Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Форма обучения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» Институт менеджмента и предпринимательства Кафедра Экономической теории и корпоративного управления
ЛЕКЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ Основы социального государства
Направление подготовки Экономика (уровень бакалавриата) 38.03.01
Квалификация (степень) выпускника
Академический бакалавр
Форма обучения Очная, заочная
Сыктывкар 2015 СОДЕРЖАНИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА. Согласно ст.7 Конституции РФ, Россия стала на путь правого государства. Идея создания правого государства в обществе востребована. Стратегическая задача – сделать «привлекательную жизнь» в стране для жителей и иностранцев. Государство. Государство является социальным институтом организации жизни людей, удовлетворяющее общественные потребности, является сферой общего интереса, а также является основным органом политической власти, руководящий всеми сферами общественной жизни, используя при этом различные средства и в том числе принуждения. Кроме того, государство одновременно представляет собой конкретную историческую форму осуществления государственности в жизни народа. Основные признаки государства: 1. Наличие определенного механизма (особая система органов и учреждений), реализующей функции государственной власти; 2. Закрепление определенной системы ном, санкционированной государством; 3. Распространение юрисдикции государства на конкретной территории; 4. Наличие особой группы людей, занятых в гос.управлении; 5. Право и возможность осуществления внутренней и внешней политики от имени всего общества внутри и вне страны; 6. Организация власти по определенному территориальному делению; 7. Монопольное право на взимание налогов и сборов со всего население на формирование общего бюджета.
Функции государства: 1. Защита государственного строя; 2. Предотвращение и устранение социально-опасных конфликтов; 3. Регулирование экономических и других общественных отношении; 4. Осуществление общей для страны внутренней политики в ее конкретных проявлениях (социальная, экономическая, финансовая и др.); 5. Внешнеполитическая функция, защита интересов страны; 6. Оборона страны.
В более узком смысле под государством понимают организацию политической власти, которая содействует осуществлению конкретных интересов в пределах определенной территории.
Атрибуты современного государства: 1. Имеет свои символы (флаг, герб, гимн, памятные даты); 2. Обладает суверенитетом; 3. Имеет специальный аппарат власти; 4. Имеет право принуждения; 5. Выполняет обще-социальные функции; 6. Находится в устойчивых правовых связях с населением, проживающем на его территории; 7. Имеет систему правосудия; 8. Обладает вооруженными силами; 9. Обладает материальными средствами для проведения государственной политики (собственность, бюджет, валютно-золотые запасы и применяет систему налогов и займов); 10. Имеет административно-территориальное деление.
Социальные функции государства: · Обеспечение целостности общества и создание основных условии для его безопасного развития; · Обеспечение реализации прав и свобод человека, гражданина; · Создание условий для быстрого экономического роста; · Обеспечение свободы, независимости и безопасности народа в мировом сообществе.
Социально-ориентированное государство любого типа берет на себя и некоторые общенациональные функции: если эти функции являются приоритетными (если даже они не полностью реализованы), то государство по своему основному предназначению становится социальным. По факту же государство становится социальным, если эти функции реализованы и обеспечено господство права, соблюдаются демократические принципы и проводится социально-экономическая политика, обеспечивается достойный уровень жизни. Черты социального государства: · Не директивное, но заинтересованное постоянное слежение государства ха состоянием социально-рыночным хозяйства и социальной жизнью, а также вмешательством в экономику и социальные процессы, главным образом, путем создания и изменения условий, направленных в нужное для общество русло субъектов хозяйствования (законодательные нормы и экономические рычаги: налоги, цены, кредиты и льготы). · Гармонизация интересов и взаимодействие разных социальных общностей, в первую очередь предпринимателей и наемных работников; · Исключение из общей жизни насильственных способов борьбы за интересы, решение их мирными способами, не исключение при необходимости разрешения о забастовки или использование силы гос.принуждения.
Наиболее полная форма выполнения социальных функций проявляется в правовом государстве. Правовое государство – особая организация публичной политической власти, основанная на праве и законе, реализуемая преимущественно в правовых формах и пределом, ограниченного законом (правом). Признаки правового государства: 1. Господство права или закона; 2. Законодательная, исполнительная и судебная система власти, обеспечивающая систему издержек и противовесов; 3. Взаимная ответственность государства и личности.
Предпосылки в наибольшей степени способствующие социальной ориентации государства:
· Наличие справедливо распределенного общенационального продукта между трудом, капиталом и государством; · Ускоренное развитие общества на основе научно-технического и социального прогресса; · Всемирное развитие демократии, форм общего самоуправления и активизация участия граждан в самоуправлении; · Усиление законности, расширение реальных прав и свобод человека, в сочетании с его ответственностью перед обществом и государством. Впервые понятие социального государства появилось в научной литературе в середине ХIX века в Германии. После Второй Мировой войны понятие социальное государство появилось в Конституциях стран Европы. Исследователи наряду с понятием социальное государство употребляют синонимы: государство благосостояния или государство всеобщего благоденствия или социально-рыночное хозяйство. Социальное государство. Понятие социальное государство: 1. Способ организации социального взаимодействия интересов и государства и граждан общества; 2. Правовое демократическое государство, проводящее сильную социальную политику и развивающее социально-рыночную экономику, направленную на стабильное обеспечение высокого жизненного уровня и занятости население, на реальное осуществление прав и свобод граждан, создание современного и доступного всем гражданам систем образования, культуры, соц.обслуживания, поддержание малоимущих и неимущих слоев граждан; 3. Такое государство, которое в полной мере выполняет свои социальные функции на ряду с другими; 4. Государство, в котором реализуется принцип охраны труда и здоровья людей, установление минимального МРОТ, обеспечение гос.поддержки семьи, инвалидам, пожилых, установление пособий и гарантия соц.защиты.
Цели и приоритеты социального государства: Основная цель – это максимальное удовлетворение постоянно растущих материальных и духовных потребностей членов общества, последовательное увеличение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, в первую очередь, качественного образования и медицинское обслуживание. Приоритеты – это то, чему государство дает преобладающее значение в развитие. Приоритеты и укрепление основ социального государства в РФ меняются в зависимости от внутренней и моровой политики и социально-экономической ситуации. В условиях кризиса первоочередные цели: · Борьба с бедностью, безработицей; · Усиление страховых принципов социальной защиты населения; · Создание дополнительных рабочих мест.
При оживлении экономики первоочередные цели: · Инвестиции в человека и в первую очередь в образование, здравоохранений, которое является условием конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике; · Формы поддержки уязвимых слоев населения.
Функции социального государства Функция – главное направление деятельности социального государства, выражающее её сущность. Функции появляются в ходе революционного развития государства и связано их появление со сменой отношений государство-общество на отношение государство-личность. · Обеспечение продуктивной занятости и постоянного роста доходов населения; · Обеспечение социального страхования для всех членов общества; · Обеспечение доступности образования, здравоохранения и культурного развития; · Социальная защита нуждающимся; · Сглаживание социального неравенства в обществе. Создание достойных условий существования посредством перераспределения благ. · Предоставление социальных услуг.
Признаки социального государства – это правовая основа социальной политики: · Наличие эффективной системы социального страхования; · Существование бюджетных социальных выплат; · Существование государственных систем социальной защиты; · Обеспечение занятости; · Доступность социальной поддержки всем нуждающимся членам общества; · Принятие государством на себя ответственности за уровень благосостояния граждан; · Существование интересов граждан общества как субъекта осуществления эффективной социальной политики; · Наличие и развитие социально-рыночной экономики.
Принципы социального государства: · Принцип экономической свободы и признания его права на свободный выбор любого вида деятельности, но не противоречащего законодательству в сфере предпринимательства наёмного труда; · Принцип доверия к регулирующей роли рынка через спрос, предложение, ценообразования, налогообложения, конкуренции и одновременно сочетается с ответственностью государства за деятельность хозяйствующих субъектов на рынке и создание условий для упорядочения экономической и социальной жизни; · Принцип развития и экономической эффективности социально-рыночного хозяйствования; · Принцип социальной справедливости и солидарности общества, окорая обеспечивается на основе развития: a) Акционерной собственности; b) Налогового перераспределения доходов от богатых к бедным; c) Вовлечение дееспособных трудовых процессов; d) Обеспечение социальной ответственности трудоспособных за ещё или уже нетрудоспособных граждан. · Принцип гендерного равенства мужчин и женщин; · Принцип участия работников управления производством, распределении в общественной и государственной жизни и развитие социального партнерства.
Модели социального государства: 1. Либеральная (монетаристская) Основывается на минимизации государственной собственности и, соответственно, абсолютизации частной собственности, сто предполагает сокращение социальной функции государства. В основе – принцип самовыживания, формирование независимой личности, полагающейся только на себя. 2. Социально-ориентированная Сосуществование различных форм собственности, формирование сильной и эффективной социальной функции государства.
Экономическая основа социального государства Социальное государство может реализовать свои цели только при наличии высокой эффективности экономики, что предполагает приоритет их интересов. В процессе функционирования рыночного хозяйства рынок, как механизм хозяйствования немилосерден. Его функционирование сопровождается такими негативными явлениями как: · Банкротство предприятия; · Безработица; · Усиление дифференциации по уровню дохода, социального положения.
Солидарность, взаимопомощь, сострадание включается в рыночную экономику путем проведения социально-ориентированных налогов, финансово-кредитной, ценовой политики, а также учебной, информационной и воспитательной деятельностью. Главное условие для реализации социальной политики является успешно осуществленная экономическая политика и наоборот. Развитая система образования, науки, здравоохранения, культуры является абсолютно необходимым для экономического развития. Социально-ориентированная и реализуемая государством рыночная экономика, которая базируется на идеи удовлетворения потребностей населения, а не наращивание показателей производства, успешно развивается, способствует увеличению эффективности производства и одновременно способствует росту занятости и повышения жизненного уровня. При этом социальная ориентация экономики выражается не только в подчинении производства потребителю в целях удовлетворения его социальных потребностей, но и в социально-приемлемом перераспределение доходов в пользу менее обеспеченных людей и предоставление определенных социальных гарантий всему населению. В последнее десятилетие экономисты и политики спорили о том чему отдать предпочтение: стимулированию роста экономики и доходов, в том числе снижению налогов или развитию программ помощи нуждающимся для чего нужно повышать налоги. В итоге стандартным стало сравнение США, где происходит стимулирование экономического роста и Франции – стимулирование социальной сферы. Скандинавские страны обеспечивает еще больше социальную защиту, чем Франция, неравенство между ними примерно в 3 раза меньше, чем у Американцев. Организационные условия реализации функции социального государства: · Создание стабильной законодательной базы; · Предварительная научная общественная экспертиза проектов закона и других нормативных актов с позиции их соответствия социальным требованиям; · Усиление общественного контроля, в том числе профсоюзного за деятельностью всех гос.органов и расходование всех средств; · Принятие решения работодателем с учетом мнением профсоюзного органа; · Активизация экономического поведения людей, поощрение инициативы граждан при обеспечении социальной помощи нуждающимся; · Организация государственных служб и помощи на уровне мировых стандартов; · Бюджетная политика в области социальных расходов осуществляется по следующим направлениям: ü Обеспечение доступности всех граждан базовыми социальными услугами(образование, здравоохранение) ü Сокращение социального неравенства на основе перераспределения социальных расходов государства в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном снижение помощи обеспеченным семьям ü Увеличение финансирования науки и инноваций
Правовая основа социального государства
Правовая основа социального государства - совокупность внутренних государственных и международных правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социальные права личности. В социальном государстве эти нормативно-правовые акты закрепляют стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства. Статья 7 Конституции РФ – Россия- это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Статья 37 – каждый гражданин имеет право свободного распоряжения своими силами выбирать род деятельности и профессию. Статья 38 – устанавливает права в сфере защиты детей, семьи, матерей, детства. Статья 39 – определенные гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, выплаты гос.пенсий, пособий. Статья 40 – определенное право на жилище. Статья 41 – определенное право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Статья 42- определенное право на охрану окружающей среды. Статья 43 – определенное право на образование. Статья 44 – определенное право в области культуры. Статья 19 – всеми этими правами обладают граждане РФ независимо от обстоятельств. Правовой основой является европейская партия, декларация прав человека, европейский кодекс социального обеспечения.
Дополнение к экономической основе. Опыт конца 90-х годов и начало двадцать первого века показал, что нужно уметь одновременно действовать в обоих направлениях, т.е. нужно находить баланс между стимулированием темпов экономического роста и развитием социальной сферы. За чертой бедности в РФ находится 17% жителей, среднее значение ОЭСР- 10% (по всем странам). Впервые бюджет на 2013-2015 гг рассчитали исходя из «бюджетного правила». Оно предполагает построение федерального бюджета из цены на нефть за пятилетний период с ежегодным увеличением этого периода на 1 год до достижения 10 лет. Цена на нефть заложена 2013г. – 91$ за баррель, 2014 – 92$, 2015 – 93$. А по старому правило были бы следующие значения – 97$, 101$, 104$.
