![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Уфа 2013г.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ДЕЛА С КУРСАМИ ГИГИЕНЫ, ЭПИДЕМИОЛОГИИ, ОРГАНИЗАЦИИ ГОССАНЭПИДСЛУЖБЫ И ГИГИЕНЫ ТРУДА, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БОЛЕЗНЕЙ ИПО Государственная аттестация нтернов За 2012-2013 уч.г.
Ситуационные задачи по специальности «ЭПИДЕМИОЛОГИЯ» ДЛЯ ВРАЧЕЙ-ИНТЕРНОВ Уфа 2013г. Задача № 1 (Коклюш) Ребенок 3-х лет, посещающий детский сад, заболел коклюшем. Проживает в коммунальной квартире. В семье – мать и отец (работают в банке), брат 4г.8 мес. – посещает детский сад и сестра – школьница 13 лет. В квартире у соседей проживают двое детей 11 и 14 лет - школьники; мать работает в доме ребенка – воспитатель. Задание: Какие противоэпидемические мероприятия необходимо провести в домашнем очаге коклюша.
Задача № 2 (Дифтерия-1) К врачу на 3-й день болезни обратился 10-летний мальчик с жалобами на боль в горле и легкое недомогание. Поставлен диагноз ангина и ребенок отстранен от посещения школы. Через 2 дня получены результаты исследований мазка из зева – выделена токсигенная дифтерийная палочка типа “mitis”. Установлено, что за 4 дня заболевания ребенок вместе с родителями ездил на праздник в гости к родственникам в соседний район. Дети родственников болели “ангинами”. В семье заболевшего ребенка трое взрослых (бабушка – пенсионерка, отец – ветеринарный фельдшер, мать – бухгалтер НИИ) и один ребенок 4-х лет, посещающий детский сад. Заболевший привит в соответствии с возрастом, его 4-х летняя сестра в возрасте 1 г.1 мес. Получила трехкратную вакцинацию АКДС. Задание: Определить характер и объем противоэпидемических мероприятий. Задача № 3 (Дифтерия -2) При диагностическом исследовании на BL Иванова Коли 5 лет (22.05.91 г.р.) выделена токсигенная BL, тип “ gravis”. Ребенок госпитализирован с диагнозом: локализованная дифтерия ротоглотки. Против дифтерии привит: АКДС 10.09.91 г. с. 471- 1 0, 5 30.10.91 г. с. 472- 1 0, 5 05.01.92 г. с. 310- 5 0, 5 Детской поликлиникой проведены следующие противоэпидемические мероприятия в очаге: 1. Обследованы на BL: мама (на работе) Иванова К.Л. 35 лет бак. анализ № 1-2 отрицательный. Против дифтерии не привита. 2. Папа Н.И. 35 лет (военнослужащий) бак. анализ № 3-4 – отрицательный. Против дифтерии привит. 3. Брат Андрей 7 лет – 1а класс № 5-6 – отрицательный. Прививки АКДС: 01.10.90г. с.275 - 3 0, 5 20.11.90г. с.275 -3 0, 5 05. 01.91г. с.303 - 1 0, 5 1 R 06.06.92 г. с.185 – 0, 5 Задание: Оценить правильность и полноту противоэпидемических мероприятий.
Задача № 4 (вирусный гепатит) В психоневрологическом интернате было зарегистрировано в течение 2-х месяцев 5 случаев вирусного гепатита среди пациентов мужского отделения. Первый случай выявлен 15.03.88 г. (больной поступил в интернат 20.02.88 г., в анамнезе 07.12.87 г. перенес операцию по поводу холецистэктомии с переливанием крови). Последующие случаи зарегистрированы 2.05, 10.05, 11.05 и 13.05.88 г. Все заболевшие - мужчины в возрасте от 32-х до 64 лет, находились в разных палатах одного отделения. Места общего пользования (туалет, ванная) расположены в коридоре. Среди сотрудников интерната больные вирусным гепатитом и носители НВS-Ag не выявлены. Парентеральные медицинские манипуляции заболевшим вирусным гепатитом в интернате не проводились. При эпидрасследовании установлено, что 1 раз в неделю отделение посещает парикмахер, который стрижет и бреет больных. Смена лезвий в безопасной бритве после каждого больного не проводилась Задание: О каком вирусном гепатите можно подумать? Наиболее вероятный путь передачи?
Задача № 5 (Иммунопрофилактика) В детскую поликлинику приглашены родители с детьми для решения вопроса о проведении очередных прививок. Участковый педиатр после осмотра детей и измерения температуры дал следующие рекомендации: 1. Ребенок 18 месяцев привит в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок до 6 месячного возраста. Вакцинация против кори, эпидемического паротита и краснухи в 12 месяцев пропущена – проживал на даче. В день осмотра ребенок здоров, температура тела нормальная. Рекомендовано провести ревакцинацию АКДС-вакциной и живой полиомиелитной вакциной в соответствии со сроками календаря и дополнительно ввести вакцину против кори, эпидемического паротита и краснухи (вакцина ММR‑ II, «Мерк Шарп Доум», Нидерланды). Мать возражает против проведения двух инъекций. 2. Ребёнок 6 месяцев. Привит при рождении против гепатита В и туберкулёза, в 1, 5 месяца была сделана вторая прививка против гепатита В. В 3, 5 месяца вакцинирован против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита. По словам матери, после прививки у ребёнка поднималась температура до 38°С, отмечались незначительные судороги, обращалась к частному врачу, который не рекомендовал в дальнейшем прививать ребёнка. Педиатр убедил мать проконсультировать ребёнка в региональном отделении консультативно-диагностического центра по иммунопрофилактике. 3. Ребёнок Л. 6‑ ти лет, сведений о прививках нет. Ребёнок из семьи беженцев. В день приема ребенок здоров. Назначена прививка против дифтерии и столбняка (АДС-анатоксин), против кори, эпидемического паротита, краснухи и против гепатита В. Ребенка к врачу привел 17‑ летний брат. 4. Ребенок 1 год 8 мес., вакцинирован в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок. При осмотре отмечены катаральные явления, температура 37, 3°С. Вакцинация против полиомиелита отложена до нормализации температуры. 5. Ребёнок 3 г. 7 мес. Вакцинирован против туберкулёза в родильном доме, на левом плече имеется рубчик. Вакцинирован АКДС вакциной в 2 г. 3 мес., перенёс паракоклюш в 2 г. 6 мес., ревакцинирован в 3 г. АДС‑ М вакциной. В семье больна корью сестра. Назначена прививка против кори, эпидемического паротита и краснухи, против полиомиелита. Задание 1. Укажите факторы, определяющие качество и эффективность иммунопрофилактики. 2. Используя официальные инструктивно-методические документы, оцените правильность тактики иммунопрофилактики в каждом конкретном случае. 3. Обоснуйте оценку действиям педиатра, укажите порядок принятия управленческих решений.
Задача № 6 (МИБП – качество). Оцените пригодность иммунобиологических препаратов для вакцинации и правильность действия медицинского персонала в ниже представленных случаях. 1. В прививочном кабинете детской поликлиники для хранения вакцин используется бытовой холодильник, регулятор термометра установлен на режим максимального холода. На верхней полке холодильника при температуре +3°С, хранятся 3 упаковки полиомиелитной вакцины, 2 упаковки коревой вакцины и 4 упаковки АКДС вакцины. На средней полке холодильника уложены 2 упаковки вакцины БЦЖ и 1 упаковка паротитной вакцины. Коробки разложены на расстоянии 3–4 см друг от друга. На нижней полке лежат медикаменты для оказания неотложной помощи при возникновении побочных реакций на введение иммунобиологических препаратов. Согласно журналу учета и расходования вакцин и других препаратов, вакцины БЦЖ и АКДС получены 1, 5 месяца назад. 2. В прививочном кабинете детской поликлиники к концу рабочего дня остались неиспользованными в открытых ампулах 4 дозы коревой вакцины, 10 доз полиомиелитной вакцины, 1 доза АКДС-вакцины. Медицинская сестра остатки иммунобиологических препаратов вылила в раковину, ампулы выбросила в мусорную корзину. 3. Медсестра прививочного кабинета при вскрытии коробки с коревой вакциной, не найдя инструкцию по применению данной серии препарата, использовала наставление, полученное с предыдущей партией вакцин 3 месяца назад. 4. Медсестра ДОУ обнаружив в коробке с вакциной против кори одну ампулу с трещиной, а в коробке с вакциной БЦЖ ампулу с неясной маркировкой выбросила их в ведро для сбора бытового мусора. Задание 1. Перечислите факторы, обеспечивающие безопасность пациента и медицинского работника при проведении иммунизации, а также населения, проживающего на территории, прилегающей к учреждению, где проводится иммунизация. 2. Укажите критерии качества иммунобиологических препаратов. 3. Используя официальные инструктивно-методические документы, оцените условия хранения вакцин и правомерность действий медицинских работников.
Задача № 7 (реактогенность вакцин) На следующий день после проведения прививок против брюшного тифа 120 рабочим молокозавода 18 человек не вышли на работу в связи с повышением температуры до 38, 7–39, 0°С и нарушением общего самочувствия. Задание 1. Определите реактогенность вакцины и оцените ситуацию. 2. Определите дальнейшие действия врача. 3. Назовите возможные причины повышения реактогенности вакцин.
Задача № 8 «РПГА, дизентерия» В детском комбинате в одной из семи функционирующих групп за период с 6.10 по 23.10 было зарегистрировано 5 случаев ОКИ, из них 4 – дизентерии Зонне 2д и 1 случай острого гастроэнтерита. Среди заболевших 3 ребенка и 2 сотрудника. Дети заболели одномоментно с 29.09, у двух Ds: острая дизентерия Зонне 2д, у одного – острый гастроэнтерит (бак.анализ отрицательный). Сотрудники выявлены активно при проведении противоэпидемических мероприятий. Двухкратное бактериологическое обследование персонала группы отрицательное. При серологическом исследовании крови у няни – РПГА с дизентерийным диагностикумом Зонне 2д 1: 400++++, у воспитательницы – 1: 800++++. Няня находилась на больничном листе с 27.09 по 3.10 с Ds: гипертонический криз. Задание: Оценить ситуацию и определить источник инфекции в данном случае.
Задача № 9 (Велтолен) При проверке дезинфекционного режима в стоматологической поликлинике по эпидемическим показаниям (заболевание пациента гепатитом В) эпидемиолог отдела контроля за дезинфекционной деятельностью ФГУЗ ЦГиЭ проанализировал правильность выбора препаратов для дезинфекции и предстерилизационной очистки стоматологических инструментов, дезинфекции поверхностей и других объектов, соблюдение режимов их обработки. Так, для совмещенного обеззараживания и предстерилизационной очистки стоматологического инструментария для профилактики инфекций бактериальной и вирусной этиологии использовали композиционный препарат «Велтолен» из группы четвертично-аммониевых соединений (катионные поверхностно-активные вещества) в режиме (концентрация и время выдержки в растворе), указанном в методических указаниях.
Стоматологические инструменты, загрязненные и незагрязненные кровью и другими биологическими субстратами, после окончания лечения пациентов погружали в раствор дезинфекционного средства. Мойка каждого изделия проводилась в том же растворе, в котором оно замачивалось, с помощью ерша, щетки или ватно-марлевого тампона. Эпидемиологом были проанализированы записи в амбулаторных картах пациентов за последние 3 месяца. Обнаружено отсутствие сведений о наличии общих заболеваний, хронических инфекций, обширных хирургических вмешательствах и т.п., указывающих на возможность инфицирования пациентов. Задание 1. Дайте характеристику «Велтолена», в сравнении с требованиями, предъявляемыми к идеальным дезинфицирующим средствам. 2. Укажите факторы, влияющие на эффективность дезинфекции и стерилизации изделий медицинского назначения. 3. Используя инструктивно-методические документы, обоснуйте правильность выбора средства, оцените соблюдение режима дезинфекции и предстерилизационной очистки стоматологических инструментов, укажите методы контроля предстерилизационной очистки. 4. Сделайте выводы по результатам обследования, указав, можно ли связать заболевание пациента с посещением стоматологического кабинета. 5. Назовите документ, в котором должны быть отражены управленческие решения.
Задача № 10 «Утилизация игл» Медицинская сестра процедурного кабинета взяла использованные одноразовые иглы после дезинфекции, переложила их в пластиковую бутыль из-под минеральной воды и выбросила в мусорное ведро. Вопросы: 1. Правильно ли поступила медицинская сестра 2. К какому классу медицинских отходов относятся использованные одноразовые иглы 3. Какого цвета должна быть упаковка для утилизации игл 4. Какие нормативные документы регламентируют работу с медотходами и иглами в частности. 5. Какие наиболее современные способы утилизации игл.
