Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
II.Специальное образование.
Рекомендации по определению контингента детей
С ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специальном образовании.
I.Дошкольное образование.
Специальные группы ДОУ
| Показания к направлению в группу
| Для глухих детей
| потеря слуха в речевой области более 80 децибел
| Для слабослышащих детей
| - потеря слуха в речевой области от 30 до 80 децибел;
- потеря слуха в школьном и дошкольном возрасте с сохранной речью, хотя бы со значительными нарушениями
| Для слепых детей
| - тотальная слепота;
- остаточное зрение до 0, 04 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией
| Для слабовидящих детей
| - острота зрения от 0, 05 до 0, 4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией;
- амблиопия (дисбинокулярная, рефракционная, обскурационная) при любой степени понижения зрения, при необходимости плеоптического лечения;
- косоглазие, требующее ортопто-хирурго-ортоптического или только ортоптического лечения
| Для детей с нарушениями речи
| - фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
- общее недоразвитие речи;
- заикание
| Для детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата
| - детские церебральные параличи;
- последствия полиомиелита;
- врожденная патология опорно-двигательного аппарата (подвывих бедра, кривошея, косолапость, плосковальгусные стопы, вальгусная деформация конечностей, аномалии развития позвоночника, недоразвития и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогриппоз);
- приобретенные заболевания и повреждения;
- синдром двигательных нарушений;
- синдром внутричерепной гипертензии
| Для детей с задержкой психического развития (ЗПР)
| - ЗПР церебрально-органического генеза;
- ЗПР по типу конституционального (гармонического) и психофизического инфантилизма;
- ЗПР соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической астении, соматогенной инфантилизацией;
- ЗПР психогенного происхождения при патологическом развитии личности по невротическому типу с явлениями психической тормозимости, психогенной инфантилизацией
| Для детей с нарушениями
интеллекта
| олигофрения в степени дебильности неосложненной формы
|
II.Специальное образование.
Вид специального (коррекционного) образовательного учреждения
| Показания к направлению в учреждение
| I вид
(для неслышащих детей)
| потеря слуха в речевой области более 80 децибел
| II вид
(для слабослышащих и позднооглохших детей)
| - потеря слуха в речевой области от 30 до 80 децибел;
- потеря слуха в школьном и дошкольном возрасте с сохранной речью, хотя бы со значительными нарушениями
|
III вид
(для незрячих детей)
| - острота зрения на лучше видящем глазу 0, 04 и ниже с переносимой коррекцией;
- острота зрения на лучше видящем глазу 0, 05 – 0, 08 с переносимой коррекцией, при прогрессирующей атрофии зрительного нерва, при тепето-ретинальных дистрофиях сетчатки и других заболеваниях, характеризующихся прогрессирующим падением зрения
|
IV вид
(для слабовидящих детей)
| - острота зрения на лучше видящем глазу 0, 05 – 0, 4 с переносимой коррекцией;
- более высокая острота зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возникающих при письме и чтении на близком расстоянии
| V вид
(для детей с тяжелой речевой патологией)
| - общее недоразвитие речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия);
- общее недоразвитие речи, сопровождающееся заиканием;
- тяжелая форма заикания при нормальном развитии речи
| VI вид
(для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата)
| - двигательные нарушения различной этиологии и степени выраженности,
- детские церебральные параличи,
- врожденные и приобретенные деформации опорно-двигательного аппарата
- вялые параличи верхних и нижних конечностей,
- парезы и парапарезы верхних и нижних конечностей;
- артрогриппоз, хондродистрофия, миопатия
|
VII вид
(для детей с задержкой психического развития (ЗПР))
| - ЗПР церебрально-органического генеза;
- ЗПР по типу конституционального (гармонического) и психофизического инфантилизма;
- ЗПР соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической астении, соматогенной инфантилизацией;
- ЗПР психогенного происхождения при патологическом развитии личности по невротическому типу с явлениями психической тормозимости, психогенной инфантилизацией
|
VIII вид
(для детей с умственной отсталостью)
| - олигофрения в степени дебильности различного генеза, в том числе и при болезни Дауна;
- органическая деменция негрубой степени, являющаяся следствием инфекционных, интоксикационных, травматических и других постнатальных поражений головного мозга;
- эпилептическая деменция;
- шизофреническая деменция
|
Компенсирующее обучение
| 1. Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью:
- астеническое состояние у соматически ослабленного ребенка (например, хронические заболевания внутренних органов, аллергии, хронический тонзиллит, постинфекционная астения и др.);
- церебрастенические состояния (компенсированная и субкомпенсированная гидроцефалия, церебро-эндокринные состояния, постсоматическая и посттравматическая церебрастения) без нарушения интеллектуального развития;
- астено-невротические состояния соматогенной и церебрально-органической природы (нарушение сна, аппетита, вегето-сосудистая дистония);
- астенические состояния на фоне нерезко выраженных сенсорных дефектов.
