Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Младенцы с «трудным» темпераментом




«Трудный» темперамент был выделен как синдром ха­рактеристик, включающий в себя высокий уровень активности, интенсивные эмоциональные реакции, трудности приспособле­ния и в целом негативное настроение (Chess, Thomas, 1987). В последние годы к этому набору добавляют нерегулярность со­стояний (например, голода, сна, возбуждения, внимания) и сиг­налов младенца, что может привести к сложностям чтения сигналов и формирования ответного поведения матери, к про­блемам регуляции состояния ребенка, например проблемам кормления (Hagekull et al., 1997}.

Данные литературы показывают, что, несмотря на предпо­ложение о неблагоприятном влиянии такого младенца на взаи­моотношение с родителем, прямой, связи между темпераментом ребенка и различиями в поведении родителя не обнаружено (Bates, 1987). К примеру, неуступчивость, гнев или недостаток уверенности у ребенка могут быть результатом поведения мате­ри, а не темперамента ребенка. В исследованиях, где данные о нестабильности ребенка не связаны с процедурой измерения, показано влияние на уровень активности и эмоциональные ре­акции ребенка особенностей личности матери, ее взаимодействия с младенцем, факта замужества матери. Изменение эмоциональ­ности в положительную сторону в возрасте от 3 до 9 месяцев с большей вероятностью связано с безопасной привязанностью в 12 месяцев (Belsky et al., 1991). Обнаружено, что такая характе­ристика темперамента младенца, как склонность к стрессу, была связана с поведением матери и ее личностью. Однако связей между темпераментом, оцененным в 9 месяцев, и привязаннос­тью матери и младенца в 13 месяцев не выявлено (Mangelsdorf et al., 1990). Измерение характеристик матери пренатально по­казало, что трудности темперамента у детей в первые 8 меся­цев жизни связаны с тревожностью матери (Vaughn et al., 1987). Исследования, в которых характеристики младенца описы­ваются объективным наблюдателем независимо от восприятия ребенка родителем и до момента возможных влияний взаимоот­ношений родитель — младенец, показывают слабую связь меж­ду него катальными характеристиками и развитием отношений родителя и ребенка. Считается, что без влияния на родителя дру­гих факторов риска биологически опосредованные характерис­тики младенца не ведут к изменению отношений. К примеру, обнаружено, что усиление нечувствительности матери к 12 ме­сяцам зависело одновременно как от отрицательных пренатальных отношений, так и от увеличенной раздражительности ново­рожденного. Небезопасная привязанность раздражительного младенца к матери формировалась в случаях, когда матери ис­пытывали недостаток социальной поддержки. Карающее роди­тельское поведение матерей-подростков, испытавших отверже­ние в собственном детстве и ограниченную поддержку со стороны партнеров, проявлялось вне зависимости от раздражи­тельности младенцев. В то же время при одном и том же кара­ющем поведении родителей дети, оцененные в три месяца как раздражительные, были более неуступчивы, менее уверены и чаще сердились по сравнению с менее раздражительными мла­денцами (Crockenberg, 1987). Таким образом, при всей сложнос­ти отношений в паре «родитель — ребенок» результаты иссле­дований ведут к заключению, что при определенных условиях характеристики темперамента ребенка могут влиять на взаимо­действие матери и младенца.


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал