Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Макроэкономическая политика
Вопросы 11.1 Фискальная политика: понятие, виды, инструменты 11.2 Кредитно-денежная политика: понятие, виды, инструменты
11.1 Фискальная политика: понятие, виды, инструменты С целью ускорения экономического роста, контроля над занятостью и инфляцией, государство осуществляет как фискальную, или бюджетно-налоговую политику, так и кредитно-денежную, или монетарную политику. Фискальная политика – это комплекс государственных мер по регулированию национальной экономики с целью повышения занятости или стабилизации уровня цен. Для осуществления фискальной политики используются следующие инструменты: изменение величины расходов госбюджета, изменение величины налогов. По характеру воздействия на экономику различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику. Стимулирующая фискальная политика направлена на достижение макроэкономического равновесия при полной занятости, т. е. на уровне естественной безработицы. Она осуществляется в период спада производства путем увеличения государственных расходов или снижения налогов. Увеличение государственных закупок (G) при неизменном уровне налогообложения неизбежно приводит к росту бюджетного дефицита и государственному долгу. Снижение налогов при незименной величине государственных расходов приводит к такому же результату. В рамках господствующей экономической концепции меры стимулирующей фискальной политики позволяют увеличить совокупный спрос (AD) или через рост государственных закупок (G), или через рост потребительских расходов домохозяйств (С). В свою очередь, рост совокупного спроса - в контексте выше рассмотренной модели макроэкономического равновесия – позволяет повысить занятость в течение данного года. Сдерживающая фискальная политика проводится в условиях инфляции, для чего прибегают к сокращению правительственных расходов и увеличению налогов. Промежуточная цель сдерживающей фискальной политики – обеспечение бюджетного профицита. Денежные средства в размере бюджетного профицита правительство «замораживает» на определенных счетах центрального банка, т. е. выводит их из обращения. Сокращение количества денег нейтрализует инфляцию спроса, но не инфляцию издержек. Во всяком случае, предполагается, что инфляция издержек не бесконечна и уровень цен через какой-то промежуток времени стабилизируется. По степени участия правительства страны в решении макроэкономических проблем различают дискреционную фискальную политику и автоматическую фискальную политику, или политику встроенных стабилизаторов. В основе дискреционной политике лежит принцип так называемого «ручного» управления экономикой. Правительство осуществляет мониторинг экономической ситуации и в соответствии с ситуацией использует те или иные инструменты фискальной политики. Правовой основой дискреционной политики является издание президентом и правительством подзаконных актов: директив, декретов, указов, распоряжений, постановлений и др. В основе автоматической фискальной политики лежит механизм встроенных стабилизаторов, под которыми понимаются законы, заставляющие экономику работать в режиме саморегулирования. Встроенные стабилизаторы автоматически реагируют на изменения в экономике без необходимости принятия каких-либо мер со стороны правительства. Например, может быть принят закон, по которому разрешается рост бюджетного дефицита, если безработица превысила некоторый критический уровень. Или может быть принят закон, в соответствии с которым вводятся прогрессивные ставки налогообложения, если темп инфляции превысил некоторый значимый порог. В Республики Беларусь на предусмотрен ряд специальных мероприятий по повышению эффективности бюджетно-налоговой политики. В области налоговой политики продолжается налоговая реформа, которая обеспечит закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и повышение эффективности налоговой системы в целом, ориентацию ее на экономическое развитие и дальнейшее наращивание конкурентоспособности национальной экономики. Важнейшими направлениями налоговой реформы становятся упрощение налоговой системы в соответствии с международными нормами, а также снижение налогового бремени на экономику.
11.2 Кредитно-денежная политика: понятие, виды, инструменты Кредитно-денежная (монетарная) политика – это политика, направленная на изменение денежного предложения для воздействия на объем производства, занятость и уровень цен. Таким образом, и фискальная, и кредитно-денежная политика по целям совпадают. Различаются эти политики только по инструментам. К инструментам кредитно-денежной политики относятся: операции с ценными бумагами, норма резервирования, ставка рефинансирования. Промежуточной целью кредитно-денежной политики является изменение параметров равновесия на денежном рынке. Операции с ценными бумагами проводит центральный банк, покупая или продавая их крупным финансовым инвесторам. Массовая покупка ценных бумаг центральным банком приводит к росту предложения денег в экономике, массовая продажа – к сокращению предложения денег. Центральный банк имеет право устанавливать норму резервирования для коммерческих банков. При увеличении нормы резервирования предложение денег снижается, при уменьшении нормы резервирования предложение денег увеличивается. Центральный банк имеет право директивно изменять ставку рефинансирования (базисную ставку денежного рынка) при условии, чтобы она сохранялась равновесной. При директивном уменьшении ставки рефинансирования возрастает спрос со стороны коммерческих банков на займы в центральном банке, поэтому центральный банк увеличивает предложение денег посредством кредитной эмиссии. При директивном уменьшении ставки рефинансирования коммерческие банки возвращают старые займы, а новые не берут. В результате предложение денег в экономике сокращается. Выделяют два вида кредитно-денежной политики: политику «дешевых денег» и политику «дорогих денег». Политика «дешевых денег» направлена на стимулирование роста занятости. Политика «дорогих денег» - на борьбу с инфляцией. Главной задачей политики «дешевых денег» является увеличение предложения денег посредством тех или иных инструментов кредитно-денежной политики. Одновременно с ростом предложения денег со стороны центрального банка коммерческие банки увеличивают предложение кредита и стимулируют рост спроса на него, снижая ставки ссудного процента (банковские ставки). Фирмы увеличивают кредитование оборотного капитала, покупают больше сырья и материалов, увеличивают соответственно количество рабочих смен. В итоге значительно возрастает занятость. Главной задачей политики «дорогих денег» является уменьшение предложения денег посредством тех или иных инструментов кредитно-денежной политики. Одновременно с уменьшением предложения денег со стороны центрального банка коммерческие банки уменьшают предложение кредита и стимулируют сокращение спроса на него, повышая ставки ссудного процента (банковские ставки). Фирмы уменьшают кредитование оборотного капитала, покупают меньше сырья и материалов. При уменьшении совокупного спроса монетарная инфляция исчезает. Так думают сторонники кредитно-денежной политики, обосновывая эффективность политики «дешевых денег» и политики «дорогих» денег. В Республике Беларусь определена долгосрочная цель денежно-кредитной политики, которая состоит в содействии развитию всех секторов экономики, в обеспечении внутренней и внешней устойчивости национальной денежной единицы. В результате осуществления запланированной кредитно-денежной политики предусматривается повысить роль банковского сектора как эффективного механизма аккумуляции свободных денежных средств и их инвестирования в реальный сектор экономики. Предполагается обеспечить укрепление финансовой устойчивости банковской системы, расширение ресурсной базы банков и повышение ее качества, приближение принципов и практики банковского надзора к международным стандартам. Намечается обеспечить развитие финансово-кредитной системы страны за счет привлечения отечественных и зарубежных инвестиций, более полного использования возможностей свободных экономических зон.
|