![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История появления и развития взглядов о психике.
Появление древних представлений об окружающем мире связано с анимумом (от латинского “anima” – душа, дух) – верой в скрытый за видимыми вещами сонм духов как особых “агентов”, которые покидают человеческое тело с последним дыханием, а по некоторым учениям (например, знаменитого философа и математика Пифагора), являясь бессмертными, вечно странствуют по телам животных и растений. Представители Милетской школой, существовавшей в 7-6 вв. до н.э., Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Им первым принадлежит заслуга в выделении психики или “души” из материальных явлений. Общим для философов милетской школы является положение о том, что все вещи и явления окружающего мира характеризуются единством своего происхождения. Материальное и духовное, телесное и психическое по своей первооснове едины; различие между ними заключается в состоянии, проявлении и выражении этого первоначала. Демокрит - основатель атомистического направления. Он впервые высказал мысль, что в результате соединения атомов возникает всё, включая самого человека. Душа животных и человека телесной природы и состоит из атомов особого рода, отличающихся своей формой и чрезвычайной подвижностью. В 5-7 вв. до н.э. материалистическому направлению в древнегреческой философии начинает противостоять идеалистическое течение, родоначальником которого является Сократ и Платон.Сократ полагал, что природа, человек и его душа даны от бога. По сравнению с животными бог дал человеку более совершеннейшее строение и душевные способности. В основе душевной деятельности лежит понимание, выражающееся в пробуждении, оживлении и припоминании знаний, изначально заложенных в самой душе. В период Средневековья философия и психология целиком находилась под влиянием церкви и идеи божественного происхождения. Психологическая мысль развивалась в направлении религиозного раскрепощения и разработки и формулирования новых принципов и подходов объяснения психики и поведения человека.Все мыслители утверждали, что в основе всего лежит природа, а человек – часть её. Поэтому душа – это лишь проявление природы, а не нечто потустороннее. Почти никому из мыслителей эпохи Возрождения не удалось полностью преодолеть традиции средневековой схоластики и богословия. Наметившийся коренной перелом в период Нового времени. Учёные разделились на два течения – эмпирическое и рациональное. Основатели эмпирического направления Бэкон, Т. Гоббс, Локк и их последователи полагали, что источником всех знаний является чувственный опыт и общие понятия имеют опытное происхождение. Представители рационалистического течения, пионерами которого выступали Декарт и Лейбниц, считали, что источник знаний заключён в самом разуме, а всеобщие понятия имеют априорное происхождение, т.е. выводились из самого ума и врождённых интеллектуальных способностей. По Р. Декару собственно психическим является только то, что пронизывается разумом или осознаётся мыслящей субстанцией. Декарт отделил тело и душу друг от друга. Принцип работы тела – рефлекс, души – рефлексия (от латинского “обращение назад”). Начиная с Р. Декарта, психология стала трактоваться не как наука о душе, а как наука о сознании. Гоббс первым придал ассоциации силу универсального закона психологии, он провозгласил разум продуктом ассоциации.За основу познания были принят опыт. Д. Локк в самом опыте выделил два источника: ощущение и рефлексию. 18 век радикально преобразовал объяснительные принципы прежних веков. Понятия о рефлексе, ощущении, представлении, ассоциации вошли в основной фонд научных знаний. В начале 19 века стали складываться новые подходы к психике. Открытия в физиологии стимулировали рост психологического знания. Была открыта рефлекторная дуга, “специфическая энергия нервов”, отделы головного мозга, скорость прохождения импульса по нерву. В. Вунд открыл первую экспериментальную психологическую лабораторию. С рождением экспериментальной психологии излюбленной темой её изучения стали ассоциации. Психолог Э. Торндайк на основе опытов выделил интеллектуальные процессы в виде независимых от сознания двигательных реакций организма. В начале 19 столетия в психологии существовало множество конкурирующих концепций, школ У истоков функционализма в США стоял Уильям Джеймс, который указывал не служебную роль сознания во взаимоотношении организма со средой. И.П. Павлов и В.М. Бехтерев в рамках рефлексологии вводят понятие условного рефлекса. Это означает, что организм приобретает и изменяет программу своих действий в зависимости от условий – внешних и внутренних. Павлов на основе опытов открыл законы высшей нервной деятельности, разработал понятие о сигнале, временной связи, подкреплении, торможении, дифференцировке, управлении и др. Основатель бихевиоризма Д. Уотсана, который предлагал, исключив сознание, по экспериментальным данным объяснять любые естественные формы поведения людей. Основой всего бихевиористы считали законы научения. Психоанализ во главе с З. Фрейдом обнаружил за покровом сознания мощные пласты неосознаваемых субъектом психических сил, процессов и механизмов. Главной среди этих процессов была признана имеющая сексуальную природу энергия влечения. Нововведением ученика З. Фрейда К. Юнга было понятие о “коллективном бессознательном” – дарованных предками психических явлений. Французская школа утверждала созидающий характер взаимодействия индивида с окружающей средой. П. Жане ключевым принципом человеческого поведения считал общение, в глубинах которого рождаются воля, память, мышление и другие функции. Гештальтизм (от “гешатальт” – форма, структура) утверждал приоритет целостности структуры сознания, созидаемого динамикой познавательных структур. Вертгеймер, Кёлер, Коффка открыли “инсайт” (усмотрение, озарение), “ага – переживание”; доказали, что умственные операции при решении творческих задач подчинены особым принципам организации гештальта, а не логики. К. Левин развил “теорию поля”, изображая личность как “систему напряжений”. Личность перемещается в среде, одни районы которой её притягивают, другие – отталкивают. Ж. Пиаже открыл принцип эгоцентризма, который царит над мыслью дошкольника; выделил 4 стадии в эволюции детской мысли. Л.С. Высотский в структуре высших психических функций (внимание, памяти, мышления и др.) ввёл особые регуляторы, а именно – знаки, создаваемые культурой. Знак (слово) – это “психологическое орудие”, посредством которого строится сознание. По Высотскому, развивается не отдельно взятая функция, но целостная система функций. Переживание он назвал важнейшей “единицей” развития личности.
|