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. Социальная политика (в узком смысле) – деятельность государства, политический и социальный институты, направленные на прогрессивное развитие социальной сферы общества, на совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечивает определенные части из жизненных потребностей, оказание гражданской необходимости социальной поддержки, помощи и защиты с использованием имеющегося общественного потенциала. Социальная политика как: 1. Взаимоотношение классов, социальных групп по поводу сохранения и применения социальных положений населения в целом и составляющих его социальных общностей: семьи, народы, население города, посёлка, региона и т.д. 2. Особый аспект внутренний политики, целью которого является регулирование всего комплекса социальных отношений и форм общения между людьми. 3. Деятельность по управлению социальной сферы общества, обеспечение материальных и культурных потребностей, регулирование процессов социальной дифференциации общества. 4. Деятельность государственных органов и других социальных институтов, связанных с определенными функциями и задачами государства по созданию условий жизнедеятельности, формирование оптимальной инфраструктуры и социальной структуры общества.
Социальная политика (в широком смысле) – это совокупность теоретических положений и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государственными и негосударственными органами, направленные на создание условий необходимых условий жизнедеятельности, на удовлетворение возрастающих социальных потребностей и на создание в обществе благоприятного социального климата. Социальная политика: 1. Разработка концепций и программа действий государства и представителей его должностных лиц(законодательная и исполнительная органы власти), партий и движений. 2. Практически реализуемая социальная технология в данный момент времени и конкретном территориальном пространстве.
Объектом социальной политики является все население в разрезе его соц.общностей, а субъектом социальной политики являются органы государственной власти, местного самоуправления, бизнес сообщества, общественные организации и объединение граждан. В социальной политики находит свое практическое воплощение функционирование государства социального. Экономическая политика – экономическая основа для роста благосостояния, а социальная политика – воздействие на отношения людей. Уровни социальной политики: · Федеральный; · Региональный; · Муниципальный; · Корпоративный. Первые три находятся во взаимодействии, взаимообусловлены и составляют единство.
В состав подсистем социальной политики входит: · Политика в области труда и трудовых отношений; · Демографическая политика; · Социальная защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения; · Отрасли социальной сферы.
Социальная сфера – совокупность отраслей и организаций, результаты функционирования которых является производство и оказание услуг: § Образование; § Культура § Общественное питание § Транспорт § Связь § Коммунальное обслуживание. Кроме того выделяют еще сфер услуг: § Бытовое обслуживание § Гостиничный бизнес § Информационные услуги § Туризм § Рекреация.
Модели социальной политики: 1. Патерналистическая социалистическая модель – предусматривает полную ответственность государственных структур за социальную сферу, исключает участие граждан в выборе направлений осуществления социальной политики, не давая возможности влиять на неё. 2. Шведская модель – высокая ответственность и уровень регулирования государством социальной сферы обеспечивают высокую степень социальной защищенности на высокие налоги. 3. Модель государства благосостояния – рыночная модель, но с высоким уровнем регулирования социальной сферы. Государство обеспечивает широкий спектр социальных услуг, которых рынок обеспечивать не может. Характерны высокие социальные стандарты. 4. Социально-ориентированного рыночного хозяйства - свободная конкуренция, свободного выбора предметов потребления, свободы личности. Высокая степень защищенности граждан обеспечивается государством через перераспределение благ, через налоговую политику, правовое обеспечение. Система социальных амортизаторов обеспечивает уровень жизни не ниже черты бедности.
На федеральном уровне: § Разрабатываются принципы и методы, осуществляется правовое обеспечение, социальный мониторинг, прогнозирование, устанавливается МРОТ, федеральные социальные программы. § Определяется основной прожиточный минимум, выделяются средства на содержание бюджетной сферы: образование, наука, культура, здравоохранение и т.д.; финансирование учреждений, находящихся в федеральной собственности, разрабатывается концепция социального развития. На региональном уровне: § Разрабатывается концепция социального развития территорий, создается социальной законодательство в дополнении к федеральному, но не противоречит ему; § Подбираются методы и формы работы социальной политики, адекватные региональным и местным особенностям. § Осуществляется социальный мониторинг и прогнозирование; § Финансирование учреждений региональной и муниципальной собственности; § Меры по социальной защите населения.
Методы реализации социальной политики: · Правовое регулирование – применение соответственных законов. · Создание внебюджетных социальных фондов; · Расходы бюджета на социальную сферу; · Социальное прогнозирование в виде разработки вариантов прогноза социального развития на ближайшую и далекую перспективу; · Социальное целеполагание в виде установления долга, средних и краткосрочных целевых социальных ориентиров, на достижение которых направлена социальная политика. · Социальные стандарты и социальные гарантии в объеме и качестве социальных благ и услуг, предоставляемых государством бесплатно: · МРОТ · Прожиточный минимум · Минимальный размер пенсий по старости и инвалидности · Набор общедоступных и бесплатных образовательных и медицинских услуг.
Система показателей социальной деятельности: Уровень жизни – это обеспеченность населения необходимыми для его деятельности благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степенью удовлетворения потребностей. 4 уровня жизни: § Достаток – уровень, обеспечивающий всестороннее развитие. § Нормальный – обеспечивает восстановление физических и интеллектуальных сил. § Бедность – на уровне сохранение работоспособности. § Нищета – поддержание жизнеспособности только на биологических потребностях. Качество жизни характеризует самого человека и его потребности, а также комфортность, удобство жизненных условий и состояние среды обитания человеком. Качество жизни оценивается качественными характеристиками: § Высокое качество жизни § Хорошее качество жизни § Плохое качество жизни § Низкое качество жизни
Показатели уровня жизни: ü Среднесуточное количество на душу населения килокалорий и грамм белка; ü Среднеожидаемая продолжительность жизни при рождении; ü Коэффициент смертности; ü Площадь на душу населения (жилье); ü Обеспеченность населения бытовой техникой; ü По уровню культуры – среднее число лет обучения в возрасте 25 лети старше.
Уровень жизни оценивается обобщающимися, стоимостными показателями: · ВВП на душу населения · Доля товаров и услуг в структуре ВВП · Денежные доходы на душу населения (зарплата, доходы от предпринимательской деятельности, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, доходы от собственности, доходы от продажи иностранной валюты) · Средний размер месячной пенсии · Среднемесячная заработная плата · Индекс потребительских цен Уровень инфляции в 2012г. – 6, 4%; прогноз на 2013 – 5-6% Прожиточный минимум в РФ в 2012 – 6510 рублей · МРОТ – 5205 рублей · Минимальный потребительский бюджет
Среди категории доходов населения выделяют: 1. Номинальные доходы – это та часть ВВП, которое население получает в результате деятельности, приносящая доход, а также доход от социальных трансфертов и некоммерческих. 2. Реальные доходы – определяются путем вычета из номинальных доходов налогов и других обязательных платежей и оплаты услуг, при этом учитывая уровень инфляции. 3. Реально-использованные(конечные) доходы – это та часть реальных доходов, которая используется непосредственно на приобретение материальных благ и услуг. Не входят денежные сбережения, взносы в общественные организации и спонсорские взносы.
Для оценки уровня жизни используется обобщенный показатель для международного сравнения –1) индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). России по этому показателю занимается 55 место.2) Индекс счастья (Сыктывкар 91 место из 100).
Проблема бедности 1 концепция – бедность, как абсолютная категория и уровень бедности определяется неизменным объемом благ, обеспечивающий удовлетворение минимальных стандартов к существованию. Измеряется путем экспертной оценки основных физиологических потребностей. 2 концепция – бедность, как относительная категория, бедные те семьи, доходы которых существенно ниже среднего достигнутого в обществе уровня благосостояния. Прожиточный минимум определяется вслед за увеличением среднего дохода.
Абсолютная бедность- отсутствие дохода как такого или отсутствие дохода как минимума. Мировой критерий бедности рассчитывается на основе структуры расходов и за чертой бедности считаются те, где на питание тратится свыше 50% дохода. Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины (минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для жизни), а также обязательные платежи и взносы. Потребительский минимум рассчитывается на душу населения, трудоспособного населения, детей, пенсионеров ежеквартально. Согласно ФЗ № 227 от 03.12.2012 «О потребительской корзине в целом по РФ» расчет осуществляется следующим образом: Потербит.корзина = Стоимость продуктов питания*норматив на Jцен + стоимость непродов.товаров и услуг(равная 50% от прожиточного минимума) Потребительская корзина в РФ насчитывает 156 наименований товаров и услуг. Уровень бедности по прожиточному минимуму – 11%.
Дифференциация богатства и бедности. Для оценки экономического неравенства используют коэффициент Джинни и коэффициент фондов (дифференциации). Коэффициент фондов - позволяет сравнить доходы наиболее и наименее обеспеченных групп населения, либо 10%, либо 20%.В России соотношение дифференциации составляет 16%. Коэффициент Джинни (концентрации доходов) – позволяет оценить неравенство в распределение общего фонда денежных доходов между людьми или домохозяйствами и рассчитывается на основе удельных весов доходов, имеющихся у отдельных групп в совокупном объеме денежных доходов. В России коэффициент Джинни -0, 84., в Европе – 4, 6%., В США – 7-10%.
Справка: · Уровень средней заработной платы в РФ – 26, 4 тыс.рублей. · Уровень бедности в РФ – 11%. · Уровень бедности в РК – 16, 6% · Ставка страхового взноса – 30% (принята С 2013-2015) ü Пенсионный фонд – 22% ü Фонд социального страхования – 2, 9% ü Медицинская страховка -5, 1% · Потребительская корзина: продукты питания – 41, 4%, непрод.товары – 16, 4%, услуги – 42, 2%.
Пенсионная система Пенсионная система состоит из трех частей: базовая, страховая, накопительная
Государственная политика занятости: 1. Пассивная Меры: · Организация общих работ · Переподготовка кадров в госучреждениях · Выплата пособий по безработице · Помощь в трудоустройстве бедным · Установление МРОТ · Регулирование уровня зарплаты бюджетников 2. Активная Меры: · Стимулирования занятости и самозанятости населения через стимулирование малого бизнеса · Целевые специальные программы · Изменение налоговых ставок · Профилактика безработицы (создание новых рабочих мест) · Внедрение стандартов медицинских услуг (здравоохранение)
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО. Социальное партнерство (один из инструментов реализации функций социального государства) – система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений. Механизм социального партнерства включает в себя институты и процедуры в рамках переговоров о занятости, оплате и условий труда ради компромисса между корпоративными и обще-социальными целями. Роль государства в системе социального партнерства: · Создание необходимой правовой основы, регулирование социально-трудовых отношений. · Является гарантом действия сторон и соблюдением взятых на себя обязательств, является гарантом контроля ведения переговоров. · Содействует сглаживанию противоречий сторон, регулирует конфликт между наемным работником и собственниками.
Социальное партнерство осуществляется на основе следующих уровнях в РФ: · Федеральный · Региональный · Отраслевой · Территориальный · Локальный
Формы социального партнёрства: · Взаимные консультации по вопросам регулирования трудовых отношений · Коллективные переговоры по подготовке и заключение коллективных договоров и соглашений · Участие работников в управление фирмы · Участие представителей работников и работодателей в трудовых спорах.
СОЦИАЛЬНЫЙ АУДИТ Социальный аудит – позволяет оценить значение человеческого фактора. Положительный социальный имидж предприятия повышает его конкурентоспособность. Социальный аудит в широком смысле – это анализ эффективности социальных программ компании и проверка их соответствия выбранным стандартам. Социальный аудит в узком смысле – верификация(оценка) социальной отчетности. Суть социального аудита – диагностика причин возникновения социальных проблем, оценка важности, срочности их разрешения, выработка конкретных рекомендаций по профилактике социальной напряженности и совершенствование управление персоналом. Социальный аудит проводится: · в целом по стране · в отраслях · в регионах · на предприятиях
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО С 2002года по 2010 год в РФ действовала Федеральная Целевая программа «Электронная Россия». Она предполагала следующие социальные программы: · электронное образование · электронное здравоохранение · электронное правительство · электронные выборы Сейчас реализуется государственная программа РФ «информационное общество 2011-2020гг». Её программы: · информационная среда · информационная телекоммуникационная инфраструктура · информационное государство и безопасность в информационном обществе.
В результате: · создание современной инфраструктуры · достижение технологической независимости · высокое качество услуг в электронном виде · доступность услуг · интеграция РФ в мировое информационное общество · преодоление технической информационной отсталости РФ
|