Задача № 11 «Факторы восприимчивости к ВБИ» В реанимационном отделении находится на лечении пациент 45 лет после дорожно-транспортного происшествия, обширной полостной операции. Пациент находится на аппарате искусственного дыхания. Проводятся массивная антибиотикотерапия и инфузионная терапия. Много лет курит. Вопросы: Какие факторы восприимчивости пациента к внутрибольничной инфекции имеются в данной ситуации. Обоснуйте свой ответ.
Задача № 12 «Профилактика заражений при порезе инструментарием» Медсестра случайно порезалась использованным инструментарием. Вопросы. 1) Какой алгоритм ее действий, особенности выполнения, и теоретическое обоснование действий? 2) Каким нормативным документом регламентировано действие медсестры?
Задача № 13 «Пути передачи ГСИ в роддоме» С 20.12.2003 по 13.01.2004 в родильном доме города Х зарегистрировано 13 случаев смерти гнойно-септическими заболеваниями новорожденных, 6 детей умерли. У детей выделена Klebsiella. Наиболее вероятным представляется инфицирование через руки персонала, а также дыхательную аппаратуру, которая не проходила адекватную дезинфекцию. Групповому заражению детей в роддоме способствовали нарушения санитарного режима и дефицит медицинских кадров. Вопрос. Каковы наиболее вероятные пути передачи инфекции? Ответ обоснуйте.
Задача № 14 «ВБИ дизентерии» У больной гипертонией на 15 день пребывания в стационаре в терапевтическом отделении появился жидкий стул и при бактериологическом исследовании высеяны шигеллы Зонне. Аналогичных заболеваний в стационаре нет.
Вопрос Как оценить произошедшее и что предпринять?
Задача № 15 (Вирусный гепатит А) У ребенка 5 лет, на основании иктеричности склер, изменения цвета мочи и увеличения печени 24 мая был диагностирован вирусный гепатит А. Ребенок посещает детский сад; последнее посещение было 18 мая. В группе еще 18 детей, все они с целью профилактики в начале сентября были привиты гамма-глобулином. Заболевший проживает в отдельной квартире. Мать - бухгалтер, является донором, отец - инженер. Проведите необходимые противоэпидемические мероприятия.
Задача № 16 (Холера) 5 июля 1992 года после 7-дневного нахождения в пути в морской порт М. из страны, неблагополучной по холере, прибыл корабль под названием «Юг». В трюмах корабля - фруктовые соки в жестяных банках и цитрусовые (апельсины, лимоны), затаренные в ящики. На 5 июля 1992 года сведений о случаях заболевания холерой в порту отправления не имеется. Врачом СКО на основании морской санитарной декларации установлено, что на вторые сутки рейса у 2 членов экипажа отмечены желудочно-кишечные заболевания с многократной рвотой и поносом. Составить план противоэпидемических мероприятий. Задача № 17 (Шигеллез) В одной из групп ДОУ в течение сентября было зарегистрировано 10 случаев острых желудочно-кишечных заболеваний. Первым (03.09) заболел ребенок, который пришёл в группу 01.09, вернувшись после отдыха с родителями. У ребенка появился жидкий стул, и в детской поликлинике ему поставили диагноз шигеллёз. Следующие заболевания в группе возникли 07.09, 08.09, 12.09 – 2 случая, 13.09, 15.09, 16.09, 17.09 и 18.09. Заболевших детей отправляли домой. В поликлинике им были поставлены диагнозы: энтерит, пищевая токсикоинфекция, гастроэнтерит. В одном случае был поставлен диагноз ОРЗ. Оцените ситуацию и выскажите гипотезы о возможных причинах возникновения и распространения случаев шигеллёза. Оцените мероприятия, проведенные в очаге, составьте план расследования вспышки. Задача № 18 (Полиомиелит) Паралитическая форма полиомиелита диагностирована у ребенка 1, 5 лет. До 1 года 3 мес. этот ребенок жил вместе с родителями в одной из зарубежных стран, где работал его отец. О прививках ребенка у родителей нет сведений. За месяц до заболевания ребенок начал посещать ясли. Отец - инженер металлургического комбината, мать – домохозяйка. Семья живёт в отдельной квартире. Выскажите гипотезы о возможных причинах возникновения очага полиомиелита. Наметьте мероприятия по ликвидации очага.
