![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Критерии психического
В современной отечественной психологии можно выделить две основные научные точки зрения, касающиеся объективных критериев психики. Первая из них принадлежит К. К. Платонову, вторая - А. Н. Леонтьеву. Платонов, уподобляя развитие жизни ветвистому дереву, отводил растениям ветвь, на которой жизнь ограничилась «приспособлением внутренних отношений организма к внешним условиям посредством физиологических форм отражения». Животные образовали другую ветвь, которая, начиная от простейших хордовых, рыб, амфибий, рептилий и млекопитающих, привела к человеку. Отличительной особенностью этой группы живых существ является активное перемещение во внешней среде. Именно у них по мере образования головного мозга с его корой возникла как жизненная необходимость, так и возможность психических форм отражения. В своих трудах Платонов ссылается на слова физиолога П. С. Купалова: «На определенном этапе филогенетического и онтогенетического развития присущее всем живым существам свойство раздражимости обогащается свойством переживаемости. Это - величайший скачок, величайшее событие в ходе эволюции жизни. Возникает то, что мы называем субъективным, или в другом, более полном смысле - психическим. Для живых существ весь смысл возникновения и развития этого нового качества состоит в том, чтобы служить внешней деятельности организма, его сложному соотношению с окружающей средой». Таким образом, психическая форма отражения возникла в результате скачка от раздражимости к переживаемости. · Раздражимость - свойственная всем живым организмам способность реагировать на биологически значимые воздействия, изменять физиологическое состояние под влиянием внешних раздражителей. · Следующим этапом развития психики было появление чувствительности, возникшей в процессе выделения в нервной системе специальных органов чувств (рецепторов). · Чувствительность - это способность ряда живых организмов отражать воздействия раздражителей, имеющих прямое биологическое значение. · Переживаемость - это психическое отражение нужды организма, которое в дальнейшем переходит в потребности и эмоции. У человека переживаемость принимает форму чувств. Чувствительность же преобразовывается в ощущения, субъективные образы мира. Платонов считал, что, следуя этой логике, надо выделять в качестве первичной формы психического отражения не ощущение, а эмоцию. В первоначальном, элементарном, простейшем виде эмоции как форма психического отражения ничем не отличались от потребности как отражения нужды в чем-либо. Субъективное переживание смутной потребности и более дифференцированной эмоции являлось пусковым механизмом двигательной реакции. В дальнейшем этот процесс нарастал по спирали, усложнялся и дифференцировался, приобретая формы сложного поведения и деятельности. Эмоции устанавливали психическую связь организма со средой, обеспечивали развитие условно-рефлекторной деятельности, однако не обеспечивали познания среды. Фило- и онтогенез познания, приобретения знаний о свойствах предметов и явлений связан с возникновением ощущений. Элементарные ощущения, благодаря имеющимся нервным механизмам, оказались включенными в структуру двигательных актов и приобрели форму сенсомоторных реакций. В дальнейшем элементарные ощущения становились сложными и комплексными, обеспечивающими высшим животным целостные, постоянные и предметные образы внешнего мира. Таким был путь формирования процесса восприятия. Обе формы психического отражения - эмоции и ощущения - по мере развития получали свою следовую форму - память. А. Н. Леонтьев придерживается иной позиции относительно объективного критерия психики. По его мнению, основной и исходной формой психики являются простейшие ощущения. Согласно гипотезе Леонтьева, чувствительность имеет два аспекта: объективный и субъективный. Объективность заключается в способности реагировать на воздействия внешней среды, прежде всего - двигательно. Субъективность выражается во внутреннем переживании, ощущении воздействия. Раздражимость, по теории Леонтьева, субъективного аспекта не имеет. Ощущение составляет необходимое звено условно-рефлекторного приспособительного поведения. Его функцией является ориентация организма в значимых условиях среды. По предположению Леонтьева, толчком к появлению психического отражения (чувствительности) мог послужить переход от жизни в однородной, гомогенной среде к среде вещно-оформленных объектов. Чувствительность, возникшая на базе раздражимости, обеспечивала способность организма отражать объективные связи между устойчивыми свойствами вещно-оформленной среды. 4. Стадии эволюционного развития психики (по АНЛ и Фабри) 5 .