Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Врожденное и приобретенное в поведении животных. Соотношение врожденного и приобретенного в поведении животных

Соотношение врожденного и приобретенного в поведении животных

 

Типы онтогенеза

Онтогене́ з -индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до смерти.

Типы: 1) личиночный - после раннего выхода из яйцевых оболочек организм некоторое время живёт в форме личинки, существенно отличающейся от взрослой формы. 2) яйцекладный - зародыш длительное время развивается внутри яйца, личиночная стадия отсутствует; 3) внутриутробный - оплодотворённые яйца задерживаются в яйцеводах матери, иногда при этом возникает связь тканей зародыша и материнского организма с помощью плаценты.

Типы онтогенеза (по Орбели): 1. Зрелорожденный (рождается с определенным набором безусловных рефлексов - сосательный, глотательный, дыхательный и т.д., - что определяет дальнейшее успешное формирование условных рефлексов) – птицы, насекомые, рыбы. 2.Незрелорожденный (нет четкого разделения между безусловными и условными рефлексами) – большинство млекопитающихся.

Концепция системогенеза

Системогене́ з -избирательное созревание функциональных систем и их отдельных частей в процессе онтогенеза; динамика становления и автоматизации разнообразных приобретенных навыков с конечными приспособительными результатами

Концепция системогенеза утверждает, что гетерохронии в закладках и темпах развития связаны с необходимостью формирования «общеорганизменных» целостных функциональных систем, которые, требуют вовлечения множества различных элементов из самых разных органов и тканей. Концепция утверждает, что развитие является системным, целостным, усложняющимся, модифицирующемся на каждом этапе.

Различные подходы к пониманию инстинкта

Циглер (немецкий зоолог) ввел критерии инстинктов: 1 - побуждение и способность к действию принадлежит к наследуемым свойствам вида. 2 - инстинкт не требует предварительного обучения. 3 – действия выполняются одинаково у всех представителей вида. 4 – действие соответствует организации животного и связано с нормальным функционированием. 5 – действие приспосабливает к экологии вида (к тем условиям, в которых вид существует).

Дарвин, инстинкт – это акт поведения, который выполняется одинаково всеми особями данного вида без знания с их стороны цели, с которой они производятся. Это самая низшая ступень деятельности чел-ка и животных. Происхождение инстинктов объяснял преимущественным действием естественного отбора, закрепляющего даже совсем незначительно выгодные виду изменения в поведении животных и накапливающего эти изменения до образования новой формы инстинктивного поведения. Инстинктивные компоненты тем больше господствуют у животных, чем ниже их филогенетический ранг.

Вагнер: инстинктивные компоненты поведения животных возникли и развились под диктовку среды и под контролем естественного отбора и что их никак нельзя считать неизменными, стереотипными. Инстинктивное поведение- это развивающаяся пластическая деятельность, изменяемая внешними воздействиями. Лабильность инстинктивного поведения ограничена четкими видотипичными рамками, что стабильными в пределах вида являются не сами инстинктивные действия, а пределы амплитуд их изменчивости.

Симонов: Инстинкт - сложнейший безусловный рефлекс, составляющий потребностно - эмоциональную основу поведения.

Классификация безусловных рефлексов по П.В.Симонову

1). Витальные рефлексы (или безусловные) обеспечивают сохранение как вида, так и индивида (питьевой, пищевой, сон - бодрствование, самосохранение, экономия сил и т.д.). Признаки: неудовлетворение инстинкта приводит к гибели, и для удовлетворения не требуется участие другой особи данного вида. Параметры объектов, которые могут удовлетворить потребности, заданы генетически.

2). Зоосоциальный рефлекс -взаимодействие особей в рамках вида (половой, материнский, иерархии, территориальность, сопереживание). Ряд факторов успешного поведения: * определенное гормональное состояние, *соответствие внешней стимуляции, *важен индивидуальный опыт общения с особями своего вида, т.к. этот опыт приводит к совершенствованию движений и действий (напр, в процессе ухаживаний). Социализация характерна для всех видов животных, но у чел-ка она менее инстинктивна.

3).Безусловные рефлексы саморазвития (игровые, имитационные, исследовательские и рефлекс свободы). Обращены в будущее, не выводимы из других потребностей и не сводимы к ним. Имитация обеспечивает передачу опыта

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал