Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Благодать Вам и Мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа




Возлюбленные во Христе братья! В минуты небывалого потрясения и грозной опасности, переживаемой чадамиРоссийской Православной церкви, в эпоху, когда перед христианами всего миравоздвигается общая угроза их вере и совести, Православная церковь вынужденабезмолвствовать. Первосвятитель ее святейший патриарх Тихон29 не пожелалпокинуть свою московскую паству, разделяя ее тяжелую участь. Местные церкви, входящие в состав Российской Православной церкви, живут пока каждая своеюотдельною жизнью, молясь о скорейшем своем общем воссоединении. Вот почему Церковь Екатеринодарская, сама недавно освободившаяся отгнета большевиков, дерзает возвысить свой слабый голос в надежде, что онбудет услышан братиями христианами всего мира. Братия! Страдания наши переполнили чашу испытаний. На Православнуюцерковь в России воздвигнуто жестокое гонение. Святыни веры безнаказаннооскверняются дерзкими кощунниками. Престолы в алтарях разрушаются, частицыСвятого Тела Христова из дарохранительниц выбрасываются. Святые мощиглумливо обнажаются и церковная утварь беспощадно расхищается. Много храмов -- или красноармейцами разрушены, или советскими властямизапечатаны, или в места увеселения, в тюрьмы и даже в места свалки нечистотобращены. 14 епископов, сотни священников, в особенности из выдававшихсятвердостью защиты веры и проповедническим даром -- расстреляны, повешены, утоплены, сожжены, причем казни священнослужителей часто сопровождаютсяжесточайшими пытками. Так, например, епископу Пермскому Андронику выкололиглаза, вырезали щеки, и его, истекающего кровью, с насмешками водили погороду. В Херсонской губернии священника распяли на кресте. Такие фактыбывали в каждой епархии. В нашей же Кубанской области мы можемзасвидетельствовать следующие случаи жестокой расправы со служителями АлтаряХристова: в станице Незамаевской священник о[тец] Иоанн Пригоровский в ночьпод Пасху, пред началом чтения деяний Апостольских посредине храма былзверски замучен: ему выкололи глаза, отрезали уши и нос и размозжили голову.В станице Усть-Лабинской священник о[тец] Михаил Лисицын был мучим в течениетрех дней -- с пятницы до воскресенья. Убили его 22 февраля 1918 года. Когдатело его было найдено, то на нем оказалось более 10 ран, голова былаизрублена в куски. В станице Георго-Афонской священник о[тец] АлександрФлегинский был изрублен в куски. В станице Пластуновской священник о[тец]Георгий Бойко был убит мучительным образом: на горле у него была ужаснаярана -- очевидно, горло было как-то разорвано. В станице Кореновской былубит священник Назаренко, а в храме были произведены всяческие глумления: алтарь был обращен в отхожее место и даже пользовались при этом священнымисосудами. В Екатеринодаре было несколько случаев издевательства над иконами: в церкви Епархиального училища и в Духовном училище, где на образе СвятителяНиколая были вырезаны глаза, а затем самый образ был брошен в навозную кучу. Школьная молитва запрещена. Из общественных зданий, несмотря напротесты верующего населения, Св. Иконы удалены насильственно, в частных жедомах они обложены налогом. При гонении на христианскую веру содомскицинично попирается и нравственность. В священном для русских православныхлюдей в московском Кремле совершаются оргии разврата. Пред нравственными испытаниями и насилием над верой и совестьюотступают испытания материальной жизни, но Церковь не может равнодушнопройти мимо того гнета и невероятных страданий, коим повсеместноподвергается жизнь, свобода и имущество ее чад и которые приводят к общемуразрушению России. О них мы не будем говорить, предоставляя печати иполитическим деятелям правдиво изобразить картину ужасов, от которых стонетРоссия. Нас пугает нравственное одичание, являющееся результатомбратоубийственной резни и неслыханного насилия большевиков. Попирая все, чтодорого народу в области веры и почитания, большевики стараются разжечь в немненависть и