![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснительная записка. «Зоопсихология и сравнительная психология»Стр 1 из 4Следующая ⇒
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «Зоопсихология и сравнительная психология» Для студентов, обучающихся по специальности 030301.62 «Психология»)
Дубна 2012 Г.
Пояснительная записка Зоопсихология - отрасль психологии, изучающая психику животных. Предметом зоопсихологии является формирование поведения и психических процессов у животных, развитие поведения в онтогенезе, роль поведения в эволюционном процессе, биологические предпосылки становления человеческого сознания. Основные понятия зоопсихологии: Психика и поведение. Психика – форма отражения, позволяющая организму адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам среды. Поведение – проявление внешней активности животного, направленной на установление жизненно важных связей организма со средой, обеспечивающей выживание и успешное воспроизводство как отдельной особи, так и вида в целом. Объектом зоопсихологии как науки является психическая деятельность животных, т.е. весь комплекс проявлений поведения и психики, единый процесс психического отражения как продукт внешней активности животных. Особое значение имеет изучение сложных форм поведения и элементарного мышления животных. Сравнительная психология является составной частью учебного курса «Зоопсихология и сравнительная психология». Рассматривает психику в эволюционном аспекте с позиций концепции А.Н. Леонтьева, дополненной К.Э. Фабри. Особое место в курсе занимают сравнительные исследования психики и поведения животных и человека. Цель курса – формирование профессионального мировоззрения будущих психологов, ознакомление их с основными теоретическими положениями зоопсихологии и сравнительной психологии, а также с методами научного исследования психики и поведения животных. Задачи курса: Сформировать у студентов знания - о психических процессах у животных в онтогенезе; - о происхождении и развитии психики в процессе эволюции; - о биологических предпосылках и предистории зарождения человеческого сознания. Методологической основой основой курса является деятельностный подход А.Н. Леонтьева. Базовым курсом для изучения «Зоопсихологии и сравнительной психологии» являются «Общая психология», а также смежные дисциплины: «Физиология ВНД», «Физиология ЦНС», «Антропология», «Экология», «Общая биология» и «Философия». Студент должен ориентироваться в вопросах связанных с высшими психическими функциями, структурой деятельности, мотивационно-потребностной сферой и т. п. Зоопсихология является неотъемлемой и важной частью психологических наук. Прикладное значение зоопсихологии: - для медицины: исследование на животных психических расстройств (неврозов, навязчивых состояний, фобий, паники, сверхактивности, последствий изоляции и др.) и способов их лечения; - для практики животноводства, пчеловодства, звероводства, рыболовства, охотничьего хозяйства; - для природоохранных целей: расселение животных, организация заповедников, заказников, национальных парков и др.; - для приручения и одомашнивания диких животных; - для воспитания, обучения и правильного содержания домашних питомцев: собак, кошек, попугаев и др; - для рационального содержания животных в зоопарках; - в разработке методов и способов дрессировки животных для цирков, дельфинариев, служебного собаководства, конного спорта и др.; - при использовании животных для спасения человека или помощи ему (дельфины, голуби и др), для выживания человека в экстремальных ситуациях (в дикой природе, при встречах с опасными животными и т.д.); - при использовании сигналов - аттрактантов и репеллентов (для привлечения или отпугивания животных), применении знаний о психических способностях животных в бионических целях; -в борьбе с вредителями пищевых продуктов: комнатными мухами, тараканами, рыжими домовыми муравьями, грызунами.
|