![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел VII. Сравнительная психология
Тема 18. Психика человека и высших антропоидов Предмет сравнительной психологии. Поведение высших обезьян в природе и экспериментальных условиях. Сравнительный анализ психики человека и высших антропоидов. Сравнение онтогенеза человекообразных обезьян и человека. Исследования В.Келера, Н.Н. Ладыгиной -Котс, Л.А. Фирсова, С.Л. Новоселовой, Г.Г.Филипповой, В.С. Мухиной и др. После изучения данного раздела темы студенты должны иметь четкие представления о сходстве и различии психики, развития в онтогенезе и мышления высших антропоидов и человека. Вопросы и задания для самопроверки. В чем заключается основное сходство и различие психики человека и высших антропоидов? В какой форме проявляются зачатки самосознания у животных и каким видам это свойственно? Какие методы используются для выявления способности высших животных к оценке " знаний" и " намерений" других особей? Как проявляется в социальном поведении антропоидов их способность к оценке " знаний" и " намерений" сородичей? Каковы самые сложные формы рассудочной деятельности и как они представлены у человекообразных обезьян? Какой степени сходства с мышлением человека может достигать мышление человекообразных обезьян? Тема 19. Обучение человекообразных обезьян языкам посредникам. Начало экспериментов по обучению человекообразных обезьян амслену. Работы А.и Б. Гарднеров, Р. Футса, С. Сэвидж-Рамбо, Г.Терраса и др. Основные методы, используемые при обучении обезьян. Объем словаря антропоидов. Использование знаков в переносном смысле. Использование знаков в новых ситуациях. Свойства языка шимпанзе и критерии Хоккета. Культурная преемственность. Составление предложений и понимание их структуры. Возможность понимания антропоидами смысла знаков и синтаксиса языков-посредников, а также устной речи человека. Обучение языкам посредникам как способ исследования интеллекта антропоидов. В процессе изучения этой темы студенты должны составить представление о наличии переходного этапа между первой и второй сигнальными системами, что позволяет уточнить грань между психикой человека и животных. Однако, несмотря на поразительные результаты работ по обучению обезьян языкам посредникам, необходимо помнит, что они только лишний раз подчеркивают факт, что уровень интеллекта высших антропоидов не может превышать уровня интеллекта 2 – 2, 5 летнего ребенка.
|