![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Коррекционная работа по предупреждению отклоняющегося поведения
На формирование и развитие личности влияет и школа. Самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде – это оценка. Правом пользоваться острым инструментом оценки имеет тот педагог, который любит детей. В начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой ранит, оскорбляет, унижает достоинство ребенка. Недопустимо, чтобы ребенок с «помощью» учителя, поставившего двойку, потерял веру в себя. Дети приходят в школу самые разные, но едины они в одном все хотят учиться. «Оценка-это вознаграждение за труд, а не наказание за лень». Некоторые учителя, родители используют метод запугивания. Практика запугивания действует только по отношению к маленьким детям, позже она дает обратный эффект-утрата веры во взрослого. Вначале ребенок становится трудным. Раньше это слово писали в кавычках, теперь оно стало педагогическим понятием. Трудный ребенок тот, кому трудно. Именно так надо понимать то, что с ним происходит. Трудный он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. Трудный ребенок — страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки, обездоленный и почти обреченный. Он это чувствует. Вначале трудности с адаптацией, недостаток способностей, а потом нежелание учиться привело этих детей к неорганизованности, нарушениям дисциплины. На фоне нравственной инфантильности детей легко образовались и другие асоциальные «наросты» — грубость, пропуски занятий, хулиганство и т.д. Традиционно главным критерием причисления ребенка к трудным является в подавляющем большинстве случаев плохая успеваемость и недисциплинированность. Это следствие того трудного для ребенка положения, в котором он оказывается в школьном коллективе с самого начала учебы. Главными здесь становятся внутренние переживания самого ребенка, его личное отношение к учителю, окружающим его одноклассникам, к самому себе. Таким образом, то, что должно быть первостепенным для учителя — внутренний мир, эмоциональные состояния, переживания ребенка, — зачастую оказывается вне сферы его педагогического действия. Отсюда и формальное зачисление ребенка в категорию трудных, а на самом деле — непознанных. Большую обеспокоенность вызывает тенденция роста трудных среди девочек. Хотя они менее, чем мальчики, склонны к насилию, грубым и резким проявлениям недисциплинированности, но им зачастую (так же как и мальчикам) свойственны аморальные поступки и проявления, а также лживость, истеричность, грубость и дерзость. Некоторые девочки обнаруживают склонность к хищениям мелких вещей, употреблению алкогольных напитков, курению. Коррекционная работая должна строиться на уважении права ребенка быть трудным. Трудный школьник не заслуживает отрицательной характеристики, не содержит в себе осуждения или порицания. Трудный — не значит плохой, испорченный, негодный или тем более безнадежный. Трудный — это такой школьник, который требует особого отношения, пристального внимания; ученик, которому необходимо индивидуально сориентированное воспитание. Рекомендации родителям:
Даже если ребенок попался на явной лжи, это не должно стать концом доверия. Родитель должен сказать, что хотя обман и повлияет на доверительность их отношений, но единичная ложь все, же простительна. Если ложь примет хронический характер, ребенок сам пострадает от последствий утраты доверия. Какие применять меры в том случае, если ложь очевидна и проступок заслуживает наказания. Выделяют три группы методов воспитания:
По исследованиям американского психолога Экмана П. первая группа методов использовалась родителями намного чаще, чем две остальные, что приводило к не эффективным результатам – дети говорили неправду еще больше. Поэтому американские психологи Хофман Ф., Экман П. рекомендуют родителям предпочесть третью группу методов. Принципы, которыми могут руководствоваться родители в случае детской лжи:
Формированию асоциального поведения способствует не только семья, но общение со сверстниками. Пути и методы разрыва нежелательных контактов:
Форма морального осуждения нежелательных связей. Для учащихся младших классов наиболее эффективно осуждение отрицательных связей со стороны родителей, учителей, что определяется авторитетом лиц, ведущих беседу, и глубиной возникших асоциальных отношений. Приемы и методы разрыва контактов:
Перечисленные приемы переориентации личности имеют несомненный воспитательный эффект в тех случаях, когда возникшие асоциальные связи еще недостаточно глубоки и устойчивы. Пути трансформации социально опасных отношений в положительные на основе воспитания новых потребностей общения:
Подобные задачи возникают в тех случаях, когда сложившиеся виды деятельности протекают в условиях, которые формируют потребности, предрасполагающие к возникновению асоциальных интересов, связей и отношений. К числу подобных условий необходимо отнести бесконтрольность или недостаток контроля за деятельностью школьника со стороны взрослых. Асоциальное поведение может возникнуть и под воздействием материальных факторов. Здесь подразумевается не материальное положение семьи, а те материальные условия (географическая среда, плотность народонаселения, способы и возможности заработать), которые способствуют формированию и развитию потребностей порождающих асоциальные отношения. Источники:
|