грабительские инстинкты. Полное разнуздание страстей и похотейявляется главной приманкой для темной массы народа. На этом и на терроребольшевики строят свою власть. Как на яркий пример -- укажем на издававшиесяпо местам декреты о социализации женщин, которыми они сводятся на положениесамок, обреченных в жертву любому похотливому развратнику. Невинные детидекретами о социализации детей беспощадно вырываются из-под крова родного, от любви родителей, и бросаются в омут безбожной и безнравственнойатмосферы. Но чтобы ужасы всей этой русской тирании не стали известны миру, в областях, томящихся под советской властью, задушено всякое свободноправдивое слово, и могут выходить в свет газеты и книги исключительнобольшевистско-анархического содержания и направления. Между тем захватчикивласти -- русские тираны, с Ульяновым-Лениным30 и Бронштейном-Троцким31 воглаве, при густом мраке безгласности в своих лживых изданиях силятся убедитьиностранцев, что их жестокие опыты над несчастной страной проделываются поволе народа. На самом же деле -- главными проводниками в жизнь их злобныхдекретов и совершителями пыток, казней над мирным населением -- являютсякитайцы и предатели-латыши. Весь же народ, за исключением преступной части ижалких вырожденцев, ненавидит кровавую тиранию, но беззащитный, безоружный, задавленный казнями -- по неволе молчит, люто страдает и с мольбой коГосподу ждет не дождется своего милосердного самарянина32, который избавилбы его от современных свирепых разбойников. Все эти ужасы, ежедневно уносят в могилу тысячи жертв, размножаютэпидемии, ожесточают народ и всячески разоряют страну. Возлюбленные братья! Мы молим Бога, чтобы вас не посетили скорби, обрушившиеся на нас, но мы не можем не предостеречь вас от того, чтобы злоне перекинулось от нас к вам. Антихристианский большевизм есть грознаяопасность для всего христианского мира. Слишком велики его соблазны длятемной массы, для всех обездоленных и недовольных, которых всегда много --при всяком строе, но которые охотно прислушиваются к обещаниям земного рая, на которые не скупятся большевики. Повторяем, в этом кроется опасность, угрожающая христианству ицивилизации всего мира. Она должна сплотить воедино христиан всех Церквей.Вот почему мы обращаемся к вам -- во имя Господа Иисуса Христа, Бога любви, правды и мира, во имя человеколюбия, во имя защиты всего человечества отбольшевизма -- стать на защиту христианства от его современных гонителей ибыть русскому народу благодетельным самаритянином, а всему остальномучеловечеству -- своевременным защитником от угрожающего большевизма, лютоговрага Христа Спасителя и всего христианства. СПИСОК священнослужителей, убитых большевиками в пределах Ставропольскойепархии (Ставропольская губерния и Кубанская область) при двукратном захватеими этой местности в первой половине 1918 года и в октябре того же года [I] 1. Священник станицы Барсуковой, Кубанской области, ГригорийЗлаторунский, 40 лет. 2. Священник станицы Попутной, Кубанской области, протоиерей ПавелВасильевич Иванов, 60 лет (прослужил в этой станице 36 лет). 3. Священник станицы Вознесенской, Кубанской области, Алексей Ивлев, 60лет. 4. Священник станицы Удобной, Кубанской области, Федор Березовский, 50лет. 5. Священник станицы Новощербиновской, Кубанской области, АлексейМелиоранский, более 50 лет. 6. Священник станицы Георго-Афонской, Кубанской области, АлександрФлегинский, 50 лет. 7. Священник станицы Должанской, Кубанской области, Иоанн Краелов, 40лет. 8 и 9. Священники станицы Поповичевской, Кубанской области, НиколайСоболев и Василий Ключанский. 10. Священник станицы Придорожной, Кубанской области, Петр АнтониевичТанцгора, 41 года (осталось 5 человек детей). 11. Священник станицы Спокойной, Кубанской области, Александр Бубнов, 53 лет. 12. Диакон станицы Урюпской, Кубанской области, Василий Нестеров. 13. Священник станицы Ключевой, Кубанской области, Моисей Тырышкин. 14. Священник станицы Убинской, Кубанской области, АркадийДобровольский. 15. Диакон станицы Успенской, Кубанской области, Котлов. 