![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
МОУ СОШ № 74 г.ХабаровскаСтр 1 из 3Следующая ⇒
Учитель биологии ©Кузнецова А.Г. Педагогический дизайн как технология проектирования образовательного события (из опыта работы) В настоящее время существует достаточно много подходов к пониманию сути современного урока (а я бы в свете нарастающих тенденции ревизии классно-урочной системы уже говорила – образовательных событий), его структуры, и, соответственно, технологий его. При этом и вид поурочного плана тоже меняется[1]. Я собираюсь в этой статье познакомить еще с одной технологией – педагогическим дизайном. Эту технологию я уже применяла для подготовки образовательных событий как со взрослыми (учителями, методистами, руководителями, преподавателями высшей школы), так и в работе со школьниками. И мой опыт дает мне право утверждать, что у нее есть очень хороший потенциал, который позволяет организовывать интересные, мотивирующие и продуктивные занятия. Для начала – кратко представлю общую характеристику технологии педагогического дизайна. Елена Тихомирова, тренер по педагогическому дизайну, определяет его как процесс усовершенствования и интенсификации обучения путем детального анализа потребностей, контекста обучения, и системной разработки учебных материалов [2]. С педагогическим дизайном процесс обучения становится ярче, интереснее, а главное – эффективнее, что очень важно для работы с современными детьми. Технология пед-дизайна базируется на нескольких ключевых идеях: 1. Обучающимся должно стать очень нужно и очень важно изучить проектируемый курс – а для этого мы очень хорошо должны изучить контекст и среду обучения, понять их наличные познавательные потребности и спроектировать цель курса, высоко привлекательную и значимую именно для этой группы учащихся («цель с приправами»). 2. Ученик – не «обучаемый», а «обучающийся», поэтому степень его активности должна быть максимально высока. Значит, способы «доставки» и «упаковки» (специфические термины пед-дизайна) учебного материала должны обеспечивать интерактивность, разнообразие форм деятельности ученика, высокую степень его самостоятельности. 3. Обучение должно выходить на навык. Следовательно, оно происходит в деятельности и развивает деятельность. Обязательный этап – «внедрение», то есть применение полученного знания и навыка в новых условиях. Даже если это сугубо теоретическое обучение, все равно должно быть внедрение – рефлексивная запись в чьем-то блоге, краткое резюме по теме для следующих учеников, анализ сфер практического применения этого теоретического знания, наконец, просто консультация по этой теме другого ученика и т.п. Последовательность разработки образовательного события (урока, занятия, курса) в логике педагогического дизайна: 1. Полное представление о контексте обучения; 2. Портрет слушателя; 3. Определённая потребность в обучении; 4. Проработанная и детализированная задача обучения; 5. Стратегии обучения 6. Категории знаний 7. Создание сценария обучения 8. Подбор технологий 9. Тип обратной связи 10. Инструменты оценки
Размеры одной статьи не позволяют детально описывать технологию педагогического дизайна, детально я могу об этом рассказать для заинтересовавшихся на специально организованных встречах (об этом чуть ниже). Здесь же просто покажу на конкретном примере, как она работает в моем опыте. Для технологизации процесса проектирования учебного события я разработала его макет на основе психологически обоснованной структуры учебного мероприятия по Роберту Ганье[3] (иногда читают – Гейн (Robert Gagne) (таблица 1). Таблица 1.
|