2. Нарушение работоспособности в связи с расстройствами поведения:
- ситуационные реакции с нарушением поведения (патохарактерологические реакции и патохарактерологическое развитие);
- невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, не требующее обучения в условиях речевой школы, энурез, энкопрез);
- психогенное патологическое формирование личности;
- синдром истиной невропатии;
- избирательный мутизм на этапе реабилитационных мероприятий;
- синдром гармонического психического (психофизического) инфантилизма;
- синдром раннего детского аутизма (негрубого проявления, нормальный уровень интеллектуального развития);
- психопатические синдромы (по типу аффективной возбудимости, неустойчивости, истероидности, психоастения);
- некоторые психические заболевания в стадии ремиссии (шизофрения, эпилепсия);
- легкие проявления двигательной патологии церебрально-органической природы (без нарушений интеллектуального развития), не требующие направления в специальную школу.
3. Педагогическая запущенность детей с нормальным интеллектом, обусловленная воспитанием в неблагоприятной микросоциальной среде, трудностями адаптации в дошкольных учреждениях.
|
III.Группы риска
по направлению в специальные группы ДОУ
и специальные (коррекционные) образовательные учреждения.
Виды нарушений развития
| Факторы риска
|
Нарушения слуха
| - внутриутробные вирусные инфекции (краснуха, корь, грипп);
- внутриутробная интоксикация плода (лекарственные и химические вещества, алкоголь);
- иммунологическая несовместимость матери и плода;
- инфекционные заболевания детей (менингит, корь, скарлатина, эпидемический паротит);
- хронические заболевания ЛОР-органов;
- невриты слухового нерва;
- действие лекарственных препаратов (хинин, стрептомицин) и промышленных ядов (мышьяк, ртуть, свинец);
- травмы головы;
- наследственная и генетическая патология
|
Нарушения зрения
| - внутриутробные инфекции (сифилис, токсоплазмоз);
- инфекционные заболевания детей (менингит, менингоэнцефалит, корь, скарлатина);
- опухоли головного мозга;
- травмы головы и глаз;
- нарушения зрения у родителей;
- наследственная и генетическая патология
|
Нарушения речи
| - гипоксия плода;
- родовые травмы;
- клиническая смерть новорожденных;
- мозговые инфекции и травмы;
- задержка речевого развития;
- воспитание в среде с ограниченным или дефектным речевым окружением;
- воспитание в условиях депривации;
- сильные психические травмы или длительные психотравмирующие ситуации
|
Нарушения опорно-двигательного аппарата
| - внутриутробное поражение плода (вирусные инфекции, токсоплазмоз);
- сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери;
- иммунологическая несовместимость матери и плода;
- родовые травмы;
- клиническая смерть новорожденных;
- нейроинфекционные заболевания (менингит, энцефалит);
- тяжелые травмы головы
|
Задержка психического развития
| - родовые травмы;
- пренатальная и постнатальная патология;
- хронические инфекции и аллергические состояния;
- порки развития соматической сферы;
- неблагоприятные условия семейного воспитания;
- задержка психомоторного развития
|
Нарушения интеллекта
| -внутриутробные инфекции: хронические (токсоплазмоз, листериоз, сифилис, цитомегалия и др.) и вирусные (краснуха, эпидемический паротит, корь, грипп и др.;
- хронические болезни матери (сердечно-сосудистой системы, печени, почек и др.);
- иммунологическая несовместимость матери и плода;
- интоксикация плода (антибиотики, нейролептические и противосудорожные препараты, гормональные средства; курение, алкоголизм и наркомания родителей);
- родовые травмы;
- грубая задержка психомоторного развития;
- нейроинфекционные заболевания (менингит, энцефалит, менингоэнцефалит);
- травмы головы;
- эпилепсия;
- шизофрения;
- генетическая и наследственная патология
|
Эмоционально-волевые нарушения и проблемы.
| - наследственность;
- органическое поражение ЦНС:
§ пренатальное (внутриутробное),
§ натальное (в родах),
§ постнатальное (на ранних этапах развития);
- врожденные особенности ЦНС (врожденная слабость ЦНС);
- конституциональная детская нервность;
- соматические заболевания;
- инфекционные заболевания;
- нейроинфекции;
- социальные факторы:
§ неблагополучная социальная среда,
§ неправильное воспитание,
§ психические травмы
| Контингент классов компенсирующего обучения
| - соматически ослабленные дети;
- социально-педагогически запущенные дети;
- дети с патологией поведения
|
|