Виды научения Науче́ ние — приобретение знаний, умений и навыков. Одно из основных понятий этологии. Виды научения: Привыкание (Гн6набитуация) наступает, когда организм — в результате изменений на уровне рецепторов или ретикулярной формации — «научается» игнорировать какой-то повторный или постоянный раздражитель, «убедившись», что он не имеет особого значения для той деятельности, которая в данный момент осуществляется. В отличие от этого при утомлении снижается внимание ко всем действующим раздражителям. Сенсибилизация — это процесс, противоположный привыканию. При сенсибилизации повторение стимула ведет к более сильной активации организма, и последний становится все более и более чувствительным к данному стимулу; в результате раздражитель, не вызывавший при однократном воздействии никакой реакции, повторяясь, начинает провоцировать то или иное поведение. Представим себе, например, что в комнате, где мы работаем, жужжит назойливая муха или же из плохо завернутого крана в раковину мерно падают капли воды. Эти раздражители становятся для нас постепенно все труднее переносимыми. Можно привести и другие примеры — царапину на музыкальной пластинке, вызывающую при каждом прослушивании треск, который мы уже заранее ожидаем, или слова-паразиты вроде «так сказать», «значит» и т.п. в лекциях некоторых преподавателей; иногда такие слова повторяются настолько часто, что могут полностью отвлекать вниманиестудентов от содержания лекции. 6.Импритинг как особый вид научения. Ранний послеродовой период жизни характеризуется беспомощностью детенышей, зависимостью их от родителей, функциональной незрелостью многих отделов головного мозга и большинства анализаторных систем, а также большой вероятностью того, что в этот период детеныши будут контактировать с представителями только своего вида и находиться в том месте, которое наиболее свойственно данному виду животных. При таких условиях в ранний возрастной период научение происходит очень специфично: в форме импринтинга или запечатления. Импринтинг- это специфическая форма научения у высших позвоночных, при которой фиксируются отличительные признаки объектов, некоторых поведенческих актов, родительских особей, братьев и сестер, пищевых объектов и других. Характерными особенностями импринтинга, отличающими его от других форм научения, являются преимущественное проявление его на ранних этапах постнатального развития возможностью его осуществления лишь в течение ограниченных периодов, чрезвычайно быстрое осуществление научения относительная необратимость результатов и значительное влияние, оказываемое импринтингом на последующее развитие поведения животных. Впервые явление импринтинга было открыто и изучено на птицах, особенно известны работы К. Лоренца и его школы. Однако импринтинг свойственнен и млекопитающим, но у них он более растянут во времени и сглажен в своем проявлении. Так, например В.А. Трошихин и Л.Н. Козлова обнаружили у щенков собаки в первые дни их жизни образование условных реакций на запаховые раздражители. При этом была отмечена быстрота их выработки, легкость восстановления, что позволяет рассматривать их как запечатление. В связи с этологическими особенностями импринтинга, можно выделить следующие его виды: социальный, экологический, пищевой и инструментальный. Социальный импринтинг направлен на формирование внутривидовых и межвидовых взаимодействий. К социальному импринтингу относят детский, родительский, половой и видовой. Пример, после содержания щенков с котятами под кошкой в период с 25-дневного до 16-недельного возраста, щенки в тесте «реакции на зеркало», обнаружив собственное отражение, реагировали на него гораздо слабее и непродолжительнее, чем обычные щенки. То есть образ социальных партнеров щенков, выращенных кошкой, уже сформировался и был “кошачьим”. Общаясь со щенками своей породы, «кошачьи пасынки», отличались пассивно-оборонительным поведением и сниженным игровым рефлексом. Чувствительный период социализации, определяющий дальнейшее поведение щенков по отношению к партнерам, приходится на возраст от 3, 5 до 16 недель. В данном примере щенки, во-первых, запомнили и научились отличать своих родителей и животных своего вида, с которыми они имеют право контактировать, сотрудничать и в будущем образовывать стаи. Чуть позже должен наступить и половой импринтинг, который повелевает выбирать полового партнера не похожего на родителей, братьев и сестер, но обязательно одного с ними вида. Взаимоотношения человека и собаки строятся на межвидовом импринтинге. Период социального импринтинга у собак наступает не сразу после рождения, и довольно растянут во времени.
|