Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Педагогика как теория обучения и воспитания
Потребность передавать опыт от поколения к поколению появилась на самом раннем этапе возникновения общества. Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний – своеобразных педагогических заповедей. Их темой были правила поведения и отношения между родителями и детьми. Педагогические мысли как отражение практики обучения и воспитания обнаруживаются у различных народов в древних памятниках письменности. Вопросы образования и воспитания привлекали к себе внимание писателей, философов, ученых. Педагогические научные идеи находятся в работах древних философов. Педагогика (греч. paidagogos – детоводитель, греч. pais – дитя, род. пад. – paidos) – это наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности. Предметом педагогики является исследование закономерных связей, существующих между воспитанием, обучением и развитием личности, форм и методов воздействия на человека; определение общественно-политических и методических основ воспитания как специально организованного процесса. Первой формой педагогической культуры была народная педагогика, включавшая простые педагогические представления, взгляды, идеи, наиболее полно проявлявшиеся в трудовой деятельности, традициях, ритуалах, обычаях, играх, праздниках, устной народной речи и т.д. Основной формой педагогической практики на ранних стадиях возникновения государств Древнего Востока являлось семейное воспитание. Потребность общества в образованных людях, необходимых для организации работы государственного аппарата, потребовала особой организации обучения, дополнявшего семейное воспитание. Возникают специальные образовательные учреждения – школы, и появляются лица, профессией которых становится обучение и воспитание детей. Наиболее ранними формами учебной работы были индивидуальное и индивидуально-групповое обучение. Очередной этап в истории воспитания и педагогической мысли связан с возникновением античной цивилизации (VIII в до н.э. – V в. н.э.) и присущими ей основными воспитательными системами – спартанской, афинской и римской. Утверждение феодального строя на Западе, распространение христианства повлияли на смену педагогической парадигмы и возникновение форм массового обучения. Основными типами школ стали: приходские, монастырские, соборные (кафедральные). Содержание средневекового образования сводилось к постижению «семи свободных искусств», программа которых делилась на 2 части: низшую – тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и высшую – квадриум (арифметика, география, астрономия, музыка). Отделение ремесла от сельского хозяйства, рост городов, складывание централизованных государств способствовали бурному развитию образования и просвещения. В XVII – XVIII вв. появляются новые типы учебных заведений – цеховые и гильдейские школы, происходит выделение высшего образования – на основе школ возникают независимые университеты (Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Пражский, Болонский). В XVII в. появляется научная педагогика, создателем которой был Я. А. Коменский (1592 – 1670). Я. А. Коменский определил системы школ и содержание обучения в них, создал классно-урочную систему обучения, обосновал основные дидактические принципы, разработал возрастную периодизацию, составил первые учебники для школ, снабженные иллюстрациями и методическими рекомендациями для учителей.
школа (греч. schole) – досуг гимназия – (греч. gymnasion) – общественная школа физического развития; позднее – место собрания философов, ученых лицей – (греч. Likeion – название рощи при храме Апполона Ликейского близ Афин, где учил Аристотель) – тип среднего учебного заведения каникулы (лат. Canikula – название Сириуса – наиболее яркой звезды созвездия Большого Пса) – перерыв занятий в учебных заведениях В XVIII в. в Европе начинают создаваться специальные учебные заведения для подготовки учителей. Прогресс в развитии общества обусловливал и стимулировал развитие педагогической теории. Определение предмета педагогики как теоретической и прикладной науки позволяет вычленить основные проблемы, которыми она занимается: 1) закономерности развития и формирования личности; 2) цели воспитания и обучения; 3) содержание воспитания и обучения; 4) методы воспитания и обучения. Факторами, оказывающими влияние на разработку основных педагогических проблем, являются: 1) объективные требования общества к развитию и формированию личности; 2) возрастные особенности формирования личности; 3) интересы и политика общества. Достижению этих целей и подчиняется содержание и методика обучения и воспитания. В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории – «образование», «обучение», «воспитание». Образование обусловливает стабилизацию общества и уровень его культурного развития. Культура выступает предпосылкой и результатом образования человека. Образование является необходимым и важным фактором развития как экономики, политики, культуры, так и всего общества. Идеал образования тесно связан с целями жизни данного общества. Жизнь определяет образование, в свою очередь образование воздействует на жизнь. Культура представляется целью существования современного человека (схема 17).
|