Задача №19 (Гепатит В) У женщины 28 лет клинически установлен диагноз «вирусный гепатит В»- острое течение. Женщина замужем, в семье муж, 2 детей, непривиты. При этом известно, что 3 месяца назад она была выписана из больницы, где находилась на лечении по поводу пневмонии. В ходе лечения ей много парентеральных инъекций, переливалась кровь. 1. Какие обследования необходимо провести, чтобы установить диагноз? 2. Кто может быть источником инфекции и через какие факторы передачи могло произойти заражение? 3. Какие противоэпидемические мероприятия необходимо провести для предотвращения развития эпидемического процесса? Задача№ 20 (Гепатит В) У беременной, 23 лет, положительный результат при обследовании на HbsAg и анти-дельта YgM. Беременность 8 недель. Женщина работает врачом-стоматологом в стоматологической поликлинике, проживает в квартире с матерью 52 лет и дочерью, которой 4 года. Ребенок посещает детский сад, привит в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок. Какие противоэпидемические мероприятия должны быть проведены?
Задача№21 (Гепатит С) В специализированном доме ребенка «Теремок» в г. Тверь 2 июля были зарегистрированы случаи заболевания вирусным гепатитом С. На 13 октября число пострадавших составило 31 человек, в т. ч. 6 работников дома ребенка. Источником инфекции послужили больные хроническим гепатитом С (няня и кастелянша), выявленные во время обследования контактных. Выявлены грубые нарушения противоэпидемического и санитарно-гигиенического режима в доме ребенка. Установлено бесконтрольное необоснованное назначение детям большого количества инъекций. Какие должны быть еще проведены противоэпидемические мероприятия для точного определения количества пострадавших и ликвидации вспышки?
Задача№ 22(Гепатит В) Больной хроническим гепатитом В, 37 лет состоит на диспансерном учете 2 года. До заболевания несколько лет находился в длительной творческой командировке в Китае. Продолжает работать по специальности - дизайнером. До болезни нерегулярно сдавал кровь. Проживает в благоустроенной квартире с родственниками жены. Жена работает в биохимической лаборатории врачом – лаборантом. Теща-врач-терапевт работает в поликлинике ветеранов ВОВ. Тесть – художник, имеет брата, с которым постоянно поддерживает связь, так как тот страдает болезнью крови (талассемией). Брат художника периодически получает гемоконцентраты, инфицирован вирусами гепатита В и С. 1. Кто является источником инфекции для больного В., 37 лет? 2. Какие противоэпидемические мероприятия должны быть проведены?
Задача№23 (Гепатит В) Четверо заболевших вирусным гепатитом В находились на лечении в отделении неврологии стационара медсанчасти, где им делали внутривенные и внутримышечные инъекции, проводили инструментальные и лабораторные исследования. Отделение неврологии размещается на 2 этаже 3-х этажного здания, на 3 этаже которого находится терапевтическое отделение, а на 1 – приемное отделение, отделение физиотерапии, экспресс-лаборатории и кабинет функциональной диагностики. Неврологическое отделение на 40 коек. В отделении имеется процедурный кабинет. В медсанчасти была проведена вакцинации против гепатита В. Из 67 человек, подлежащих вакцинации было привито 50. Медсанчасть имеет договор с дезинфекционной станцией на контроль стерилизующей аппаратуры. Составить план обследования медсанчасти по факту возможного внутрибольничного заражения вирусным гепатитом В.
Задача № 24 (Менингококк) Менингококцемия диагностирована у юноши 18 лет - учащегося 1-го курса мореходной школы, живет в общежитии школы. Выяснено, что у нескольких учащихся в течение 2-х предыдущих месяцев наблюдались назофарингиты. В общежитии площадью 400 м2 живут 140 учащихся, в каждой комнате по 20-30 человек, имеются дефекты в санитарном содержании общежития: сквозняки, повышенная влажность, температура 17-18°С. Наметить мероприятия по изучению очага и его ликвидации.
|