![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Документальное оформление и учет поступления и отпуска материалов на складахСтр 1 из 3Следующая ⇒
Тема 7. Учет материально-производственных запасов Цель и задачи Цель изучения темы – систематизировать и закрепить знания, полученные студентами при изучении правил документального оформления и отражения в учете операций с материалами. Задачи: - углубленное изучение положений нормативных документов по бухгалтерскому учету материалов; - углубленное изучение порядка формирования распорядительных документов, определяющих материальную ответственность за сохранность материалов, порядок приема материалов, порядок проведения инвентаризации материалов. - углубленное изучение правил документального оформления операций по поступлению, выбытию материалов, отражению их в учете. Оглавление 7.1 Документальное оформление и учет поступления и отпуска материалов на складах. 7.2 Учет движения материалов в бухгалтерии организации. 7.3 Документальное оформление и отражение в учете результатов инвентаризации материалов. Контент Документальное оформление и учет поступления и отпуска материалов на складах Основными нормативными документами, регламентирующими порядок учета материалов являются Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов»(ПБУ 5/01), утв. приказом Министерства финансов РФ от 09.06.2001 № 44н (с учетом последующих изменений и дополнений) и Методические указания по бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов, утв. приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2001 № 119н (с учетом последующих изменений и дополнений). Количественный учет движения материалов на складах осуществляется заведующими складами, кладовщиками и др., являющимися материально ответственными лицами. Прием на работу и увольнение заведующих складами, кладовщиков и других материально ответственных лиц осуществляются по согласованию с главным бухгалтером организации. С указанными лицами заключаются договоры о полной материальной ответственности в соответствии с законодательством РФ. Если в штате организации, подразделения отсутствует должность заведующего складом (кладовщика), то его обязанности могут быть возложены на другого работника организации с обязательным заключением с ним договора о полной материальной ответственности. Заведующий складом, кладовщик и другие материально ответственные лица могут освобождаться от занимаемых должностей только после сплошной инвентаризации числящихся за ними товарно-материальных запасов и передачи их другому материально ответственному лицу по акту. Формы первичных документов для оформления операций с материалами и краткие указания по их заполнению утверждены постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 г. № 71а. Учет материалов, находящихся на хранении на складах (в кладовых) организации и подразделений, ведется на карточках складского учета по каждому наименованию, сорту, артикулу, марке, размеру и другим отличительным признакам (сортовой учет). Карточка складского учета (типовая форма № М-17) является регистром аналитического учета материалов. Карточки складского учета открываются в бухгалтерии на каждый номенклатурный номер на календарный год. В карточках указываются номер склада, полное наименование материалов, сорт, артикул, марка, размер, номенклатурный номер, единица измерения, учетная цена, год и другие реквизиты. Карточки складского учета регистрируются бухгалтерской службой организации в специальном реестре (книге), а при механизированной обработке - на соответствующем машинном носителе. При регистрации на карточке ставятся номер карточки и виза работника бухгалтерской службы. Карточки передаются работнику склада под расписку в реестре как бланки строгой отчетности. В складской картотеке карточки размещаются в порядке номенклатурных номеров. В полученных карточках складского учета заведующий складом (кладовщик) заполняет реквизиты, характеризующие места хранения материальных ценностей (стеллаж, полка, ячейка и т.п.). Затем на основании первичных документов о поступлении и отпуске материалов (приходных ордеров, накладных, товарно-транспортных накладных и других документов) в карточках указываются дата совершения операции, наименование и номер документа, от кого получены, кому отпущены материалы и их количество. В карточках каждая операция, отраженная в том или ином первичном документе, записывается отдельно. При совершении в один день нескольких одинаковых (однородных) операций (по нескольким документам) может быть сделана одна запись с отражением общего количества по этим документам. В этом случае в содержании такой записи перечисляются номера всех таких документов или составляется их реестр. Записи в карточках складского учета делаются в день совершения операций, и ежедневно выводятся остатки (при наличии операций). Госкомстатом предусмотрены следующие формы документов по учету поступления материалов: № М-2 – Доверенность; № М-2а – Доверенность; № М-4 - Приходный ордер; № М-7 - Акт о приемке материалов; № М-35 – Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений Доверенности на получение материалов (формы № М-2 и № М-2а) выдаются уполномоченному лицу организации для получения материалов со склада поставщика или от транспортной организации. Оформление доверенностей производится в порядке, установленном действующим законодательством. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, с приложением печати организации. Доверенность в одном экземпляре оформляет бухгалтерия организации и выдает под расписку получателю. Выдачу доверенностей регистрируют в заранее пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей. Работник, получивший доверенность, должен расписаться в ее корешке (форма № М-2) или в журнале учета выданных доверенностей (форма № М-2а). Доверенность должна быть полностью заполнена, содержать дату ее выдачи и образец подписи лица, на имя которого выписана. Доверенность выдается обычно сроком на 15 дней. Выдача доверенностей лицам, не работающим в организации, не допускается. Приходный ордер (форма № М-4) составляется при приемке материалов на складе организации в случае отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными об ассортименте, количестве и качестве полученных от поставщика материалов. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления материалов на склад. Приходный ордер должен выписываться на фактически принятое количество материалов. Вместо приходного ордера приемка и оприходование материалов может оформляться проставлением на документе поставщика (счет, накладная) штампа, в оттиске которого, содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. В этом случае заполняются реквизиты указанного штампа и ставится очередной номер приходного ордера. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру. При перевозке грузов автотранспортом приемка поступающих материалов осуществляется на основе товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя (при отсутствии расхождений между накладной и фактическими данными). Акт о приемке материалов (форма № М-7) составляется в случае несоответствия поступивших материалов ассортименту, количеству и качеству, указанным в документах поставщика. Акт о приемке материалов по форме № М-7 оформляет приемочная комиссия в двух экземплярах с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации. Акт утверждается руководителем организации или другим уполномоченным лицом. После приемки материалов акты с приложением документов (транспортных накладных и т.д.) передают: один экземпляр — в бухгалтерию организации для учета движения материалов, другой — отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письма поставщику. В случае составления приемного акта формы № М-7 приходный ордер (форма № М-4) не оформляется. Акт о приемке материалов служит основанием для предъявления претензий и исков к поставщику и/или транспортной организации. Акт составляется также при приемке материалов, поступивших без документов. Госкомстатом предусмотрены следующие формы документов по учету отпуска материалов со склада: № М-8 - Лимитно-заборная карта; № М-11 - Требование-накладная № М-15 - накладная на отпуск материалов на сторону; Лимитно-заборная карта (форма № М-8) составляется при отпуске материалов со склада организации в случае, если материалы систематически потребляются для изготовления продукции, разработаны нормы их расхода и рассчитана потребность в материалах, исходя из плана производства продукции (лимит отпуска материалов). Лимиты отпуска материалов на производство устанавливаются отделом снабжения или другими подразделениями по решению руководителя организации. Лимитно-заборная карта выписывается в двух экземплярах на одно наименование материала (номенклатурный номер) сроком на один месяц. Один экземпляр до начала месяца передается структурному подразделению — потребителю материалов, второй — складу. Отпуск материалов в производство осуществляется складом при предъявлении представителем структурного подразделения своего экземпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита по номенклатурному номеру материала. Представитель структурного подразделения при получении материалов расписывается непосредственно в карточках складского учета материалов, а в лимитно-заборной карте расписывается кладовщик. При небольших объемах отпуска материалов лимитно-заборные карты могут выписываться на квартал. Лимитно-заборные карты используются для контроля за соблюдением лимитов. Для сокращения количества первичных документов рекомендуется оформлять отпуск материалов непосредственно в карточках складского учета материалов. В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются, а сама операция производится на основании лимитных карт, выписываемых в одном экземпляре. По лимитно-заборной карте ведется также учет материалов, не использованных в производстве (возврат). В конце месяца (квартала) лимитно-заборные карты сдаются в бухгалтерскую службу организации. В случае отпуска материалов сверх лимита в первичных учетных документах (лимитно-заборных картах, требованиях-накладных) проставляется штамп (надпись) «Сверх лимита». Отпуск материалов сверх лимита производится при наличии разрешения руководителя или лиц, им на это уполномоченных. На документах указываются причины сверхлимитного отпуска материалов. К сверхлимитному отпуску материалов относятся дополнительный отпуск, связанный с исправлением или возмещением брака (на производство изделий, продукции взамен забракованной) и покрытием перерасходов материалов (т.е. расходов сверх норм). При получении материалов для производства продукции взамен забракованной и для исправления брака к лимитно-заборной карте или требованию-накладной прилагаются акты (извещения) о браке с указанием шифра изделия, детали или номера заказа, по которому изготовлена забракованная продукция. Требование-накладная (форма № М-11) – составляется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами. Накладную в двух экземплярах составляет материально ответственное лицо структурного подразделения, сдающего материальные ценности. Один экземпляр служит основанием для списания ценностей (складом, цехом и т.п.), а второй — основанием для их оприходования принимающей стороной. Накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) составляется для учета отпуска материалов хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям. Накладную выписывает работник структурного подразделения в двух экземплярах на основании договоров (контрактов), нарядов и других соответствующих документов и при предъявлении получателем доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке. Первый экземпляр передают складу как основание для отпуска материалов, второй — получателю материалов
|