Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современное значение библиографической эвристики






Оглавление

 

 

Оглавление. 2

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 2

1.СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ЭВРИСТИКИ.. 3

2.ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ЭВРИСТИКИ В СССР. 5

3.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ЭВРИСТИКИ.. 9

3.1.Основные цели и виды информационного поиска. 9

3.2.Система методов информационного поиска. 10

4.ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕССУ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОИСКА.. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 23

Литература. 23

 

top.document.title=document.title; chid="part-001"; chnum=1; chkurl(); doStart(sa); ПРЕДИСЛОВИЕ

Библиографическая эвристика - одна из важнейших и активно развивающихся частей общей науки о библиографии, библиографоведении. В современных условиях ускорения и усложнения информационных процессов в обществе ей уделяется особое внимание. В то же время, несмотря на обилие различного рода публикаций по библиографической эвристике, пока отсутствует общее монографическое освещение современного состояния, итоговых достижений в этой области. Наиболее примечательными здесь следует считать работы П.Н. Беркова и А.И. Черного. Труд П.Н. Беркова «Библиографическая эвристика. К теории и методике библиографических разысканий» (М., 1960) - самый фундаментальный из всех имеющихся по этому вопросу. Но с момента его создания прошло уже более 20 лет. За это время в развитии библиографической эвристики произошли качественные изменения, появились новые достижения.

Поэтому, в определенной мере, но работу А.И. Черного «Введение в теорию информационного поиска» (М., 1975) можно считать последним словом в библиографической эвристике.

К сожалению, мало внимания библиографической эвристике уделено и в новом издании учебника «Библиография. Общий курс» (М., 1981), которым в основном пользуются студенты книготорговых специальностей.

Предлагаемый конспект лекций, не претендуя в целом на исчерпывающую полноту и детализацию всех вопросов библиографической эвристики, имеет целью более широко показать историю формирования библиографической эвристики в нашей стране, охарактеризовать такие важные теоретические вопросы, как виды информационного поиска, система методов библиографической эвристики, общие требования к методике проведения информационного поиска.

СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ЭВРИСТИКИ

Под библиографической эвристикой мы будем понимать библиографоведческую дисциплину, разрабатывающую историю, теорию и методику информационного поиска. Категория «информация» включает в себя и понятие «библиографическая информация», которая является одной из важнейших ее составляющих. Это объясняется той функциональной ролью, т.е. той социальной задачей, которую решает общество посредством библиографической информации в процессе производства, распространения и использования социальной информации, знания. С помощью библиографической информации общество целенаправленно управляет этим процессом в целом, а также такой частью общественной деятельности, как книжное дело. Действительно, только библиография как часть книжного дела решает такие специфические задачи, как: 1) учет произведений печати, создаваемых в обществе (государственная библиография); 2) оценка их социальной и, следовательно, научной значимости (научно-вспомогательная библиография) и 3) непосредственное руководство использованием произведений печати конкретно данным потребителем информации (рекомендательная библиография). Без эффективного и качественного осуществления этих социальных функций библиографии вся система книжного дела в целом утрачивает свою целенаправленность, т.е. становится неуправляемой, отдается во власть стихии.

Следует отметить также, что социальная информация и, значит, библиографическая информация, не может реально существовать для общества вне определенной знаковой системы (например, естественный язык, литература) и материально-конструктивной формы ее воспроизведения (книга). Именно этим обусловлено появление в обществе книги. Именно этим можно объяснить ту важную роль, которую играет книга в процессе общественно-экономического развития. Категория «книга» включает и понятие «библиографическая книга» (библиографическое пособие, библиографическое издание). В соответствии с основной социальной функцией библиографии книга (вся совокупность произведений печати в обществе) становится как бы объектом управляющего воздействия через посредство библиографической книги (всей совокупности библиографических пособий, изданий).

Таким образом, и в соотношении этих категорий - книга и библиографическая книга - следует учитывать функциональную специфику, т.е. социальную задачу, решаемую книгой вообще и библиографической книгой в частности в системе информационного общения, книжного дела. Именно в нечетком различении этих функциональных особенностей и заключается основная трудность решения многих вопросов библиографической эвристики. В то же время именно своей специфической функции управляющего воздействия на производство, распространение и использование книги, информации в обществе библиография и обязана все возрастающим интересом к себе, к такой важнейшей части этой деятельности, как поиск информации (книги).

В современных условиях «информационного взрыва», «революции в мире книг» темпы роста и объем социальной информации определяются поистине «пугающими» цифрами. Достаточно сказать, что современный информационный поток в общем удваивается примерно за 15 лет. В настоящее время общий объем социальной информации, которая в форме печатных изданий хранится во всех библиотеках мира, составляет примерно 2× 1015 двоичных единиц (бит). Согласно имеющимся подсчетам за время книгопечатания в мире издано более 60 млн. названий книг. Кроме того, в настоящее время ежегодно в мире выпускается более 700 тыс. названий книг и около 100 тыс. названий периодических изданий.

Следует иметь в виду еще один очень существенный фактор, определяющий необходимость эффективного поиска и использования информации. Речь идет об объективно ограниченных физических возможностях человека: в течение своей жизни он может освоить (прочитать) определенное и, в сравнении с общим объемом печатной продукции, довольно незначительное число книг. Например, по данным В.Д. Пекелиса, если человек будет усваивать по 50 страниц ежедневно, то за всю жизнь он прочитает не более 3 тыс. книг (каждая объемом около 300 с.).

В нашей стране за период 1918-1982 гг. издано более 3, 3 млн. названий книг и брошюр. Только за 1982 г. выпущено более 80 тыс. названий книг и брошюр, кроме того, выходило 5243 периодических и продолжающихся изданий, 8285 газет.

Естественно, осуществлять поиск и использовать такие мощные потоки информации становится все труднее. Например, чтобы специалисту в области химии только просмотреть все опубликованные в течение одного года статьи, причем с немыслимей скоростью - 30 публикаций в час и работая по 40 часов в неделю, - то на это ему понадобится 5 лет.

Не случайно в среде современных специалистов сложилось мнение, что легче открыть или разработать тот или иной вопрос заново, чем искать уже готовую литературу этого вопроса. Имеются также многочисленные данные о том, что так называемая неформальная коммуникация (межличностное общение) более эффективна, чем обращение к публикациям, литературе (формальная коммуникация). Например, по данным одного из исследований Министерства обороны США, 70% первых попыток найти информацию, необходимую для проведения исследований и разработок, неформальны по своей природе, а инженеры, которые обращаются сначала к неформальным источникам, получают - в рамках тех же ограничений во времени, которые установлены задачей, - большую долю необходимой им информации, чем те, которые начинают с формальных источников. Существует также мнение, что соотношение между формальной и неформальной коммуникацией выражается как 20: 80%.

Но, во-первых, эти утверждения основываются больше на эмпирических и чисто интуитивных обобщениях. Во-вторых, сама неформальная коммуникация предполагает наличие более информированных специалистов. Следовательно, последние умеют просто качественнее и эффективнее работать с литературой, книгой. Американские исследователи не раз подчеркивали доминирующую роль литературы в области научной коммуникации. Так, в специальном докладе президенту указывалось: «Идеи и фактические данные, которые составляют сущность науки и техники, отражаются в литературе; только при сохранении единства литературы возможны единство и жизнеспособность науки. На всеамериканской конференции по организации и управлению в эпоху научно-технического прогресса, в частности, высоко была оценена практика издания советской научно-технической книги: «Бесспорный успех, которого достигли русские в области развития техники, является также результатом того, что они хорошо используют книгу как средство обмена информацией. Таким образом, умение искать информацию остается бесспорным и необходимым условием любой творческой деятельности. Тем более, что, согласно современным исследованиям, работа с информацией и литературой составляет основную долю занятости специалиста: например, у специалистов по химии она составляет около 44%, у медиков - около 33%, у инженеров - 14-22%.

Проблема поиска и использования информации - одна из самых актуальных в современной науке. Чтобы эффективно и качественно разобраться в современном литературном лабиринте, специалисты большие надежды возлагают на внедрение ЭВМ. В настоящее время в мире работают уже сотни автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС) различного типа. Уже сейчас серийно изготовляются запоминающие устройства емкостью 1012 двоичных единиц (бит). Предполагается, что в ближайшее время в памяти одной ЭВМ можно будет хранить все знания, которые накопило современное человечество. Однако сам факт хранения в памяти ЭВМ всех знаний человечества не является свидетельством высокой эффективности поиска и использования заложенной в машину информации. Если АИПС и выдаст нам определенный массив информации, скажем, в удобной для нас печатной, книжной форме, то осваивать ее в конечном итоге приходится человеку. И от того, насколько он владеет методикой поиска и работы с книгой, будет зависеть эффективность и качество его труда.

Иными словами, в основе использования информации лежит проблема поиска и преобразования ее в такое содержание (знание) и в такие формы его фиксации (документ, книга, ЭВМ), которые создают возможность более удобного и оперативного освоения накопленной информации и ее эффективного использования в общественной деятельности. К сожалению, именно логические аспекты поиска и переработки информации недостаточно разработаны в современной науке. Поэтому в настоящем издании главное внимание уделяется логическим аспектам информационного поиска.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал