![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальная реабилитация инвалидов и ее основные направления
Социальная реабилитация инвалидов - это система и процесс восстановления способности человека с проблемами развития к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности. Она включает в себя адаптацию и приспособление инвалида к самому себе, адаптацию его в обществе, в окружающей среде [24]. Социальная реабилитация включает в себя два направления - социально-бытовую реабилитацию и социально-средовую реабилитацию. Рассмотрим подробнее каждое из них. Социально-бытовая реабилитация заключается в приобретении или восстановлении больным утраченных в результате болезни навыков по самообслуживанию и деятельности в быту, приспособление к новым условиям жизни. Социально-бытовая реабилитация включает в себя социально-бытовое устройство, социально-бытовую ориентацию, социально-бытовую адаптацию. Социально-бытовое устройство - это важный компонент социально-бытовой реабилитации, отражающий состояние обеспечения инвалида элементарной комфортностью жилых и вспомогательных помещений. Большое значение имеют приспособление жилища инвалида к его функциональным возможностям, оснащение помещений специальными вспомогательными устройствами для облегчения самообслуживания. Инвалид должен быть также обеспечен индивидуальными техническими средствами реабилитации и приспособлениями, которые облегчают передвижение, ориентацию, общение (протезы, ходунки, ортопедическая обувь, тифлотехника, сурдотехника и т. д.). Важно обеспечение инвалидов вспомогательными приспособлениями, облегчающими самообслуживание, которые подбираются с учетом индивидуальных потребностей и нарушенных функций. Это приспособления для пользования электробритвой, телефонной трубкой, кранами, для открывания форточек, поднятия предметов с пола, для одевания, для самостоятельного подъема со стула, приспособления для чтения и т. д. Оборудование для жилья и индивидуальные вспомогательные приспособления должны соответствовать типу дефекта, быть безвредны для здоровья, функциональны, удобны и просты в применении. В задачи социально-средовой ориентации входит обучение человека самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке, правильно воспринимать и анализировать ее состояние, адекватно реагировать на изменения, происходящие в ней. В процессе ориентации осуществляется ознакомление инвалида с предметами и окружением социально-бытового назначения (в собственной квартире или в специализированном учреждении). Большое значение приобретает обучение инвалидов навыкам самообеспечения в быту, персональной сохранности, по вопросам диетотерапии, режима дня, пользованию лекарственными средствами, вспомогательными приборами и техническими устройствами. Социально-бытовая адаптация имеет конечной целью приспособление человека к бытовым условиям в его новом статусе «инвалид». В этом процессе участвует не только специалист, помогающий адаптироваться человеку с изменившимися физическими возможностями к осуществлению жизнедеятельности в привычных условиях, но и инвалид, который самостоятельно должен стремиться найти способы достижения относительно независимого образа жизни. Социально-средовая реабилитация имеет своей целью создание оптимальной среды жизнедеятельности инвалида за пределами его жилища, восстановление способности инвалида к жизни в обществе. Социально-средовая реабилитация подразумевает два процесса - приспособление социальной среды к специфическим возможностям инвалидов, устранение препятствий к независимому существованию в условиях окружающей среды и в производственной сфере, с одной стороны, и обучение инвалида жить в обычном социуме и быть интегрированным в общество - с другой. При таком подходе в полной мере реализуется процесс социализации личности, т. е. вхождение или возвращение инвалида в общество. Социально-средовая реабилитация включает в себя социально-средовую ориентацию, социально-средовое образование и социально-средовую адаптацию. В ходе социально-средовой ориентации осуществляется ориентация больного в окружающей среде. Сюда входит установление взаимоотношений с людьми, знакомство с территорией и расположенными на ней объектами - магазинами, предприятиями, спортивно-оздоровительными учреждениями и т. д. Социально-средовое образование - это процесс обучения инвалида навыкам пользования средой, навыкам перемещения в окружающей среде, пользования транспортом, умению самостоятельно приобретать продукты и вещи, посещать общественные места. Сюда же относится и обучение социальной независимости, направленное на возможность самостоятельного проживания, распоряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в общественной деятельности. Немаловажное значение имеют обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятий физкультурой и спортом, которое включает приобретений знаний и умений в различных видах спортивной и досуговой деятельности, обучение пользованию для этого специальными техническими средствами, информирование о соответствующих учреждениях, осуществляющих данный вид реабилитации. Практически для всех инвалидов важно консультирование по правовым вопросам, которое должно обеспечивать им правовую помощь в области социальной защиты и реабилитации. Важно также образование инвалидов по семейным вопросам - в области полового воспитания, воспитания детей, возможности контроля рождаемости и т. д. Социально-средовая адаптация - это процесс и результат приспособления субъекта к объектам жизнедеятельности и овладения навыками самостоятельного жизнеобеспечения, пользования гражданскими правами. Программа социальной реабилитации в рамках индивидуальной программы реабилитации инвалида включает в себя: § информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации инвалидов; § обучение инвалида самообслуживанию; § адаптационное обучение семьи инвалида; § обучение инвалида пользованию техническими средствами реабилитации; § организация жизни инвалида в быту; § обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации; § обучение инвалида персональной сохранности; § обучение инвалида социальным навыкам; § обучение инвалида социальному общению; § обучение инвалида социальной независимости; § оказание помощи в решении личных проблем; § консультирование по правовым вопросам; § обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятиями физкультурой и спортом (Приложение № 3). Таким образом, социальная реабилитация является очень важным видом реабилитации инвалидов. Именно с помощью данного вида реабилитации инвалид приобретает новые навыки по ориентации в окружающей среде и обществе и адаптации к своему положению в качестве человека с ограниченными возможностями здоровья. В учреждениях социального обслуживания населения социальная реабилитации инвалидов осуществляется через оказание социальных услуг. Однако необходимо заметить, что деятельность данных учреждений по направлению социальной реабилитации пока недостаточно эффективна.
|