Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Инструментария профессиональной деятельности социального педагога.
Под ним понимается определенным образом структурированная совокупность технологий и информационной базы профессиональной деятельности специалиста. Инструментарий социального педагога определяет всю совокупность технологий, методов и методик, позволяющих ему решать профессиональные задачи в конкретном учреждении, в том числе и в общеобразовательном. Содержание его определяется основными функциями профессиональной деятельности социального педагога, к которым относятся: -диагностическая: постановка социально-педагогического диагноза, изучение социально-педагогического фона, выявление социально-педагогических процессов, эффекта социально-педагогической деятельности, социально-педагогическая паспортизация класса, школы и т.д.; -организационная: организация социально-педагогической деятельности всех субъектов образовательных процессов в сферах воспитательной (исправительной, коррекционной) деятельности, профессиональной ориентации, трудоустройства и адаптации, досуга, деятельности подростковых и молодежных объединений, подготовки к семейной жизни; осуществление взаимодействия медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений, обществ и благотворительных организаций в социально-педагогической деятельности; -прогностико-проектировочная: участие в прогнозировании и проектировании социально-педагогических процессов классного коллектива, развития школы, конкретного микросоциума, отдельных личностей как объектов социально-педагогической деятельности; -управленческая: участие в управлении социально-педагогическими процессами в классных коллективах, группах, школе в целом; координационная: организация взаимодействия специалистов и служб школы по поводу оптимизации социально-педагогического пространства и социально-педагогического эффекта образования и воспитания. В своей практической деятельности социальный педагог выполняет различные роли, что предполагает широкий круг проблем его профессиональной деятельности в школе и различные специализации. Первичные задачи, решаемые социальным педагогом при организации своего рабочего стола: • изучение нормативных документов деятельности школы, социальной (социально-педагогической) службы и должностных обязанностей социального педагога; • непосредственное ознакомление с организацией и функционированием школы в целом, основными направлениями и формами ее деятельности: воспитательной, учебной, организационной, управленческой, исследовательской; с особенностями планирования и контроля деятельности социального педагога; структурой управления социально-педагогической службой города, работой соответствующих подразделений Управления образования, молодежной политики города и области, других отделов и служб социально-педагогической направленности; • ознакомление с формами и методами социально-педагогической диагностики учреждений образования, ученических и педагогических коллективов, социальной среды школы, условий жизнедеятельности учащихся и педагогов, родителей, групп сверстников; • изучение накопленного эмпирического материала, полученного в ходе диагностики социально-педагогических процессов; • участие в проведении индивидуальной и групповой социально-педагогической работы с учащимися, родителями, учителями, в консультировании по социально-педагогическим аспектам образования, воспитания и самовоспитания; • изучение положительного опыта социально-педагогической деятельности, его использования в практической работе социального педагога; • ознакомление с работой других специалистов школы, работающих в тесном контакте с социальным педагогом. Базовые проблемы образования и воспитания, которые определяют основные направления деятельности социального педагога образовательного учреждения: реализация правового статуса школьника как гражданина и осознание им этого; развитие индивидуальных способностей ребенка, прогнозирование его социально-ролевых функций и подготовка к вхождению во «взрослую жизнь»; первичная социализация, формирование детских и молодежных групп и организаций; профориентационная работа с различными группами школьников (в том числе с учащимися, имеющими отклонения в развитии); вовлечение школьников в трудовую производственную деятельность; социально-педагогическая напряженность в классном коллективе, группе, школе; эффективность социально-педагогической деятельности класса, школы; сформированность коллектива в начальных классах; формирование стиля поведения учеников; включенность родителей в социально-педагогические процессы класса, школы; сложности перехода детей из классов начальной ступени в среднюю; особенности поведения детей 6 —7-х классов в связи с началом обучения; мотивация и адаптация учащихся; адаптационно-интеграционные проблемы учащихся старших классов в коллективах, образованных путем слияния; раздельное обучение мальчиков и девочек как социально-педагогическая проблема; условия адаптации детей, лишенных родительского попечения, в среде учащихся обычной общеобразовательной школы; социокультурная роль школы в микрорайоне; социально-педагогическая паспортизация школы; особенности социализации детей в школе; особенности организации досуга школьников; проблемы школьного самоуправления; формы повседневного поведения школьников; структура социальных ценностей школьников и особенности ценностных ориентации; рекреационные процессы в школе; формирование гражданской позиции старшеклассников как направление политической социализации; формирование социальной активности учащихся; особенности профилактики наркомании среди учеников; социально-педагогические проблемы формирования ценностных ориентации старшеклассников; социальная адаптация учащихся-новичков, пришедших из других школ; социально-педагогические процессы формирования школьного коллектива; социально-педагогическая эффективность внеучебной занятости школьников; формирование ценностных ориентации у школьников из неполных и неблагополучных семей; включенность родителей в процесс социальной адаптации учеников при переходе из классов начального звена в среднее; внеклассная работа и ее влияние на развитие социальных качеств личности; активизация роли семьи в процессе формирования отношения школьников к учебе и труду и др. Эти проблемы в определенной степени дают представление о направлении профессионального поиска социального педагога. Организация внешних связей социального педагога. Для более эффективной организации рабочего стола социальному педагогу следует иметь достаточно информации о различных центрах социально-педагогического, психологического, медицинского и социального профиля регионального или муниципального уровня. Существует целый ряд проблем муниципального уровня, без знания которых организация рабочего стола конкретного социального педагога (и развитие социальной педагогики в целом) не может быть научной, системной, а следовательно, эффективной. Для оптимизации своей деятельности социальный педагог должен: уяснить себе структуру объективных потребностей в осуществлении социально-педагогической деятельности в школах города; познакомиться с муниципальной социально-педагогической концепцией; уточнить требования к задачам и характеру деятельности социального педагога со стороны управления образования; ознакомиться с принятой системой оценки эффективности социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях; ознакомиться с моделями деятельности социального педагога в различных школах города; изучить структуру функционирования и управления социально-педагогической системы города; определить место своей школы на социально-педагогической карте города. На рабочем столе специалиста также присутствует типовая технология решения конкретной социально-педагогической проблемы, которая включает следующие этапы. 1. Определение социально-педагогической проблемы: содержания проблемы; внешних признаков проблемы; типа и уровня проблемы (воспитательная, исправительная, коррекционная; индивидуальная, групповая и др.); характера проблемы (информационная, поведенческая, управленческая и др.). 2. Ситуационный анализ: общее описание социально-педагогической ситуации: истоки возникновения проблемы; организационная структура, в рамках которой возникла проблема; типовые реальные (сложившиеся в данной школе) отношения и взаимодействия субъектов в изучаемой ситуации; описание результатов работы: информация, концепция, план социально-педагогического анализа и т.п.; профессиональное понимание социально-педагогической проблемы; определение пределов проблемы для работы социального педагога и других специалистов, форм их взаимодействия. 3. Определение социально-педагогической стратегии — подготовка программы и рабочего плана деятельности: определение объекта и предмета; определение целей и задач; определение содержания деятельности; выработка показателей и критериев оценки; разработка инструментария социально-педагогической деятельности; описание и обоснование методик сбора первичной социально-педагогической информации; разработка логической схемы анализа полученных данных; определение перспектив социально-педагогической деятельности; разработка рабочего плана. 4. Разработка рекомендаций по реализации практической деятельности. 5. Описание хода и результатов социально-педагогической деятельности: основные выводы по задачам, характеризующим фактическое состояние социально-педагогической проблемы; выводы о готовности социального педагога к участию в решении проблемы (понимание значимости проблемы, необходимости ее решения, желание участвовать, уверенность в своих силах, понимание причин проблемной ситуации, оценка проблемы, опыт, предложения и прогнозы по ее разрешению); оценка реальности и значимости проблемы; выводы о возможности применения готовых (типовых) технологий разрешения социально-педагогической проблемы или необходимости разработки нового оригинального проекта; обоснование и планирование деятельности социального педагога по разрешению проблемы. 