Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система управления безопасностью на судне (СУБ).
Определение соответствия или несоответствия элементов СУБ требованиям МКУБ требует выработки критериев оценки. Критерии оценки в форме предписанных требований могут вылиться в то, что управление безопасностью в судоходстве сведется к использованию одними компаниями решений, выработанных другими компаниями. Рекомендуется, чтобы оценки основывались на определении эффективности СУБ по выполнению специфичных целей, а не на соответствии подобным требованиям, дополнительным к содержащимся в МКУБ. Общая политика компании в основном состоит из: - политики по обеспечению безопасного судовождения (Safe Navigation Policy); - политики по предупреждению загрязнения (Pollution Prevention Policy); - политики по обеспечению должного технического состояния судна (Technical Management Policy); - политики по обеспечению безопасной перевозки грузов (Safe Cargo Operations Policy); - политики по обеспечению личной безопасности (Personal Safety Policy); - политики в области наркотиков и алкоголя (Drug and Alcohol Policy); - кадровой политики (Personnel Policy); - структурно-управленческой политики (Managerial Policies). На компании лежат обязанности: 1) Укомплектования каждого экипажа в надлежащем количестве и должной квалификации; 2) Проверки: медицинской комиссии, рабочих дипломов, сертификатов и квалификационных свидетельств капитанов, командного состава и лиц судовой команды, чтобы они соответствовали требованиям международных конвенций; 3) Проверки технического состояния судов, чтобы оно соответствовало положениям международных и национальных документов; 4) Проверки наличия на каждом судне текстов международных конвенций, резолюций ИМО, национальных законов, правил, инструкций, руководств, регулирующих вопросы мореплавания; 5) Обеспечения необходимыми картами, лоциями и всеми другими навигационными пособиями. Ответственность, полномочия и взаимодействия всего персонала судов и береговых подразделений должны быть четко определены и доведены до каждого. На каждого берегового и судового специалиста должна быть заведена персональная кадровая карточка, отражающая общее и специальное образование, имеющиеся дипломы и свидетельства, занимаемые должности, поощрения и взыскания, оценки аттестационных комиссий и проверяющих лиц. МКУБ предусматривает создание и функционирование систем управления безопасностью (СУБ) двух уровней: СУБ компании (высший уровень) и судовая СУБ. Каждая из систем представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов, согласованное функционирование которых должно обеспечивать достижение целей, связанных с управлением безопасностью: обеспечивать безопасную практику эксплуатации судов и безопасные для человека условия труда; обеспечивать защиту от всех выявленных опасностей для мореплавания; постоянно улучшать навыки берегового и судового персонала, относящиеся к управлению безопасностью, включая готовность к аварийным ситуациям, связанным как с безопасностью, так и защитой окружающей среды. СУБ компании включает следующие функциональные требования: 1) политику в области безопасности и защиты окружающей среды, которая должна предусматривать пути достижения целей СУБ; 2) инструкции и процедуры для обеспечения безопасной эксплуатации судов и защиты окружающей среды согласно международному праву и законодательству государства флага; 3) установленный объем полномочий и линии связи между персоналом на берегу и на судне, а также внутренней связи; 4) порядок передачи сообщений об авариях и случаях несоблюдения Кодекса МКУБ; 5) порядок подготовки к аварийным ситуациям и действий по их устранению; 6) порядок проведения внутренних проверок и обзора управления. Систематические проверки призваны способствовать компаниям в достижении этих целей. Системы управления безопасностью должны исключить неопределенность в функциональных обязанностях, каналах и способах получения информации, что особенно важно в экстремальных ситуациях. Компания должна определить ответственность, полномочия и взаимоотношения всего персонала, осуществляющего управление безопасностью и предотвращением загрязнения, непосредственную работу по их обеспечению и ее проверку, и оформить это в виде документов. Документация СУБ оформляется в том виде, который компания считает наиболее эффективным; в Кодексе указано, что документы, используемые для описания и выполнения СУБ, могут называться «Руководство по управлению безопасностью». Каждое Руководство должно содержать ясные инструкции по эффективному управлению объектом по следующим этапам операций:
Для критических и аварийных операций должны быть разработаны специальные процедуры, инструкции, требования к персоналу, планы оперативных мер в случае инцидента или угрозы инцидента. Как сама СУБ, так и ее документация не могут быть едиными для всех судоходных компаний: их содержание определяются не только унифицированными на национальном и международном уровне нормами и стандартами, но и структурой компании, основными технологическими процессами, осуществляемыми ею, ресурсами, которые могут быть использованы для создания и функционирования СУБ, компетентностью управляющего персонала в вопросах безопасности мореплавания. Кодекс признает, что нет двух одинаковых судоходных компаний или судовладельцев и что различные уровни управления на берегу или на море потребуют различных уровней знаний и понимания изложенных вопросов. Судовая СУБ должна обеспечивать, чтобы корпус судна, все системы и оборудование поддерживались в исправном и безопасном состоянии в течение всей эксплуатации судна. Во исполнение этого требования капитан должен обеспечить: 1. Наличие на судне и действительность всех судовых свидетельств, включая свидетельства об изъятии; 2. Наличие действительных специальных свидетельств, требуемых или назначение судна (танкера, химовозы и т.п.) или районом плавания или законодательством страны порта захода; 3. Наличие судовых документов, требуемых при перевозке/креплении отдельных грузов (зерна, леса и т.п.); 4. Наличие свидетельства о страховании или ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения; 5. Наличие и ведение в соответствии с установленными правилами судовых журналов; 6. Наличие судовых документов по остойчивости и непотопляемости в неповрежденном и поврежденном состояниях судна; 7. Рабочее состояние и хороший внешний вид всех судовых устройств, систем, приборов и оборудования; 8. Наличие фирменных табличек завода-изготовителя и/или паспортов для всех устройств, приборов и оборудования; 9. Наличие сертификатов и/или надлежащей маркировки на растительных и стальных тросах, талях, цепях, гаках, блоках, шлангах и т.д., используемых в грузовом и шлюпочных устройствах и для крепления груза; 10. Наличие у всех устройств, приборов и оборудования описаний, инструкций по эксплуатации, проверкам, ремонту, уходу и заполнение ответственными лицами экипажа их соответствующих формуляров; 11. Чтобы все ответственные устройства и приспособления (трапы, беседки, тали, ограждения и т.п.) изготовленные и/или отремонтированные в судовых условиях должны быть испытаны с составлением судового акта, заверенного капитаном; 12. Наличие стандартных переходных соединений трубопроводов для соединения с берегом, приборов контроля за составом атмосферы в трюмах/танках, требуемых при перевозке определенных грузов. Судовая СУБ также должна обеспечивать: 1. Чтобы члены экипажа имели действительные дипломы и свидетельства, дипломы должны иметь подтверждения; 2. На судне имелись лица судового экипажа с дипломами специалиста по спасательным шлюпкам и плотам; 3. Численный состав экипажа отвечал национальным требованиям страны флага судна и на судне имелось свидетельство о минимальной допустимой численности экипажа; 4. Члены экипажа имели квалификацию, достаточную для обслуживания соответствующего оборудования, устройств, приборов, обеспечивающих безопасность и предотвращение загрязнения среды; 5. У соответствующих членов экипажа имелись свидетельства о повышении/дополнительной квалификации (об окончании разного рода курсов повышения квалификации, прохождения курсов в учебно-тренажерных центрах и т.д.), включая и медицинскую подготовку; 6. Вахтенные помощники/механики знали основные положения международных и национальных документов в отношении безопасности и охраны среды; 7. Выполнялись требования в отношении медицинского освидетельствования экипажа; 8. Вахтенный помощник должен владеть английским языком в степени, достаточной для ведения переговоров по вопросам безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения; 9. Осуществлялся строгий контроль за посещением судна лицами, не являющимися членами экипажа; 10. Внешний вид и поведение вахтенной службы не вызывали сомнений в их способности выполнять свои обязанности; 11. Проводились учебные сборы, тренировки, тревоги с записью результатов в судовых журналах. Капитан судна ответственен за проведение в жизнь СУБ компании и СУБ судна. Распоряжения капитана обязательны для всех членов экипажа и лиц, находящихся на борту судна. Компания должна обеспечить, чтобы судовая СУБ содержала четкое подтверждение полномочий капитана для принятия решений относительно безопасности и предотвращения загрязнения, а также для обращения к компании с просьбой об оказании необходимой помощи. Компания должна обеспечить, чтобы капитан: имел надлежащую квалификацию для управления судном и был полностью осведомлен о СУБ компании; получал необходимую поддержку для безопасного выполнения своих обязанностей. Структурная схема СУБ судна Судно освидетельствуется Администрацией и выдается свидетельство об управлении безопасностью (СвУБ). СвУБ выдается сроком на 5 лет и должно подтверждаться на основе периодического освидетельствования, о чем делается соответствующая запись в Свидетельстве. Копия СвУБ должна находиться в главном офисе компании.
Вопросы для проверки знаний: 1. МКУБ. Цели и задачи. 2. Система управления безопасностью на судне. 3. Требования СУБ компании. 4. Ответственность капитана по выполнению судовой СУБ. 5. Правила выдачи Свидетельства об управлении безопасностью.
|