторного использования; технологичность изготовления и применения (удобство нанесения на поверхность и удаление); доступная стоимость. Именно по совокупности этих факторов определяется эффективность применения нефтесорбирующих материалов. Сбор нефти сорбентами является одним из возможных методов ликвидации разливов, когда работа других нефтесборных средств и специа-
|