Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные цели и виды информационного поиска






Чтобы легче разобраться в этих вопросах, мы построим принципиальную схему процесса информационно-поисковой деятельности (см. рис. 1). Как видим, она служит посредником между производством и использованием социальной информации (литературы, книги), функционирующей в обществе. В целом производителем и пользователем социальной информации, субъектом информационно-поисковой деятельности выступает общество, персонифицируясь в каждом конкретном случае в лице какого-либо издательства, научно-исследовательского или учебного института, автора и читателя и т.п. Уже эта персонификация определяет необходимость в поиске конкретно данных источников литературы или содержащихся в них каких-то фактов. Идейно объективный характер существования и использования разнообразной социальной информации определяет и самые различные задачи ее поиска.

 

В целом все реальное многообразие таких задач можно свести к трем основным целям информационного поиска:

 

1. Поиск необходимых сведений об источнике и установление его наличия в системе других источников. Ведется путем разыскания библиографической информации и библиографических пособий (информационных изданий), специально создаваемых для более эффективного поиска и использования информации (литературы, книги).

 

2. Поиск самих информационных источников (документов и изданий), в которых есть или может содержаться нужная информация.

 

3. Поиск фактических сведений, содержащихся в литературе, книге, например, об исторических фактах и событиях, о технических характеристиках машин и процессов, о свойствах веществ и материалов, о биографических данных из жизни и деятельности писателя, ученого и т.п.

 

Эти цели определяют и три основных вида информационного поиска: библиографический, документальный и фактографический. Необходимо иметь в виду, что они тесно взаимосвязаны между собой. Например, чтобы найти информационный источник (документ или издание), надо знать определенную совокупность библиографической информации (фактов), характеризующей его, отличающей его от многих других: хотя бы от написанных тем же автором, на одну и ту же тему, выпущенных тем же издательством, в одном и том же году и т.д. Следовательно, нужно сначала проделать библиографический поиск. И, наоборот, чтобы провести фактографический поиск в какой-либо отрасли знаний или практики требуется сначала найти те литературные источники (документы, издания), в которых могут быть интересующие нас факты. Поэтому сначала надо провести библиографический и документальный поиск.

 

При конкретизации целей и, значит, основных видов информационного поиска следует учитывать еще целый ряд критериев, обусловленных самим объективным многообразием книжного (информационного) дела. Поэтому система основных видов информационного поиска в зависимости от различных критериев может быть дополнена (см. табл. 1).

 

Каждый из них по отношению к основным видам информационного поиска (библиографический, документальный, фактографический) образует своеобразную совокупность разновидностей. Другими словами, в каждом конкретном случае общая задача (вид поиска) получает определенную систему ограничений, преобладание которых и отражает специфику решений данной поисковой задачи (см. рис. 2). В этом отношении приведенная система критериев может служить своего рода моделью для определения необходимых характеристик и особенностей данного информационного поиска. Например, в процессе информационного поиска по теме настоящего издания мы исходили из следующих ограничений, или условий поиска:

 

I. Цель поиска - документальный поиск, т.е. разыскать основные документы и издания по вопросам библиографической эвристики.

 

II. Предмет поиска - тематический поиск, т.е. только по вопросам библиографической эвристики.

 

III. Жанр (вид) литературы - видовой поиск, т.е. преимущественно только книжные издания (монографии, сборники, справочники, библиографические пособия).

 

IV. Метод поиска - диалектический, т.е. использована вся возможная совокупность существующих методов поиска.

 

V. Хронологический охват - ретроспективный поиск за период с начала XIX в. по настоящее время.

 

VI. Географический охват - страноведческий поиск, т.е. информационные источники, изданные в нашей стране (не исключая изданий, переведенных с иностранных языков).

 

VII. Полнота поиска - избирательный поиск, т.е. выбирались наиболее примечательные издания.

 

VIII. Интенсивность поиска - разовый, т.е. специально только для настоящей работы.

 

IX. Категория потребителей - специальный поиск, т.е. ориентированный на студентов вузов.

 

Такая конкретизация способствует большей целенаправленности, глубине, всесторонности, методической рационализации и эффективности информационного поиска в каждом конкретном случае его использования.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал