![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Физиологические основы характера.
ХАРАКТЕР План 1. Понятие о характере; 2. Черты характера; 3. Структура характера; 4. Формирование характера и пути его воспитания 1. Когда мы употребляем слово «характер»? Во-1, когда хотим оценить поведение человека. Во-2, когда речь идет не о случайных для данного человека особенностях его поведения, а о постоянных, привычных для него формах поведения. Трусливый человек может однажды совершить решительный поступок; вежливый человек может сорваться и сказать грубое слово, но решительным или грубым мы назовем только того, для кого соответствующая форма поведения обычная и постоянная, а не случайная и неожиданная. В-3, слово «характер» мы употребляем, когда речь идет о таких формах поведения, которые выражают личность человека, его отношение к миру (ведь никому не придет в голову назвать характером привычку ежедневно чистить зубы или заниматься утренней гимнастикой, хотя это привычная форма поведения человека). Итак, речь идет о поведении, притом привычном поведении и поведении, в котором выражается личность человека. Слово «характер» греческого происхождения и в переводе означает «черта», «примета», «признак», «особенность». Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения. В характере личность раскрывается со стороны ее содержания. Т.О., темперамент – каркас, форма, заполненная содержанием, т.е. характером. В характере выражаются наиболее типичные существенные особенности человека и, зная характер можно предвидеть, то, как он может поступить. Ученые выделяют порядка 150 качеств, которыми можно наделить личность. Характер — это отношение, закрепленное в привычных формах поведения. Например, если мы отмечаем, что чуткость — особенность характера данного человека, то тем самым мы указываем, каково его отношение к людям и одновременно каково его поведение в определенной ситуации и, следовательно, каких поступков можно ожидать от него в соответствующих условиях. Привычками называются движения и действия, выполнение которых становится в определенных условиях потребностью для человека. Итак, характер проявляется в поступках, действиях, особенностях речи, внешнего облика. Китайская пословица гласит: Посеешь поступок – пожнешь привычку. Посеешь привычку – пожнешь характер. Посеешь характер – пожнешь судьбу. Симптомокомплексы – зная определенные черты характера можно предопределить наявность других черт характера. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика — в спокойной деловитости. Тоже и трудолюбие: холерик трудится энергично, страстно, флегматик — методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. Физиологические основы характера. Физиологическая основа характера — сплав черт типа нервной системы и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта, воспитания. В этом сплаве системы временных связей играют более важную роль, чем тип нервной системы, так как тип не предопределяет ни характера в целом, ни отдельных его черт. На базе любого типа нервной системы можно сформировать все общественно ценные качества личности. Влияние типа сказывается в том, что формирование указанных систем связей происходит различно у представителей разных типов нервной системы, и проявляются эти системы связей по-разному, в зависимости от типа. Типическое и индивидуальное в характере. Итак, характер не наследуется и не является прирожденным, а также постоянным и неизменным свойством личности. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти являются, во-первых, общественно-историческими (каждый человек живет в условиях определенного общественно-исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразными (условия жизни и деятельности каждого отдельного человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным положением, так и его индивидуальной жизнью. Каждая общественно-историческая эпоха формирует черты характера, типичные для данной эпохи. Индивидуальные черты характера выражаются прежде всего в своеобразии типичных черт характера. Крайние варианты нормы как результат усиления отдельных черт характера, называются акцентуацией.
2. Характер представляет собой неразрывное целое, но с целью его изучения выделяют отдельные стороны или типичные проявления (черт характера). Под чертами характера понимают индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности. Черты характера необходимо рассматривать и оценивать в закономерной взаимосвязи друг с другом. Каждая черта характера приобретает свое значение, часто совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами. Например, смелость как черта характера приобретает качественно различное значение в зависимости от того, сочетается ли она с осторожностью или с импульсивностью, с высокими моральными чувствами или с чувством мелкого тщеславия. Настойчивость имеет положительное значение только в сочетании с высокой идейностью и критичностью, без них она может выродиться в упрямство. Осторожность без сочетания с решительностью может сделать человека бездеятельным. Черты характера принято делить на две основные группы. Первую группу составляют те черты характера, в которых выражена направленность личности, т. е. система отношений к действительности (отношение к обществу, коллективу, другим людям; отношение к труду и продуктам труда; отношение к самому себе, своей личности). Направленность определяет цели и устремления человека, но ведь очень важно и то, осуществляются ли в жизни эти цели и устремления, умеет ли человек преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. В соответствии с этим выделяют вторую группу черт характера — волевые черты. В зависимости от развития у человека волевых черт характера говорят о сильном или слабом характере. Слабоволие дает отрицательную оценку характеру в целом даже при наличии положительной направленности. Не имеет ценности постановка высоких, благородных целей, если они не реализуются в жизни. В то же время и сильный характер при ложной направленности не будет ценным качеством личности. Характер, для которого свойственны замкнутость, затрудненность в общении и налаживании контактов с окружающими, уход в себя определяется как интровертированный. Эмоциональная взвинченность, жажда общения и деятельности, зачастую безотносительно к ее необходимости и ценности, говорливость, непостоянство увлечений, иногда хвастливость, поверхностность, комфортность относятся к такому типу характера, как эктравертированность.
3. Структура характера: Черты характера, выражающие отношение к обществу, коллективу, другим людям. К этим чертам прежде всего относится эмпатия, нежность, доброта, коллективизм — эгоизм, чуткость — грубость, честность, общительность – замкнутость, скрытность. Черты характера, выражающие отношение к деятельности: трудолюбие – лень, небрежность, инициативность – косность, консерватизм и др. Отношение человека к результатам своей работы и деятельности других людей: бережливость, щедрость, аккуратность, мотовство или хищническое отношения к материальным ценностям, скупость. Черты характера, выражающие отношение к самому себе: гордость, скромность, самокритичность, чувство собственного достоинства, самоуважение – зазнайство, заносчивость, высокомерие, самомнение. Волевые черты характера. Волевые черты характера выражаются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, преодолевать препятствия на пути к поставленным целям. Волевые черты характера нельзя оценивать и воспитывать, не учитывая направленности личности. Целеустремленность и настойчивость карьериста, смелость хулигана никак не являются положительными чертами. Волевые черты характера ценны лишь при условии морально воспитанной воли. К волевым чертам характера относят целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержку, мужество и смелость, дисциплинированность.
4. Итак, характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни. Воспитания характера. Для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он мог бы накопить опыт правильного поведения. На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя. Для более старших школьников один из путей формирования характера — самовоспитание. Однако у младших школьников учитель должен воспитывать стремление изжить у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные привычки. В воспитании характера особенно важен индивидуальный подход. Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности ребенка и состоянию, в котором он в данное время находится. Одного следует строго предупредить, другого — мягко пожурить, а третьему достаточно укоризненного взгляда. Одного ученика надо похвалить, чтобы поднять его веру в свои силы; по отношению к другому этого не следует делать, чтобы не развивать его самомнения, зазнайства.
|