Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Удержание и освобождение
Во время почти каждого музыкального исполнения я в какой-то момент перестаю себя контролировать. Есть эпизоды борьбы и высшего самосознания, но всегда приходит момент, когда я даю себе свободу. Вот идет игра, сражение, с трудом сквозь что-то продираешься — и вдруг следует прорыв, пролом стены благодаря какому-то странному сочетанию силы воли и бесконтрольности. Для меня это самое приятное мгновение: «Фу-у-у, наконец-то он ушел!» Дэвид Тори Gt; > > Однажды я разговаривал с моим другом художником на открытии выставки его каменных скульптур. Я спросил его, не сожалеет ли он о своих любимых работах, когда их приобретают и увозят покупатели. Да я собрал бы их все до одной да и выбросил в море! — засмеялся он. Он говорил правду. Его радовали не эти предметы, а сама работа. Акт творения, а не его результат вносил смысл в жизнь скульптора. Это же должно быть справедливо и для музыкантов Дзэн-гитары. Как любящие родители приводят в этот мир ребенка, мы вкладываем душу и силы и создаем нечто, зная, что должны отпустить наше творение на свободу. Удерживать означает жить в страхе, эгоизме, себялюбии. Освободить, отпустить — значит преодолеть эти несчастья и следовать своему росту и развитию. Знаменитая дзэнская притча об освобождении повествует о том, как мастер Му-нан, умирая, решил завещать своему ученику Сёдзю рукописную книгу священных писаний, которой очень дорожил. Сначала Сёдзю отказался принять дар. Если эта книга так важна, — сказал он, — то оставь ее лучше у себя, мастер. Но мастер настаивал и вложил ее в руки Сёдзю. Тот принял книгу и тут же сунул ее в горящий камин. Что ты делаешь! — воскликнул мастер. Что ты говоришь? — последовал ответ. Отпуская, освобождая, мы в неявном виде признаем конечность жизни. Ничто материальное не существует вечно, а меньше всего наше материальное бытие. Через достаточный период времени все превратится в прах. Парадокс состоит в том, что, отпуская, мы удерживаем именно то, что вечно: не песню, а источник песни. Вот где пролегает Путь. Музыкант, который поистине отпускает песню, подобен зеркалу, отражающему прекрасный лунный свет: ничего не удерживая, все освещает. Звук и тишина То, что ты величайший гитарист в мире, еще ничего не значит; если ты не просветленный, забудь об этом. Джордж Харрисон Gt; > > Много веков бродячие монахи в Японии играли на сякухати — традиционной бамбуковой флейте; ее использовали при медитации. Звук флейты напоминает призывные крики оленя. Мерой артистизме игры на сякухати является итион дзёбуцу — качество просветленности, выражаемое одной нотой. Для играющего на сякухати каждая нота и каждая пауза между нотами имеют одинаковое достоинство, поскольку нет звука без тишины и нет тишины без звука. Ничто — полное отсутствие дыхания через флейту — не должно пропадать даром. По понятиям мастера сякухати, каждое мгновение в этом мире обретает свое отдельное существование и затем уходит навсегда; каждый звук и каждая пауза — это возможность для просветления. В одной легенде рассказывается, как несколько столетий тому назад японский император попросил монаха по имени Какуа научить его тому, чему монах научился во время своего дзэнского уединения в Китае. Монах поклонился, постоял молча, затем сыграл одну ноту на своей сякухати и удалился. В этой одной ноте он показал свое просветление. Внесите дух итион дзёбуцу во все, что вы играете. Если вы проникнете достаточно глубоко, то придете к постижению того, в чем нет звука и нет тишины, и ваша гитара станет говорить правду. Итион дзёбуцу — это то, чем после этого станете вы.
|