6. Разработка социально-педагогической технологии: уточнение по итогам проведенных исследований социально-педагогического заказа; детализация проблемы: определение причин проблемной ситуации; определение действующих и нейтральных факторов; определение социально-педагогического и психологического фона деятельности; разработка концептуальных основ разрешения проблемы; разработка возможных моделей (или путей) разрешения проблемы; обоснование выбора модели (или пути) решения социально-педагогической проблемы. 7. Реализация социально-педагогического проекта. Основные методы социального проектирования, используемые в деятельности социального педагога: социально-педагогическое конструирование — мыслительное построение варианта решения проблемы педагогическими средствами; социально-педагогическое моделирование — многовариантное конструирование развития социально-педагогической системы; социальное проектирование — обоснованное конструирование в знаковой форме модели социально-педагогической системы; социально-педагогическое планирование (способ реализации проекта) — функциональная и временная детализация социально-педагогической деятельности по реализации проекта (достижение сформулированных в проекте целей, определение порядка, последовательности, сроков, темпов распределения сил и средств); социально-педагогическое программирование — полное всестороннее обоснование реализации проекта с прогнозом ожидаемого эффекта, состоящее из блоков: целевого, обеспечивающего, ресурсного, организационного и результирующего; социально-педагогическая технология — подготовленная к практической деятельности программа, предусматривающая возможность достижения цели. Основной диагностический и практический инструментарий, находящийся на рабочем столе социального педагога: Опросники: анкеты и бланки интервью. Описание сферы применения опросников. Инструкции по методике проведения опросов. Бланки социально-педагогического наблюдения. Виды наблюдения: степень включенности наблюдателя. Сфера применения наблюдения: при автоматических действиях, при высокой напряженности действий. Бланки анализа документов. Виды документов: текстовые, иконографические, вербальные. Виды анализа документов: традиционный (качественный) и контент-анализ (количественный). Сфера применения метода анализа документов в практике социального педагога. Рекомендации по методике анализа документов в социально-педагогической работе. Социометрические опросники для изучения социально-педагогических процессов и явлений в группе. Обоснование сферы применения социометрических опросов. Рекомендации по применению социометрических опросов как метода сбора социально-педагогической информации. Основные правила социометрии. Социометрические индексы 2.2 СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: ШКОЛАХ, ПРИЮТАХ И ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. В России ежегодно выявляются около 100 тыс. детей нуждающихся в опеке. Среди воспитанников школ-интернатов 68% детей, родители которых лишены родительских прав, 8% детей одиноких родителей, 7% детей, от которых отказались родители. Чтобы ребенок развивался нормально, необходимо, чтобы окружающие его условия этому способствовали – необходимы устроенный быт, полноценное питание, общение со сверстниками, принятие окружающими. Но во всех интернатных учреждениях среда обитания, как правило, сиротская, казарменная. Сами условия, в которых живут дети, тормозят их умственное развитие, искажают процесс формирования личности. Попадающие в эти учреждения дети, как правило, уже имеют какие-либо отклонения в физическом и психическом развитии. У них наблюдается задержка умственного развития, нарушение половой идентификации, склонность к наркотикам и правонарушениям. Педагогу в работе с подростками следует стимулировать у них процесс самопознания, поощрять ведение дневников, обучать этому. Дневник способствует самоанализу, самоутверждению, развитию внутреннего мира, автономности представлений подростка о себе, их независимости от суждений и оценок окружающих. Социальному педагогу следует стимулировать интерес подростков к будущему, к своей личности, способностям, регулярно проводить с ними профессиональные консультации, развивать интерес к профессии. Рекомендуется составить план будущей жизни подростка, учитывая его профессиональные намерения, жизненную позицию. В плане определяются ближние и дальние цели, этапы их осуществления, возможные препятствия и пути их преодоления. План может решить проблему ранней профессиональной подготовки подростка, обрести ему уверенность в своем будущем. Перед социальным педагогом стоит одновременно ряд задач: создать для ребенка домашнюю обстановку в приюте, установить взаимодействие с ним, научить соблюдать нормы общежития, направить на путь самоанализа, самовоспитания. В осуществлении реабилитации подростка педагогу помогают прочие работники приюта: врач, психолог, юрист, хозяйственник. Собрать необходимую информацию о ребенке поможет специальная документация: Опросник при посещении семьи ребенка, находящегося в приюте, социальная карта ребенка, находящегося в приюте. Социальный педагог должен быть подготовлен к трудностям работы с детьми «группы риска», так как последние составляют большинство поступающих в приют или детдом. Он должен знать обо всех появлениях психических отклонений у подростков: вспыльчивость, драчливость, повышенная внушаемость, истеричность, заторможенность, низкая трудоспособность, гиперактивность и т.д. Работа с агрессивными, вечно всем недовольными, предпочитающими одиночество детьми может быть построена в несколько этапов: 1. «накопление согласий»; 2. поиск нейтральный интересов и увлечений подростка, создание условий для контакта; 3. анализ сообщений подростка о себе, с принятием их на веру; 4. выяснение качеств личности, которые он не принимает; 5. совместные действия воспитателя и воспитанника по взаимному соглашению, построенные на взаимодействии. Одним из приемов воспитания является оценка поведения подростка. Важно, чтобы она совпадала с мнением как детей, так и взрослых, то есть была объективной. Объективная оценка взрослыми успехов ребенка способствует формированию у него правильной самооценки, у него развиваются уверенность в себе, самоуважение. Большую роль в социальной реабилитации воспитанников играет вовлечение их в трудовую деятельность. Стимулом в работе может являться оплата труда. Важную воспитательную роль в приюте играет библиотека. Работа с книгой –метод приобщения их к знаниям. При формировании у детей приюта стремления к знаниям используется индивидуальный подход, который предполагает: • соотнесение уровня развития детей приюта с уровнем развития детей данного возраста; • положительную оценку успехов; • учет склонностей и возможностей ребенка; • занимательность и наглядность материала в процессе обучения и воспитания; • помощь в налаживании отношений со сверстниками и учителями; • обучение владению словом. Работа с детьми «группы риска»– одно из самых важных, и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога –социально-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети группы риска и др. Разные названия отражают различные точки зрения на эту категорию детей, которые, в свою очередь, обусловливают и различные подходы в работе с ними. Так, определения «трудные», «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные», «проблемные» даны таким детям с позиции педагога, для которого они создают особые трудности, проблемы, неудобства в работе и этим выделяются среди «обычных» детей. Такая точка зрения лежит в основе традиционных педагогических подходов в отношении этих детей, которые в конечном итоге, как правило, сводились к изоляции «обычных» детей от «трудных», например, к исключению последних из школы. Поскольку их трудно воспитывать, к ним должны применяться особые меры воспитательного воздействия (нередко с участием милиции). Понятия «дезадаптированные дети» и «дети с отклоняющимся (девиантным) поведением» имеют социальный, или скорее социально-психологический, оттенок и характеризуют данную категорию детей с позиции социальной нормы, а точнее — несоответствия ей. Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации этих детей являются их агрессивное поведение, конфликты с учителями и сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.), непосещение школы, бродяжничество, попытки суицида и т.д. Поэтому такие дети нуждаются в корректировке их социального функционирования и поведения, или шире — процесса их социализации. То есть главная цель при таком подходе — приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими. Одним из самых распространенных и при этом самым неопределенным среди именований данной категории детей является понятие «дети группы риска». Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти либо не произойти. Поэтому когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что они находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. При этом речь фактически идет о двух аспектах. Первый аспект — это риск для общества, который создают дети данной категории. Понятие «группа риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей и т.п., поведение которых могло представлять потенциальную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым социальным нормам и правилам. Второй аспект — и именно под этим углом зрения проблема предстала наиболее выпукло в последнее время — тот риск, которому сами дети постоянно подвергаются в обществе: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития. Дети приобретают столь «неприглядный» социальный облик не потому, что они такими рождаются, а под воздействием различных, главным образом, не зависящих от них факторов риска. Среди этих факторов можно выделить следующие основные группы: • медико-биологические (состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутриутробного развития и т.д.); • социально-экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе и т.