16. Священник станицы Некрасовской, Кубанской области, ГеоргийРуткевич. 17. Священник села Ореховского, Ставропольской губернии, Илья Лавров, 60 лет. 18. Священник села Бешнагир, Ставропольской губернии, ДмитрийЕвтихиевич Семенов. 19. Священник села Архиповского, Ставропольской губернии, ДмитрийГолубинский. 20. Священник села Тахры, Ставропольской губернии, Николай Лосинский. 21. Псаломщик села Преградского, Ставропольской губернии, ГеоргийРусецкий. 22. Священник села Новогригорьевского, Ставропольской губернии, ВикторДьяковский. 23. Дьякон села Кугульмы, Ставропольской губернии, ВасилийРождественский и четыре прихожанина его прихода, заступившиеся за него. 24. Села Горькая Балка, Ставропольской губернии, священник ВасилийБогданов, (тяжело ранен и брошен, как убитый, но остался жив). 25. Того же села священник Гавриил Соболев. 26. Тоже ктитор Минко. 27. Тоже псаломщик Слинко. Убиты в указанных станицах и селах проходившими красноармейскимичастями по обвинению в сочувствии " кадетам и буржуям", в осуждениибольшевиков в проповедях, в том, что служили молебны для проходивших частейДобровольческой армии; во многих случаях тела убитых были выброшены заселениями с запрещением их хоронить; в отдельных случаях родственникиубитого покупали право похоронить его за большие деньги. 28. Священник станицы Владимировской, Кубанской области, АлександрПодольский, 50 лет, окончивший университет по юридическому факультету.Зверски убит красноармейцами за то, что служил молебен перед выступлениемсвоих прихожан-казаков против красноармейцев. Прежде чем убить, его долговодили по станице, глумились и били его, а потом вывели за село, зарубили ибросили на свалочном месте. Один из прихожан, пришедший его похоронить, былтут же убит пьяными красноармейцами. 29. Священник станицы Незамаевской, Иоанн Пригоровский, 40 лет, крайнего левого направления. В Великую Субботу 1918 года из храма, где оннаходился и где в это время богослужение совершалось другим священником, выведен красноармейцами на церковную площадь, где они с руганью и бранью нанего набросились, избили его, изуродовали лицо, окровавленного и избитоговытащили за станицу и там убили, запретив хоронить. 30. Священник Марии-Магдалинского женского монастыря, Кубанскойобласти, Григорий Никольский, за 60 лет, пользовался большой любовью иуважением прихожан и всех окружающих; глубоко верующий человек, исключительно даровитый оратор. 27 июня 1918 года после литургии, за которойприобщал молящихся, был взят красноармейцами, выведен за ограду и там убитвыстрелом из револьвера в рот, который его заставили открыть при криках " мытебя приобщим". 31. Священник села Соломенского, Ставропольской губернии, ГригорийДмитриевский, 27 лет. Выведенный красноармейцами за село на казнь, просилдать ему помолиться перед смертью; опустился на колени и молился вслух, осыпаемый насмешками по поводу произносимых молитв и требованиями кончатьмолитву скорее; не дождавшись этого, красноармейцы бросились на него, коленопреклоненного, с шашками и отрубили ему сначала нос и уши, а потомголову. 32. Заштатный священник Золотовский, старец 80 лет, проживавший в селеНадежда, близ города Ставрополя. Был захвачен красноармейцами во время снапосле обеда. Красноармейцы вывели его на площадь, нарядили в женское платьеи требовали, чтобы он танцевал перед народом, а когда старик отказался, ониего тут же повесили. 33. Заштатный священник Павел Калиновский, 72 лет, проживавший в городеСтаврополе. Во время захвата этого города в октябре 1918 годакрасноармейцами был арестован за то, что имел внуков офицеров, и приговоренк наказанию плетьми. Умер под ударами. 34. В селе Безопасном убиты священник Серафимовской церкви ЛеонидСоловьев 27 лет и дьякон Дмитриевской церкви Владимир Остриков 45 лет. Убилиих местные большевики, они были захвачены, причем их вывели на место, гдераньше закалывали чумной скот. Велели им самим себе рыть могилу, а затемнабросились на них, зарубили шашками и недорубленных, полуживых закопали внаполовину вырытую могилу. Никаких особенных обвинений им не предъявлено, апросто признали нужным извести как священников. 35. Военный священник, фамилию которого не удалось установить, проезжавший через село Воронцово-Николаевское, Ставропольской губернии (близстаницы Торговой), возвращался из своего полка на родину. Задержанкрасноармейцами, которые тут же его убили, нанеся ему многочисленные раныштыками и шашками, кощунственно уподобляя это гнусное дело священному актуприобщения со лжецы таин Христовых. 36. Священник хутора Полайко, Черноморской губернии, Иоанн Малахов ижена его Анна Малахова. 3 августа 1918 года были приведены красноармейцами встаницу Мингрельскую, Кубанской области, и после издевательств инадругательств над обоими, особенно над матушкой, расстреляны. 37. Псаломщик Свято-Троицкой церкви станицы Восточной, Кубанскойобласти, Александр Михайлович Донецкий был приговорен за " принадлежность ккадетской партии" к заключению в тюрьму, но по дороге сопровождавшим егоотрядом был 9 марта 1918 года убит и изрублен красноармейцами. По ихраспоряжению тело убитого зарыто на местном кладбище без отпевания. Список этот далеко не полный, так как получение соответствующихсведений крайне затруднено отсутствием правильного почтового и телеграфногосообщения, затруднительностью передвижения в отдаленные пункты обследуемойтерритории и крайней терроризованностью населения, еще допускающеговозможность появления вновь большевиков и потому боящегося давать показания.

II

Большевистская власть официально провозгласила свободу вероисповеданий.На деле же эта свобода обратилась в систематическое и беспощадное гонение направославную веру и на служителей Православной церкви и в сплошноерасхищение церковного достояния. Православная вера поставлена под строгийконтроль: церкви объявлены собственностью государства и вместе со всемимуществом признаны подлежащими безвозмездной передаче через комиссаровотдельным группам лиц, которые бы пожелали принять на себя управлениеЦерковью, при условии принятия на себя ответственности перед властью за всето, что говорится с церковной кафедры или что пишется от имени Церкви --словом, за все направление церковной деятельности. Ясно, что в основу такойсвоеобразной общины положено не удовлетворение церковных нужд, а всяческоестеснение в деятельности Церкви. Одновременно с этим новая власть стала всячески стеснять проявление ивоспитание религиозного чувства вне церкви: преподавание Закона Божьего вшколах запрещено, и священнослужители от школ отстранены окончательно; изшкол удалены иконы, установлен налог на ношение священнических наперсныхкрестов, церковные браки признаны недействительными и пр., -- одним словом, Церковь не только взята под подозрение, но приняты все меры кдискредитированию ее авторитета в народных массах и к вселению в этих массахубеждения в том, что религия не только не нужна, но и вредна, так как онаявляется для народа тем опиумом, который только одурманивает народноесознание. Началось глумление над духовенством и над священными предметамибогослужения. Духовенство стали истязать и избивать до смерти; алтари ипредметы богослужения подвергнуты осквернению. Убиты четырнадцать высшихпредставителей духовенства, и среди них: митрополит Киевский Владимир, архиепископ Пермский Андроник и бывший Черниговский Василий, епископТобольский Гермоген, затем епископы Макарий и Ефрем, викарий НовгородскийВарсанофий и Вятские викарии Амвросий и Исидор. Особенно жестоким истязаниямбыл подвергнут архиепископ Андроник, которому были вырезаны щеки, выколотыглаза и обрезаны нос и уши; в таком изувеченном виде его водили по городуПерми, а затем сбросили в реку. Гермоген Тобольский был зимой прошлого годаотправлен на окопные работы, а затем также потоплен. Число замученныхсвященников не поддается в настоящее время учету, но во всяком случае ихнадо считать тысячами, и истребляются не только священники, но и их семьи.Мученический венец приемлется несчастными подчас с величайшим смирением игероизмом. Протоиерей Восторгов, приговоренный вместе с другими лицами красстрелу, запретил завязывать ему глаза и просил расстреливать егопоследним, чтобы иметь возможность напутствовать в новую жизнь всех другихрасстреливаемых. Некоторым сдерживающим моментом в репрессивной деятельности большевиковявляется их боязнь народного гнева, они не могли и не могут не считаться совсе усиливающимся проявлением в народе религиозного чувства. Особеннопоказательны в этом отношении те грандиозные крестные ходы, которые имелиместо в Москве из всех ее многочисленных церквей на Красную площадь и кдревнему Кремлю. По улицам со всех сторон вливались на площадь живые потокинарода, над которым колыхались многочисленные хоругви, предшествуемые всемстоличным духовенством. Могучие звуки церковных песнопений оглашали воздух: пели не церковные хоры, пел весь народ. Никого не сдерживала опасность бытьрасстрелянным при первом же провокационном выступлении; все былипреисполнены одним лишь чувством молитвенного настроения. И вот, подпокровом этого настроения, патриарх Тихон, вручив свою судьбу Богу, открытои бесстрашно выступил против большевистской власти: он заклеймил анафемойэту преступную власть, он произнес в Казанском соборе в Москве грознуюпроповедь, он издал к годовщине владычества большевиков послание к Советународных комиссаров, приглашая их прекратить грабеж и уйти33. Каждое словоэтого послания грозило патриарху смертью, но он бесстрашно отправил егоЛенину и принял все меры к широкому его распространению. И несмотря на всеэто, большевики, по имеющимся сведениям, ограничились пока в отношениипатриарха Тихона домашним арестом. Но таких исключений, конечно, мало. К нимможно было бы еще причислить отношение к митрополиту Петроградскому, которыйодин только освобожден от общественных работ, к коим привлечено всепетроградское духовенство, не исключая епископов. Иначе было в городе Туле, где весною 1918 года большевики расстреляликрестный ход из пулеметов, причем были убиты и ранены священник и несколькомолящихся. Наряду с насилиями над служителями Церкви чинится и разграблениецерковного имущества. Еще в январе 1918 года большевики ограбили всю кассуСвятейшего синода, потребовав от его казначея выдачи всех денег и процентныхбумаг, всего на 43 миллиона рублей34. В сентябре того же года большевикизабрали последние синодские деньги в количестве 3--4 миллионов. Во многихепархиях захватываются свечные заводы, дающие главный источник существованияепархии и окончательно разграбляются епархиальные кассы. До основанияразграблена Троицко-Сергиевская лавра с ее знаменитой ризницей35. Ограблениехрамов в большинстве случаев сопровождается невероятными кощунствами, так, из священных облачений грабители-большевики шьют себе и своим подругам покутежам штаны и юбки, шьют и попоны для лошадей, причем кресты облаченийприходятся на задние части тела. На иконах выкалываются глаза, у ртаделается отверстие, в которое вставляется папироса и под иконой делаетсяподпись: " Кури, товарищ, пока мы тут; уйдем -- не позволят". Престолыобращаются в отхожие места, а алтари -- в места для попоек и разврата. Все изложенные факты основаны на твердых проверенных данных. СВЕДЕНИЯ о гонениях большевиков на Православную церковь в Москве Отрывочными сведениями, поступающими о гонениях на Церковь в пределахсоветской России, установлены, между прочим, нижеизложенные краткие данные оположении Церкви в Москве. Архимандрит Антоний, командированный в Москву ивернувшийся оттуда в январе сего года, рисует положение в следующем виде. Патриарх Москвы и всей России Тихон находится под домашним арестом; встоловой патриарха круглые сутки дежурят посменно китайцы, латыши и русскиекрасноармейцы, неоднократно оскорблявшие патриарха и хозяйничающие в егопомещении, как у себя дома. " Чрезвычайка" (большевистская Чрезвычайнаякомиссия по борьбе с контрреволюцией) почти ежедневно чинит допросыпатриарха; продовольственного пайка он лишен, и близкие его из своих скудныхзапасов уделяют патриарху четверть фунта хлеба в день. Церковь в Москве обложена контрибуцией: на патриарха наложено 100 тысячрублей; на Троицкую Лавру -- 17 миллионов; на Афонскую Пантелеймоновскуючасовню -- 100 тысяч и т. д. Около часовни особо чтимой народом иконыИверской Божьей Матери36, на здании Городской думы сорван вделанный в стенубольшой образ Св. Александра Невского и на его место вделана большая краснаяпятиконечная звезда с расположенной вокруг нее надписью большими буквами: " Религия -- опиум для народа"; кремлевский образ Святителя Николая завешенкрасной тряпкой. Новоспасский мужской монастырь обращен в тюрьму, и первымзаключенным в ней был настоятель этого же монастыря епископ Серафим, сужасом говоривший свидетелю об условиях этого заключения. В прочихмонастырях живут комиссары, следящие за всем, что происходит в монастырях ифактически ими управляющие. В Кремль доступа нет, но слухи по Москве ходят, что Кремль разграблен, что Чудов монастырь37 обращен в казарму, в Успенскомсоборе38 происходят оргии. Церковных служб в Кремле не совершается. Дело No 7 СВЕДЕНИЯ О МАССОВЫХ УБИЙСТВАХ, совершенных большевиками (коммунистами) в июне-июле 1918 года в городе Ставрополе (Кавказском) Большевистская власть организовалась в городе Ставрополе в январе 1918года. Не имея поддержки в здоровой части общества, а опираясь исключительнона хулиганские и преступные элементы черни, власть эта вынуждена былапотворствовать грабительским и кровожадным инстинктам этой толпы ипостепенно, но очень быстро пришла, как и везде, к проведению в жизньжестокого террора, разыгравшегося в полной мере в конце июня и начале июля1918 года. Подготовкой к этому явились обыски и реквизиции; первоначальнобыло объявлено об обязательной регистрации оружия, якобы для выдачиразрешений на право его иметь. Когда же соответствующие сведения поступили, то все оружие [было конфисковано], причем отбиралось все, не исключаяохотничьих ружей, кинжалов и т. п.; обыски эти были использованыпроизводившими их красноармейцами и матросами в целях безудержного иповального у всех обыскиваемых грабежа. Одновременно был применен иобщепринятый большевиками прием -- наложение контрибуции на " буржуев" свзятием заложников и заключением их в тюрьму. Вслед за этим распространилисьпо городу слухи о предстоящем избиении " буржуев", под каковое понятие издесь, как и везде, подводятся прежде всего офицеры, затем состоятельныелюди и, наконец, интеллигенция. Наибольшая опасность угрожала офицерам, которые в числе до 900 человек все были зарегистрированы. Слухи эти былиоснованы на том, что красноармейцы открыто угрожали таким избиением.Некоторых же обывателей предупреждали об этом, советуя уехать или принятьиные меры предосторожности. В городе создалось напряженное, тревожноесостояние; выходить на улицу после 10 часов вечера было запрещено; снаступлением этого часа на улицах воцарялась жуткая тишина, в домах же людине спали в ожидании надвигающихся ужасов, по улицам мчались автомобили счерными флагами, с сидящими в них людьми, вооруженными с ног до головы, возбужденными, кровожадными и в то же время полными страха от кажущихся имвсюду врагов и заговоров. Одновременно по квартирам бродили шайкикрасноармейцев и вооруженных рабочих, часто пьяных. Обыски, в которых принимали непосредственное участие и высшиепредставители советской власти, уже не ограничивались одним грабежом, ачасто заканчивались арестами обыскиваемых, производившимися по усмотрениюлюбой кучки красноармейцев. Кровавый террор начался в ночь с 19 на 20 июня; с этого числа всепоследующие дни и ночи комиссариат был переполнен арестованными и конвойнымикрасноармейцами. Из этих арестованных многим не суждено было большевернуться на свободу, так как эти несчастные, по циничному выражениюпалачей-большевиков, " пускались в расход", т[о] е[cть] были убиваемы самымбесчеловечным образом. Первым был убит в ночь с 19 на 20 июня А. А.Чернышев, педагог, гласный Городской думы, социалист-революционер39, арестованный 16 июня на вечеринке за то, что неодобрительно отзывался обольшевиках. 20 июня труп его был обнаружен и опознан в Мамайском лесу, близгорода, причем на трупе были следы многочисленных шашечных и штыковыхударов, нанесенных, главным образом, в грудь, в голову, в частности, в високи в лицо; пулевая рана в спину между лопаток, отрублен указательный палец, раздроблена голова, выбит глаз, вывихнута кисть руки. 20 июня был арестовани на следующий день убит отставной генерал И. А. Мачканин, 80 лет, участникКрымской кампании40, покорения Кавказа и Турецкой войны41, который уже повозрасту своему не мог представлять для большевиков никакой опасности; темне менее убит он с исключительной жестокостью: труп его был найден в такназываемом " Холодном роднике", в овраге, под несколькими другими трупами.Весь окровавленный, труп престарелого генерала был в одном нижнем белье и вносках, залитых кровью; в области груди и спины оказалось до 24 колотых ран, голова почти была отделена от шеи ударом шашки сзади. Трупы, из-под которыхбыло извлечено тело генерала, оказались трупами домовладельца городаСтаврополя В.Г.Жукова, его сына, Ивана Бедрика и офицера Мирзоева. Жуков иБедрик были убиты поселенными в их доме красноармейцами, которые вывели ихна улицу, тут же зарубили их и, вернувшись вслед за этим в их квартиру, пьянствовали там и плясали, заставив проживавшего в квартире Жуковаангличанина Бейера играть им на рояле и танцевать, причем предварительно егоограбили. Вслед за этим были убиты старший советник Ставропольского губернскогоправления Барабаш; сын генерала Мачканина штабс-капитан Н. И. Мачканин -- зато, что осмелился похоронить труп своего отца; генерал-майор в отставке С.А. Акулов, полковник Никольский, 72 лет, офицеры Газиев, Яковлев и многиедругие. Убивали людей повсюду: около их домов, близ вокзала, в казармах, трупы находились на улицах, в канавах, в лесу под городом и т. д.; средизарубленных были офицеры, частные лица, старики, подростки-гимназисты; всенайденные трупы оказались в одном нижнем белье, одежда и обувь отбиралиськрасноармейцами; на всех трупах обнаружены многочисленные ранения иогнестрельным, и холодным оружием, преимущественно по голове, по лицу, поглазам, следы побоев, вывихов и даже удушения, у многих головы раздроблены, лица изрублены, все это свидетельствует о невероятной жестокости убийц, наносивших своим жертвам, раньше чем с ними покончить, возможно большемучений. Все возраставший террор большевиков, многочисленные аресты и убийстваофицеров и мирных граждан привели остававшихся еще в Ставрополе офицеров ксознанию, что всех их ждет неминуемая смерть; вследствие этого всуществовавшую задолго до этого небольшую офицерскую организацию сталипоступать новые члены, и участникам этой организации стало ясно, чтоединственная надежда на спасение заключается в немедленном выступлениипротив большевиков. Выступление это состоялось 27 июня, но вследствиекрайней малочисленности фактически принявших в нем участие, вследствиеполной неподготовленности окончилось неудачей: почти все участники восстаниябыли перебиты еще в неравном бою нескольких десятков человек с тысячамикрасноармейцев и вооруженных ими рабочих. Вождь восстания полковник Ртищев сбратом были доставлены в город и здесь расстреляны на Ярмарочной площади, анаиболее жестокая участь постигла тех, кто был пойман и посажен в тюрьму; таковых было 12 человек: Дмитрий Иванович Новиков, Георгий Иванович Новиков, Валентин Иванович Руднев, Сергей Поспелов, Николай Шереметьев, АлександрАнгаров, Александр Цыпин, Борис Еремеев, Василий Бибер, Аразам АролодБелоусов, Сергей Иванович Васильев и Леонид Михайлович Михайлов. Яркую картину патологической жестокости казней-убийств на дворе тюрьмырисуют очевидцы -- чины тюремной администрации. Все указанные лица былидоставлены в тюрьму как кадеты42 толпой красноармейцев и рабочих, которыестали требовать немедленной казни заключенных; ворвались в тюрьму изаставили надзирателей открыть камеры; в это же время приехал в тюрьмубольшевистский комендант города Прокомедов, который и приказал казнить всехприведенных " кадет". Были выведены на секретный двор трое: братья Новиковы иРуднев, которые тут же самым зверским образом были зарублены шашкой одним изкрасноармейцев -- Коваленко, с остервенением наносившим удары куда попало.Зрелище было настолько потрясающее, что даже озверевшие рабочие не могливынести этого, и по их требованию казнь остальных девяти былаприостановлена, а один из зарубленных -- Георгий Новиков, чудом оставшийся вживых, несмотря на нанесенные ему по шее, груди и рукам 13 ран, был отнесенв тюремную больницу, вопреки протестам рубившего его красноармейцаКоваленко, члена малой коллегии комиссаров Лапина и некоторых других, требовавших, чтобы Коваленко было предоставлено добить Новикова, причем самКоваленко метался по тюрьме с окровавленной шашкой, ругаясь самыминепристойными словами и грозя перебить всю тюремную администрацию. Позднееприехал в тюрьму начальник Красной армии в Ставрополе Шпак, по приказаниюкоторого были выведены во двор остальные девять заключенных и, заисключением двух -- Михайлова и Цыпина, относительно которых кем-то былозаявлено, что они рабочие, все были убиты тем же Коваленко и другимикрасноармейцами, рубившими их шашками и коловшими штыками. Один изказненных, Еремеев, с вытаращенными глазами и ужасным криком вырвался отпалачей и побежал вокруг тюрьмы. За ним с шашками гнались какой-токрасноармеец и рабочий. Еремеев, маленький и юркий, вскочил на погреб ихотел перелезть через забор, но его стащили со стены за ноги. Тогда онвырвался и спрятался в погреб, но его вытащили и оттуда; он опять вырвался ибежал, но споткнулся о камень и упал, причем перевернулся на спину и сталотбиваться руками и ногами. Его тут стали рубить шашками, причем порубилиему руки и ноги. Одновременно с этими трагическими событиями в тюрьме и в последующиедни происходило избиение людей и во многих других пунктах города.Арестованные большевиками офицеры и частные лица, многие из которых не имелиникакого отношения к выступлению офицерской организации, группами избивалисьи на улицах и площадях города, и на городских свалках, и в стенахправительственных советских учреждений. Но главным местом казней был дворбывшего юнкерского училища -- громадное место в центре города, огороженное стрех сторон высокой каменной стеной, а с четвертой замыкаемое зданием, вкотором помещался комиссариат, куда и приводили всех арестованных. Оттуда этих несчастных проводили внутрь двора, где загоняли в тесные, полные мусора камеры в полуразвалившейся башне, и там они ждали своеймученической смерти; некоторые были замучены внутри этой же башни, большинство же были выведены в конец двора, где растут большие деревья, итут изрублены. Долго на стволах этих деревьев сохранялись следы шашечныхударов, кровь, прилипшие волосы. Здесь люди избивались десятками, и трупы ихчастью закапывались тут же в саду, частью вывозились на дрогах за город итам сбрасывались где-нибудь в канавах. Здесь были убиты генералЛ.А.Росляков, 64 лет, полковник Пенковский, 63 лет, братья Пашковские, 14 и17 лет, и многие другие. Выстрелы, крики и стоны избиваемых и ругань палачейднем и ночью оглашали участки смежных владельцев и наводили ужас на весьгород. Террор этот грозил гибелью всему населению, никто не мог быть спокоенза свою жизнь и за жизнь близких, и прекратился только благодаря приближениюотрядов Добровольческой армии, занявшей город 8 июля 1918 года. С приходом их было приступлено к расследованию всех этих злодеянийбольшевиков, были разрыты десять могил, которые удалось обнаружить в разныхместах, и было извлечено 96 трупов, из которых 65 опознаны родными иблизкими. Эти жертвы торжественно погребены в братской могиле в оградеархиерейской Андреевской церкви в городе Ставрополе, но указанной цифройдалеко не исчерпываются все погибшие за кровавые дни июня и июля 1918 года-- много жителей пропало без вести, и нет другого объяснения этому, как то, что они были убиты и вывезены и закопаны неизвестно где. Все вышеизложенное основано на данных, добытых Особой комиссией всудебно-следственном порядке.

Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал