Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Народные промыслы России ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Издавна человечество знало такие ремёсла, как кузнечное, гончарное, плотницкое, столярное, портновское, ткацкое, прядильное, скорняжное, шорное, пекарное, сапожное, печное, кожевенное и другие. Рассмотрим основные разновидности народных промыслов России. · Резьба и роспись по дереву наиболее популярный вид ДПИ Резьба бывает геометрическая, скобчатая, плоскорельефная (глухая и ажурная) Наиболее сложный вид представляет скульптурная резьба. художественная обработка дерева наряду с резьбой постепенно стала обогащаться цветом. Подкрашивание резьбы, а затем и декорирование различных деревянных вещей росписью привело к формированию центров народного искусства, в которых роспись стала главным направлением их деятельности. · Богородская резьба. Один из наиболее старых по времени возникновения подмосковный промысел резьбы по дереву находится в селе Богородском. Близость к Троице-Сергие-вой лавре (нынешний город Загорск) Здесь на рубеже XVI—XVII вв. стали вырезать из дерева игрушку из липы, ольхи, осины Инструмент богородского резчика – топор, набор полукруглых стамесок и нож, остро отточенный и законченный треугольным срезом. Создавали упряжки, фигурки домашних животных, птиц, зверей. Все они, как правило, изображены занятыми каким-то делом. Символ промысла – игрушка «Кузнецы», изображающая мужика и медведя, поочередно бьющих по наковальне. · обработка капа и капокорня. Традиция такого ремесла сложилась у мастеров г. Вятки еще в начале XIX в. · Художественные изделия из бересты. В Архангельской, Вологодской, Томской областях, Якутии Из бересты делали пестери — заплечные корзины для сбора грибов, сосуды для хранения меда или сметаны туеса, короба, шкатулки, его использовали для покрытия жилища и для других хозяйственных целей. · Хохломская роспись. Промысел возник в г. Семенове и деревнях Коверинского района Нижегородской области в конце XVII в. Село Хохлома, где проходили ярмарки по продаже деревянной посуды Золотой фон или золотой орнамент на цветном фоне обусловлен особенной технологией росписи, которая заключается в предварительном нанесении на деревянную заготовку аллюминевого порошка, поверх которого выполняют роспись. После этого изделие покрывают олифой. Окончательную сушку (закалку) проводят в закрытых шкафах-печах при 100—120 °С. Слой олифы приобретает золотистый оттенок, сквозь который блестит металлизированный фон. · Городецкая роспись. Украшение деревянных изделий росписью еще в одном центре Нижегородской области — г. Городце — связано с более простой технологией. Это роспись, исполнявшаяся раньше клеевыми красками, а сегодня масляными, по чистой поверхности дерева или по цветному фону. · Росписи Полхов-Майдана и Крутца. В этих двух селах Нижегородской области, изготовляют веселые расписные игрушки. Большинство изделий выполняют токарным способом. Среди них многоместные разъемные матрешки, поставки, птички-свистульки, составленные из токарных деталей, Все изделия расписывают яркими анилиновыми красками, звучность которых повышает черный контур рисунка, выполненного тушью. · Художественная керамика Понятие «керамика» включает все разновидности и изделий, выполняемых из глины. В зависимости от основного исходного сырья и дополнительных компонентов, получают терракоту, майолику, фаянс, фарфор, имеющие отличия по внешнему виду и по способам декорирования. Первые керамические сосуды создавали ручной лепкой, позднее появился гончарный круг. посуда — кувшины, миски, тарелки, фляги, горшки, а также игрушки являются наиболее типичными изделиями народного керамического производства.В декорировании керамических изделии чаще всего используют роспись. Промыслы глиняной игрушки возникали на основе гончарных промыслов. · Гжельская керамика. Название промысла связано районом Подмосковья, где уже более 8 столетий делается гончарную посуду, черепицу, изразцы. Традиционный декор – синяя подглазурная роспись на белом фоне + золотые отводки · Дымковская игрушка – промысел в селе Дымково, близ г. Кирова. Игрушки здесь изготовлялись в виде свистулек, и продавались к празднику «Свистунья». Дымковская игрушка имеет характерные особенности в росписи. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивается разведенным на молоке мелом. По белому фону выполняют роспись темперными красками. · Каргопольская игрушка. Из села Гринево Каргопольского района Архангельской области. В тематике фигуры медведей, коней, оленей, собак. Фигуры людей приземистые, по-деревенски крепкие. · Филимоновская игрушка издеревни Филимоново Тульской областиОсобенность местной глины заставляет мастериц при лепке несколько вытягивать в высоту любую фигуру. Особенно заметно это проявляется в лепке коней, коров, у которых получаются очень длинные шеи. Компенсируется удлинённая пропорция фигуры росписью горизонтальными полосками красного, желтого, зеленого цветов. · Резьба по кости. Чукотский косторезный промысел — наиболее древний центр искусства резьбы и гравировки на моржовых клыках · Холмогорская (возле Астрахани) и Тобольская резьба по кости ведет свой отсчет с 860-х годов. Наличие ископаемой мамонтовой кости, которую до сих пор находят в Сибири, а также опыт народностей, проживающих в бассейне реки Обь (ханты, манси) дали развитие промыслу. · Хотьковский костерезный промысел начал складываться после Великой Отечественной войны, в составе действующего предприятия по художественной обработке дерева. · Художественная обработка камня Комбинат «Уральский камнерез» — предприятие Пермской области, организовано в 1960-е годы на основе возрождения традиций уральских мастеров, Также в этой области находится Кунгурский завод художественных изделий. В Нижегородской области фабрика «Борнуковская пещера». Тувинский камнерезный промысел · Художественная обработка металла способы обработки металла — литье, ковка, чеканка, скань (филигрань), а также финифть, (или живописную эмаль), чернение. г. Великий Устюг славится чернёным серебром, Ростовская финифть –промысел ювелирных украшений с росписью по эмали. Известен также Красносельский ювелирный промысел Костромской бласти Под влиянием Красносельского промысла в селе Казаково Нижегородской (Горьковской) области сложился промысел Казаковская филигрань · Декоративная роспись на металле металлические подносы с яркой декоративной росписью конец XVIII — начало XIX в., а для некоторых центров — даже XX в. Уральские расписные подносы стали изготовлять в начале XVIII в., в период развития металлургического производства, связанного также с выпуском листового железа. Жостовские подносы. В начале XIX в. Подносы изготовляли в селах и деревнях — Жостове, Троицком, Новосильцеве (Подмосковье)и др. Жостовский промысел испытал влияние уральской росписи, федоскинской лаковой живописи, а также росписи по фарфору. · Лаковаяживопись на папье-маше развивается в четырех основных центрах народных промыслов России (Федоскино, Палех, Мстера, Холуй),. В каждом промысле лаковая живопись имеет свои особенности исполнения, свою традицию оформления вещи орнаментом. · Федоскинская лаковая живопись ориентировалась на образцы русской классической живописи. От нее же она восприняла технику многослойного письма масляными красками. На шкатулках, перчаточницах, табакерках получили отражение сюжеты русского лубка, старинных гравюр, переложенные на язык миниатюрного письма. Федоскинская миниатюра выполняется всегда в окружении черного фона коробки. Палехская лаковая живопись, следуя старинной технике иконописи, выполняется темперными красками (цветные пигменты, разведенные на клею и яичном желтке). В характере живописи видно продолжение иконописных традиций. Выполняется на чёрном фоне. · Вышивка в вышивке сформировались художественно-стилистические особенности, дошедшие до сегодняшнего дня. Каждая местность имеет свои особенности и орнаменты Своеобразна вышивка Нижегородской (Горьковской), Рязанской, Ивановской, Новгородской областей, районов Поволжья, Сибири, Северного Кавказа. В русской народной вышивке, можно выделить счетные и свободные виды шитья, Существуют вышивальные швы: роспись, счетная гладь, набор, крест. строчевая вышивка, цветная перевить, Золотное шитье, владимирские швы, тамбурная вышивка и др. · Кружевоплетение Основными центрами русского кружевоплетения являются Вологодская область, Елецкий район Липецкой области, Советский район Кировской области и Михайловский район Рязанской области. Самые известные кружева: Вологодское кружево на коклюшках, Кировское кружево, Елецкий кружевной промысел, киришское кружево, михайловское мерное кружево ·. Узорное ткачество В русском узорном ткачестве были широко распространены такие виды ткачества, как закладное, браное, выборное, переборное, ремизное. По видам ткачества и стилевым особенностям орнамента особо выделяется ткачество Русского Севера, куда входят Архангельская, Вологодская, Псковская, Новгородская области. · Ковроделие По технике выполнения ковры разделяют на паласные и ворсовые, Ковроткачество было характерно и для центральных русских районов — Воронежской, Белгородской и особенно Курской областей. Здесь искусство изготовления ковра зародилось в XVI — XVII вв., а промысел сформировался уже в XVIII в. Традиционно русскими коврами являются тюменские махровые ковры (районы Ишима и Тобольска). · Узорное вязание широко было распространено на северо-востоке европейской части России, охватывающей русские селения Архангельской области и территории Коми. В основе узорного вязания лежит один и тот же способ — так называемая чулочная вязка. Повсеместное распространение получило вязание ажурных платков. наиболее высокого художественного и технического уровня это искусство достигло в Оренбургской области. И на юге Челябинской обл. · Ручная набойка — один из видов искусства художественного оформления тканей. В России набойка была в основном одноцветная с четким графическим рисунком. Однако со второй половины XIX в. появляются яркие шерстяные и полушерстяные набивные платки и шали с пышным растительным орнаментом. Производство таких платков было организовано в старом текстильном центре— Павловском Посаде под Москвой. · Художественная обработки кожи и меха относится к старинным видам ремесла Крайнего Севера, где обрабатывали оленьих шкур, камусов, меха пушных зверей, шкур морского зверя (нерпы, тюленя), оленьей или лосевой замши — ровдуги. пошивом одежды, обуви, головных уборов, сумок, рукавиц, Древним способом украшения одежды и предметов быта была меховая мозаика. Многие женщины этих районов и сейчас в совершенстве владеют этим искусством.
На Южном Урале: 1) Каслинское литьё, 2)златоустовская гравюра на стали, 3) камнерезный промысел, 4) пуховязание, 5) художественная обработка растительных материалов (лоза, камыш)
Развитие народного ДПИ на сегодняшний день
М.А. Некрасова определяет четыре формы развития народного искусства. В первой форме народное искусство предстаёт невычленненым из свое этнографической среды бытования. Оно связано с породившими его этническими и социальными бытовыми укладами. Это народное творчество сёл Севера и Центра России, Приамурья, народов Камчатки, Средней Азии, некоторых районов Прибалтики, Белоруссии, Украины, Кавказа, где народный мастер – носитель традиций, Во второй форме творчество единичных мастеров сохраняет коллективный опыт традиций. Эта форма функционирует больше в силу потребности индивида в художественном выражении и в стремлении продолжить традиции и навыки ремесла. Третья форма представляет стихийное развитие художественного промысла. Новый вид промысла сам возникает как бы случайно, хотя для этого всегда имеются скрытые причины. Таковым является народный промысел Полхова Майдана, зародившегося в 30-е годы, и достигшего своего расцвета в 60-70-е годы ХХ столетия. Здесь художественная идея, технический навык быстро перенимаются у соседа, дополняются и развиваются в творчестве коллектива. В четвёртой форме – деятельность художественного промысла представляет мастерская с производственным оснащением, механизацией подсобных работ. Народный мастер в своей творческой деятельности здесь значительно связан тиражированием образцов и принципами промышленного планирования. Это подавляет творческую инициативу мастера, он перестаёт выступать как творец и носитель традиции. Для сохранения промысла в таком случае творческим коллективам необходимо сохранять присущие народному искусству принципы организации, стимулирующие творческую деятельность мастера и коллектива в целом.Каждая форма отражает свой уровень системы народного искусства, в каждой действуют законы традиции и коллективности, формирующие культурную память. Все четыре формы объединяет общая структура творчества, но в каждой индивидуальное начало, личностное выступает в разных качествах и связях с коллективным традиция, опирается на три главные основы. Первая основа – историческая, социальная. Вторая основа – бытовая. Третья основа – природное окружение. Оно даёт сильнейший творческий импульс. Чем ближе народный мастер к природе, чем теснее связан с ней трудом и всем укладом жизни, тем ярче выражен народный характер в его творчестве. Декоративно-прикладное творчество народа отвечает основным принципам характеризующим фольклор: здесь прослеживается коллективность творчества на основе укоренившихся традиций, но обязательно присутствует индивидуальность отдельных мастеров.
|