д.); • психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.); • педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития и обучения детей; отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.). Именно под воздействием этих факторов дети оказываются в группе риска. Обычно сюда относят следующие категории детей: • дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; • дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих юридической силы обстоятельств; • дети из неблагополучных, асоциальных семей; • дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке. Такие дети, как правило, лишены нормальных условий для развития, что и приводит к негативным последствиям психологического и социального характера. Поэтому вполне закономерно, что появилось еще одно название данной категории детей, которое введено Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999)— «ребенок, оказавшийся в социально опасной ситуации». Это понятие высвечивает как главное судьбу самого ребенка, его неоднозначную, рисковую социальную перспективу. Такой ребенок нуждается в помощи, направленной, с одной стороны, на изменение трудной жизненной или социально опасной ситуации, в которой он оказался, а с другой — на минимизацию его социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей с целью их поэтапного освоения и разрешения. Именно такой комплексный социально-педагогический подход в работе с этой категорией детей и должен быть положен в основу разработки социально-педагогических технологий работы с ними. При этом необходимо учитывать, что социально-педагогическая работа с детьми группы риска имеет две основные составляющие: -выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними; -непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми. Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска, требует участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу, и прежде всего социальному педагогу общеобразовательного учреждения. Это обусловлено тем, что в поле зрения общеобразовательных учреждений находятся практически все дети, поскольку они обязаны посещать школу. Даже если ребенок не обучается в школе, она имеет возможности и полномочия выявлять таких детей, проживающих в микрорайоне, который она обслуживает. Поэтому только школа может обеспечить наиболее полное выявление детей, оказавшихся в социально опасной ситуации. Каждая из выделенных составляющих работы социального педагога должна быть обеспечена своими социально-педагогическими технологиями, которые соответственно можно разделить на две группы: организационные социально-педагогические технологии; социально-педагогические технологии индивидуальной работы. Организационные социально-педагогические технологии. В целом они направлены на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации. Эти функциональные направления деятельности социального педагога обусловливают необходимые этапы и составляющие социально-педагогической технологии. 1. Формирование банка данных детей и подростков группы риска. Данная функция выделяется в деятельности социального педагога как ключевая, так как позволяет организовать взаимодействие различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних. Инициатива создания целостного банка данных должна принадлежать социальному педагогу и осуществляться им совместно с инспекторами отделов предупреждения правонарушений несовершеннолетних, участковыми инспекторами органов внутренних дел, с представителями органов опеки и попечительства управления образования, социальной защиты, здравоохранения и комиссии по делам несовершеннолетних. В целостный банк данных включаются сведения о проживающих на микроучастке образовательного учреждения (как обучающихся в нем, так и не обучающихся) детях и подростках: • из семей, находящихся в социально опасном положении; • безнадзорных или беспризорных; • занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством; • содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершенно-летних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации; • употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо одурманивающие вещества; • совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания; • совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность; • освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия; • не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством; • обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу; • получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора; • состоящих на учете в отделе профилактики правонарушений несовершеннолетних; • состоящих на внутришкольном учете; • состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. При формировании банка данных уточняются следующие позиции: -каковы основания постановки на учет; -какие структуры работают с подростком; -какая работа проводится для разрешения проблемы; -что еще можно предпринять для разрешения данной проблемы; -нет ли детей, которые имеют основания, но на учет не поставлены. На данном этапе работы социальный педагог выступает в качестве исследователя и организатора должностного, подчас формального взаимодействия различных организаций, призванных оказывать помощь детям. Формируя банк данных, специалист соблюдает принципы конфиденциальности и тайны ребенка, информацией пользуется только для служебных целей. Осуществляя сбор данных, социальный педагог дифференцирует проблематику детей и молодежи, ситуаций, в которых они оказались, и тем самым осваивает необходимый элемент профессиональной адаптации — эмоциональное принятие и переживание детских проблем. 2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога. Данная функция необходима для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка, сведения о котором поступили в банк данных. Для этого социальный педагог работает с ребенком, с классным руководителем, учителями, родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок. Социальный педагог: изучает индивидуальные особенности ребенка и выявляет его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследует условия и особенности отношений микросреды жизнедеятельности ребенка. Социальный педагог использует в работе апробированный и утвержденный пакет психолого-педагогической диагностики. При этом важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическое наблюдение, которое предопределяет успешность, как диагностики, так и последующих мер влияния и социально-педагогического взаимодействия ребенка и социального педагога. 3. Разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с ребенком, группой, общностью. По результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах. Индивидуальные социально-педагогические программы разрабатываются с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении. Групповые программы разрабатываются для решения проблем определенной группы подростков, выявленных в ходе диагностики. Общественные программы разрабатываются для решения проблем, присущих нескольким группам или части школьного коллектива, и включаются в общешкольную программу. Индивидуальные, групповые и общественные программы разрабатываются с привлечением представителей всех необходимых для разрешения проблемы служб, ведомств, административных органов. Все разрабатываемые программы должны отвечать следующим характеристикам: • целесообразности методов, форм и средств социально-педагогической деятельности, в том числе и целесообразности привлечения различных служб, ведомств и административных органов; • прогнозируемости; • измеряемости ожидаемых результатов. Проекты индивидуальных, групповых программ экспертируются и рецензируются социально-психологической службой, научными консультантами и выносятся на обсуждение методического совета или педагогического совета образовательного учреждения. 4. Обеспечение условий реализации программ. Социальный педагог, являясь, в зависимости от целей и задач программ, посредником между учащимся и образовательным учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов, выступает одновременно в нескольких ролях. Социальный педагог распределяет совместно с комиссией по делам несовершеннолетних, управлением образования и руководством школы, сообразно целям и задачам программ, участие и ответственность всех привлеченных к реализации программы сторон; организует реализацию и осуществляет индивидуальные социально-педагогические программы; организует, координирует, контролирует и принимает участие в реализации групповых и общественных программ; отслеживает результаты; информирует: комиссию по делам несовершеннолетних о результатах взаимодействия межведомственных структур по реализации индивидуальных программ, выполненных по заказу комиссии; директора школы о ходе выполнения программ; педагогический коллектив о результатах взаимодействия внутришкольных структур по выполнению программ; начальника управления образования о результатах взаимодействия внутришкольных структур по выполнению программ. 5. Консультирование. Данная функция предполагает консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем детей группы риска. С этой целью социальный педагог проводит в школе, в установленные рабочим расписанием дни и часы, консультации для учащихся, родителей, учителей и других лиц при их обращении. 6. Межведомственные связи социального педагога. Работая в составе социально-психологической службы образовательного учреждения, социальный педагог планирует и осуществляет свою работу в тесном контакте с психологом и другими специалистами службы, а также ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних, другими задействованными в этой работе лицами. Межведомственные связи социального педагога реализуются с ограничениями, обусловленными соблюдением норм конфиденциальности и тайны клиента. Социальный педагог совместно с социально-психологической службой в целом, администрацией школы выступает организатором и инициатором построения связей с организациями и службами, призванными оказывать помощь и поддержку несовершеннолетним в рамках государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Социальный педагог имеет право и должен обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних в случае, если необходима помощь в организации связей или в том случае, когда представителями системы профилактики возложенные на них функции исполняются ненадлежащим образом. Реализация функциональных направлений деятельности социального педагога в рамках организационной технологии создает каркасную, основу для применения определенных социально-педагогических технологий индивидуальной или групповой работы с детьми, оказавшимися в социально опасной ситуации. Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска. Они также имеют свои составляющие и этапы, каждый из которых, выполняя собственное целевое, локальное назначение: • во-первых, позволяет конкретизировать особые проблемы ребенка, при этом динамичность и изменчивость состояния последнего принимаются в технологии за основу и учитываются повсеместно как на момент первичной диагностики, так и во время, и по окончании социально-педагогического взаимодействия специалиста и ребенка; • во-вторых, содержательно связан с последующим и предыдущим этапами таким образом, что невыполнение задач любого из этапов на практике приводит к необходимости его выполнения или повторения вновь, но обычно уже в условиях ухудшенной социально-педагогической ситуации; • в-третьих, сам по себе может рассматриваться как инструмент стабилизации положения ребенка, ибо как показывает практика социально-педагогической работы, примерно в 10% случаев самого факта педагогического внимания к проблемам ребенка и его семьи достаточно для оказания позитивного воздействия. Содержание той или иной социально-педагогической технологии индивидуальной (групповой) работы определяется конкретной проблемой ребенка. При этом существуют проблемы, которые наиболее характерны для детей группы риска. Одной из таких проблем в настоящее время является употребление несовершеннолетними алкоголя и наркотиков. Очевидно, что решение этой проблемы, которая уже приобрела масштабы социальной болезни, требует участия не только очень многих специалистов социальной сферы, но и государственных структур, средств массовой информации, общественности и др. Однако немаловажная роль в проведении работы по проблемам опасных для здоровья зависимостей среди несовершеннолетних отводится и социальному педагогу общеобразовательного учреждения. Этот специалист может обеспечить в школе: профилактику опасных для здоровья детей зависимостей (алкогольной, наркотической, токсической); оказание индивидуальной конфиденциальной помощи и сопровождения детям, уже имеющим проблемы с данными зависимостями. Социально-педагогическая технология индивидуально-групповой профилактической работы с детьми по проблемам наркотиков в общеобразовательном учреждении включает в себя следующие направления деятельности социального педагога. 1. Формирование и исследование банка данных детей, склонных к зависимостям. Социальный педагог, на основе банка данных детей группы риска, формирует отдельный — закрытый для постороннего доступа — банк данных детей, склонных к зависимостям, который дополняется сведениями, полученными самим социальным педагогом из разнообразных источников. 2. Разработка «портрета» зависимостей несовершеннолетних в образовательном учреждении. Ее цель — конкретизация общих тенденций развития зависимостей среди несовершеннолетних в данном учреждении. Осуществляя разработку «портрета» зависимостей несовершеннолетних, социальный педагог реализует диагностические технологии и разнообразные методы исследования социальных ситуаций несовершеннолетних для определения: типов веществ, употребляемых учащимися (алкоголь, наркотики, токсические вещества, медицинские препараты); опыта употребления веществ; источников приобщения к веществам; мест распространения веществ; очагов возможного возникновения зависимостей; отношения несовершеннолетних: а) к употреблению веществ, б) к употребляющим, в) к распространению, г) к возможной помощи. 3. Исследование источников информации о несовершеннолетних, склонных к зависимостям, в образовательных учреждениях. Данная функция — очень важный компонент работы социального педагога, связанный с необходимостью тщательной, постоянной экспертизы как самой информации о несовершеннолетних, употребляющих вещества, вызывающие зависимость, их проблемах, путях распространения веществ, так и каналов, по которым эта информация может поступать. Социальный педагог, осуществляя свою работу в рамках педагогической этики, профессиональной конфиденциальности и тайны, должен организовать интенсивный обмен, сбор информации о детях, склонных к употреблению, попробовавших вещества, уже употребляющих, которые вызывают беспокойство в связи с вышеназванными проблемами. Источниками такой информации могут быть: учителя, классный руководитель, психолог, родители. 4. Разработка схем организации контактов с детьми и родителями. Организация положительных устойчивых контактов социального педагога с потенциальными клиентами — несовершеннолетними и их родителями — заключается: в установлении доверительно-уважительного тона отношений с несовершеннолетними в условиях учреждения, адекватного отношения к их проблемам и возможным трудностям; в донесении до потенциального клиента — ребенка, родителя — значимости для преодоления возможных опасных зависимостей как позитивных возможностей самого ребенка, так и профессиональной помощи социального педагога, гарантирующей конфиденциальность и тайну обращения; в налаживании обратной связи со средой несовершеннолетних и их ближайшим окружением (педагогами, родителями и др.) путем разнообразных опросов, анкет, интервью, нерегламентированного общения с несовершеннолетними. В условиях контакта наиболее полно проявляются все личностные свойства субъектов взаимодействия, сам факт его установления приносит им интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение. Основными принципами организации контакта должны выступать: эмоциональное и интеллектуальное сопереживание; заинтересованность; содействие; доверие. 5. Консультирование. Консультирование выступает в деятельности социального педагога в качестве: инструмента организации контактов с потенциальным клиентом; способа оказания помощи и социально-педагогической поддержки ребенку, переживающему определенные проблемы с алкоголем, наркотиками, другими веществами, всем несовершеннолетним, обращающимся с разнообразными вопросами. 6. Разработка программ профилактической работы. Это направление деятельности осуществляется на основе возможностей эффективного взаимодействия социального педагога и потенциального клиента, реально складывающихся на предшествующих этапах работы. Программы индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, имеющими проблемы с зависимостями, могут разрабатываться и реализовываться социальным педагогом только под контролем научного консультанта — профессионального специалиста по вопросам зависимостей (врача-нарколога, психолога, специализирующегося в этой области, и др.). Ведя индивидуальную профилактическую работу, социальный педагог может: • обратить внимание на позитивные стороны личности ребенка, учитывая которые, он начинает решение своих проблем; • помочь в осознании ответственности за выбор стратегии поведения; • содействовать в определении шагов по выходу из проблемной ситуации; • способствовать осознанию необходимости обращения к специалистам, способным оказать действенную помощь (наркологу, специалистам центров социальной, психологической, медицинской помощи и др.). Особенности социально-педагогической профилактики проявляются в том, что, с одной стороны, она направлена на опережающее формирование позитивных жизненных установок, ценностей, опыта ребенка; с другой — объектом ее внимания выступают дети, получившие негативный жизненный опыт и оказавшиеся в социально опасной ситуации. Очевидно, что педагогическое взаимодействие в рамках социально-педагогической профилактики должно базироваться на постулатах гуманной педагогики, а сам педагог должен выступать сознательным носителем и организатором гуманной педагогики в ежедневном педагогическом взаимодействии с ребенком. При этом принципиально важно, чтобы базовые принципы социальной педагогики, такие как: принятие ребенка в качестве цели и ценности педагогического процесса, адекватный учет во взаимодействии с ним его психологических, физиологических, половых и возрастных особенностей, — были бы обеспечены и управленчески, и технологически. Это означает, что для обеспечения эффективной реализации технологии индивидуально-групповой профилактической работы социальный педагог должен быть: наделен ясными полномочиями в организации профилактической работы и помощи детям, находящимся в социально опасной ситуации; обеспечен на уровне территориальной административной системы возможностями сотрудничества и взаимодействия с организациями и специалистами, способными оказать позитивное влияние на решение проблем несовершеннолетнего; включен в целостную региональную систему контроля и анализа результатов профилактической работы структур управления, учреждений, организаций; обеспечен научно-методическим и технологическим инструментарием профилактической работы. Кроме того, он должен обладать следующими личностными и профессиональными характеристиками: • стабильным авторитетом и доверием в среде учащихся; • умением устанавливать и поддерживать положительные контакты и отношения с детьми, педагогами; • способностью сохранять тайну ребенка и его проблем, какими бы шокирующими ни были факты, ставшие ему известными; • готовностью к разрешению проблем детей, какими бы личностными особенностями они ни обладали. В своей индивидуально-профилактической работе с ребенком, находящимся в социально опасной ситуации, социальный педагог должен руководствоваться следующими «заповедями»: - Не навреди. - Не оценивай. - Принимай человека таким, каков он есть. - Соблюдай конфиденциальность. - Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, но сохраняй некоторую дистанцию. - Не отнимай у клиента право отвечать за свои поступки, никогда не давай советов. - Минимум специальных терминов. - Соблюдай принцип добровольности. Оказание индивидуальной конфиденциальной помощи и сопровождения детям, уже имеющим проблемы с опасными для здоровья зависимостями — задача еще более сложная, чем эффективная социально-профилактическая работа по проблемам наркомании. В основном же в этой деятельности социальный педагог может выступать лишь как посредник, организатор позитивных отношений несовершеннолетнего, имеющего проблемы с наркотиками, со специалистами, способными оказать ему квалифицированную помощь (наркологом, психологом, специалистами центров социальной, психологической, медицинской помощи и др.).
|