Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О роли родителей в терапии ребенка






Поддерживающее лечение РДА может осуществляться врачом только в тесном контакте с родителями ребенка: на них

по существу возлагается первичный контроль за динамикой те­рапии, от них требуется точное соблюдение всех ее условий. По­этому в подобной беседе, предшествующей началу лечения, врач посвящает родителей во все проблемы, связанные с их ролью.

В этом отношении достаточную сложность представляет ус­тановка родителей на лечение вообще. Как известно, РДА явля­ется наследственной патологией. Почти в половине наблюдае­мых нами семей один из родителей или другой близкий род­ственник, имеющий отношение к воспитанию ребенка, сами обладают либо рядом явных психических отклонений, либо ха­рактерологическими чертами, затрудняющими контакт. В работе с ними часто приходится преодолевать их паранойяльно отри­цательное отношение к лечению, убеждение во вредности лекарств.

Они охотно соглашаются на предложение психолого-педа­гогической коррекции, часто активно ее добиваются, хотя не­редко перекладывают всю коррекционную работу только на спе­циалиста, характеризуя себя «неспособными» к рекомендуемому воспитательному подходу. Долгое время они всячески уклоняются от начала медикаментозной терапии, мотивируя это тормозящим действием лекарств на интеллектуальное развитие ребенка (некоторые родители обманывают врача, говоря, что лечат ребенка).

Другие родители считают ребенка больным, но признаки ви- ч дят лишь в стереотипиях (чаще — двигательных), которые обна­руживают это заболевание перед посторонними, либо в фанта­зиях ребенка, которые расцениваются ими как причина ухода ребенка от внешнего мира. Такие родители настойчиво «конт­ролируют» лечение и нередко недовольны медленным, по их мне­нию, уменьшением именно беспокоящей их, но объективно не такой значимой симптоматики.

Третья группа родителей, опасаясь медикаментов, стремит­ся к нетрадиционным методам лечения, что часто приводит к усилению страхов у ребенка (часто после сеансов экстрасенса).

Реже наблюдается небрежность в проведении лечения — в семьях, где ребенок находится на попечении кого-либо из пси­хически неполноценных родителей, достаточно безразлично от­носящегося к ребенку. Поэтому на враче часто лежит и пробле­ма выбора здорового родственника, которому можно поручить контроль за лечением.

Большое значение имеет совместная работа врача с психо­логом и педагогом. Лечение назначается не только после врачебного осмотра, но и после «диагностического занятия»,

существенно уточняющего, а иногда впервые обнаруживающего возможности обучения и воспитания ребенка. В последующем изменения в состоянии ребенка во время психотерапии, психо­логических и педагогических занятий оцениваются специа­листами совместно, после чего в медикаментозное назначение могут вноситься коррективы.

Следует, однако, неукоснительно придерживаться правила, что ни психолог, ни педагог ни в коем случае не должны выс­казывать родителям собственное мнение об ухудшении психи­ческого состояния ребенка, а тем более самим давать какие-либо советы в отношении терапии. Это делает только врач.

Суммируя представленные данные и соображения об общих принципах медикаментозной коррекции РДА, мы еще раз хоте­ли бы подчеркнуть бесспорную необходимость поддерживающей лекарственной терапии. Мы имеем печальный опыт нескольких наблюдений, когда родители категорически отказывались от ле­чения. В этих случаях, несмотря на активную психолого-педаго­гическую коррекцию, не удалось преодолеть массивных аффек­тивных расстройств, и ребенок, даже обладающий высоким ин­теллектуальным потенциалом, оказывался практически грубо дезадаптированным.

Мы можем высказать еще одно соображение в пользу медикаментозной терапии. За 12 лет существования группы детей, непрерывно находившихся на терапии, лишь в двух слу­чаях возникла необходимость стационирования в связи с пси­хотическими приступами. Поэтому, возможно, не самонадеянно предположение, что очень длительная поддерживающая меди­каментозная терапия, естественно, совместно с активной психо­лого-педагогической коррекцией может быть профилактикой тя­желого обострения и даже психоза.

Но эти оптимистические данные, к сожалению, не абсолют­ны. Как показывает опыт, при тяжелых формах РДА медика­ментозная терапия (так же как психолого-педагогическая коррекция) оказывается неэффективной. Обычно это случаи син­дрома РДА внутри злокачественно текущей шизофрении, про-гредиентных органических поражений мозга (туберозныи скле­роз, синдром Ретта и др.).

Проблема терапии РДА далека от достаточно полной разра­ботки. Существует ряд вопросов, не затронутых совсем. Так, в общей психиатрии в последнее десятилетие широко обсужда­ются вопросы лекарственного патоморфоза — изменения клини­ческой картины в связи с длительным медикаментозным лече-

нием. В детской психиатрии эта проблема почти не разработа­на, в том числе и в отношении РДА. Не исключено, что мы объективно имеем мало изменений в психопатологической кар­тине РДА из-за привыкания либо, наоборот, сенсибилизации в связи с большой осторожностью терапии, назначением малых доз. Но этот вопрос нуждается в дальнейшем изучении.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал