Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммуникация: понятие и виды






Тема 13 СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

План

1. Коммуникация: понятие и виды

2. Результаты воздействия массовой коммуникации на индивидуальное и групповое сознание

3. Современные тенденции в развитии массовой коммуникации

4. Социологические аспекты Интернет

 

Коммуникация: понятие и виды

Среди социальных процессов одно из ведущих мест занимает коммуникация (лат. communicatio — способ сообщения, передачи) как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т. д. Без коммуникации невозможно конституирование социальных общностей, социальных систем, институтов, организаций и т. д., невозможно существование социальности, социума как такового. Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов. Всякое исследование социальной жизни затрагивает те или иные ее формы.

Истоками изучения коммуникации послужили различные направления психологии, лингвистики, идеи социального конструктивизма, рассматривающие формирования социального знания как часть социальной деятельности людей.

Существует большое количество определений коммуникаций. Представим несколько из них, наиболее близких социологическому пониманию.

Коммуникация - передача информации, идей, эмоций, навыков и т.п. посредством символов — слов, картин, графиков и др. Коммуникация — это процесс, который связывает отдельные части мира друг с другом. Коммуникация — это процесс, который делает общеизвестным то, что, было монополией одного или нескольких. Коммуникация — это механизм, посредством которого реализуется власть.

Коммуникация- это передача информации, идей, оценок или эмоцией от одного человека (или группы) к другому (или другим) главным образом посредством символов. Под коммуникацией в широком смысле понимаются и система, в которой осуществляется взаимодействие, и процесс взаимодействия, и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию. Коммуникация- социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и других). Под коммуникацией мы будем понимать процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы. Исторически коммуникацией было именно это: принуждение другого к выполнению того или иного действия. ТО есть для коммуникации существенен переход от говорения одного к действиям другого.

Последнее определение наиболее подходит для выражения сущности такого социального феномена, как коммуникация. В нём улавливается главное в коммуникации однолинейная направленность информационного воздействия. Коммуникация- это субъект - объектное отношение. Однако не всегда этот процесс можно квалифицировать как побуждение другого к выполнению действия. Например, паралингвистический уровень коммуникации (мимика, жесты и т.д.) даёт достаточно информации о субъекте коммуникативного акта, но далеко не всегда может расцениваться как побуждение к действию.

Понятие коммуникации существует на двух уровнях - на уровне обыденного и уровне научного представления об этом явлении. На обыденном уровне под коммуникацией понимается способность к установлению контактов любого рода. Например, выражение: " коммуникативный человек" - характеристика того, кто легко идет на контакт с людьми, находит с ними взаимопонимание, кто сам открыт для контактов и общения. Некоторые научные определения коммуникации, при которых она не отдаляется от общения, базируются именно на обыденном представлении. Исходя из этого, определяются как сам коммуникативный процесс, так и его участники: " коммуникационное действие- завершенная" операция смыслового взаимодействия, происходящая без смены участников коммуникации.

Субъектами вступавших в коммуникацию, могут преследоваться три цели:

1)реципиент желает получить от комуниканта некоторые привлекательные для него смыслы;

2)коммуникант желает сообщить реципиенту некоторые смыслы, влияющие на поведение последнего;

3)комуникант и реципиент заинтересованы во взаимодействии с целью обмена какими-то смыслами.

Исходя из этого определения коммуникации, выделим три формы коммуникативного действия:

1)подражание- уподобление чему-нибудь или кому-нибудь, присущее первичному уровню социализации (передача традиций и обычаев);

2)диалог- форма взаимодействия равноправных субъектов коммуникации;

3)управление- форма воздействия субъекта на объект.

Данная модель показывает, что при рассмотрении коммуникации только как диалог, во-первых, происходит смешение понятий " коммуникация" и " общение", так как диалог- это характеристика общения, а управление- характеристика коммуникации в строгом смысле слова; во-вторых, при этом в самом понятии коммуникации происходит смешение двух уровней её определения - обыденного и научного, так как подражания не может быть отнесено к коммуникации как таковой и является свойством индивида, способствующим адаптации его в среде существования.

Смешение понятий " коммуникации" и " общение" являются довольно распространенными в научной литературе. Это происходит из-за того, что перевод английского слова communication включает несколько смыслов и может означать передачу, сообщений сведений, информацию, связь, средства связи, а также общение.

Американский политолог Г. Лассуэл в 1948 г. предложил простую и наглядную модель коммуникативного процесса, включающую пять элементов:

1) кто? (передает сообщение) - коммутатор;

2) что? (передается) - сообщение;

3) как? (осуществляется передача) - канал;

4) кому? (направлено сообщение) - аудитория;

5) с каким эффектом? - эффективность.

Каждый из элементов указанной схемы стал объектом многочисленных исследований. Например, выделяются характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности воздействия. Для того, чтобы выступление человека оказало нужный эффект, этот человек должен, по мнению слушателей, обладать такими качествами, как компетентность (наличие соответствующих знаний и навыков), надежность (способность вызывать доверие), динамизм (личностная открытость, активность, энтузиазм).

Всесторонне исследовались и особенности аудитории, располагающие к принятию сообщения. Так, обнаружено, что Я-включенность в содержание коммуникации (близость ее содержания наиболее значимым для аудитории проблемам) снижает эффективность убеждения: у людей в областях, наиболее близких им, существуют наиболее обоснованные и проверенные опытом мнения, изменить которые крайне сложно. Активное ролевое проигрывание изначально неприемлемой позиции способствует ее принятию в будущем.

Важным является степень идентификации человека с группой. Люди, наиболее сильно привязанные к группе, вероятно, менее подвержены влиянию сообщения, не соответствующего групповым нормам. Влияние группы проявляется и в том плане, что мнения, которые люди сообщают публично, труднее изменить, чем те, которые широко не афишировались. Замечено также, что поддержка даже одного человека ослабляет давление большинства на индивидуальное мнение.

Основные виды коммуникации. Общепринятой признана классификация видов коммуникации на основании уровня или контекста, в котором она осуществляется. Согласно этому критерию наиболее часто выделяют следующие виды коммуникации: межличностную, групповую и массовую.

1. Межличностная коммуникация – это непосредственный, «лицом к лицу», контакт людей. Онапредполагает известную, психологическую близость партнеров, наличие понимания и сопереживания. В межличностной коммуникации можно выделить три взаимосвязанные стороны: коммуникативную (в узком смысле слова «коммуникация»), перцептивную и интерактивную. Коммуникативная сторона межличностной коммуникации состоит в обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приему мнений и чувств. Интерактивная сторона межличностной коммуникации (от слова «интеракция» — взаимодействие) заключается в обмене действиями между взаимодействующими сторонами (например, вопрос—ответ, просьба—отказ или согласие). Перцептивная сторона межличностной коммуникации затрагивает процесс восприятия и понимания людьми друг друга, формирование определенных межличностных отношений.

2. Групповая коммуникация – это процесс общения людей в малых группах (от 3 до 30 человек). В групповой коммуникации продолжают действовать все закономерности, присущие межличностной коммуникации, однако появляются и специфические для данного типа коммуникации феномены, к которым относятся: лидерство и руководство в группе, т.е. процесс межличностного влияния, стимулирование группы, нацеливание ее на выполнение определенных задач; процесс принятия группового решения, т.е. обсуждение значимых для группы проблем, в процессе которого происходит выяснение позиции ее членов, оценка проблемы, поиск и выработка общего группового решения; структура коммуникации в группе, совокупность позиций членов группы относительно получения и хранения значимой для группы информации.

3. Массовая коммуникацияэто процесс распространения информации и влияния в обществе посредством специальных средств: печати, телевидения, радио, кино и т. д., в результате чего сообщение поступает сразу к большим группам людей.

Основными функциями, которые выполняет массовая коммуникация в обществе, являются: информирование о происходящих событиях; помощь обществу в решении его проблем; передала знаний об обществе от одного поколения к другому (социализация и обучение); развлечение. Указанный спектр функций задает концептуальную основу, важнейшие подходы к исследованию массовой коммуникации. В рамках данного подхода находятся работы, отвечающие на вопрос: как конкретно функционируют в обществе средства массовой коммуникации?

Авторы многих из этих работ стремились объяснить, каким образом и насколько эффективно массовая коммуникация воздействует на общество и его членов. В начале нынешнего столетия господствовало убеждение во всесильности влияния массовой коммуникации на сознание человека.

Предполагалось, что воздействие сообщений средств массовой информации (СМИ) выражено непосредственно и осязаемо. Однако в дальнейшем такие взгляды изменились на совершенно противоположные: эффективность влияния массовой коммуникации была признана минимальной. Наибольшее распространение эти взгляды имели в 50-х гг., когда считалось, что межличностные контакты более значимы для распространения фактов и мнений в обществе, чем массовая коммуникация. Информация от СМИ вначале поступает к так называемым лидерам мнения в обществе, которые затем передают ее другим людям в процессе межличностной коммуникации.

В 60-х гг. считалось, что хотя массовая коммуникация и оказывает влияние на установки и мнения людей, однако это влияние опосредовано характеристиками аудитории. К наиболее важным из них относятся:

· позиция группы или позиция отдельных ее членов;

· селективность, т.е. склонность человека отбирать ту информацию, которая согласуется с его ценностями и мнениями.

В результате степень влияния оценивалась как не очень высокая.

Начиная с 70-х гг. массовая коммуникация в большей степени воздействует на то, что говорит человек (тема), нежели на его конкурентную позицию по данной теме. Другими словами: чем больше говорят о некоторой теме по радио и на телевидении, тем чаще она обсуждается на уровне межличностных контактов.

Воздействует массовая коммуникация и на мнения людей по конкретным вопросам социальной жизни. Этот процесс движется по спирали, в результате чего некоторые темы или позиции попадают в центр внимания населения, а другие отбрасываются на периферию общественного интереса.

В настоящее время для объяснения механизмов влияния массовой коммуникации на индивидуальное и массовое сознание предложены в многочисленных теориях. Наиболее популярные из них:

· теория использования и удовлетворения, в которой подчеркивается, что человек выступает в качестве активного фильтра информации, а не ее пассивного получателя. Ее недостатки: она игнорировала негативные результаты влияния массовой коммуникации в обществе, а также постулировала чрезмерную рациональность человека, его способность сознательно выбирать то, что ему необходимо.

· теория зависимости, центральное положение которой таково: реципиент (получатель информации) зависит от массовой коммуникации в силу того, что ему необходимо удовлетворять свои коммуникации и достигать различных целей.Степень влияния СМИ на аудиторию варьируется и зависит от состояния самого общества(социальные изменения и конфликты влияют на переоценку ценностей и норм и порождают потребность в дополнительной информации) и самих СМИ (от их количества и близости к нормам и ценностям объекта воздействия).

Синтезируя рассмотренные подходы, можно описать процесс влияния массовой коммуникации на индивидуальное и массовое сознание. Социальные институты и СМИ формируют у людей разнообразные потребности, интересы и влечения. Сформировавшись, данная мотивационная система начинает в свою очередь влиять на то, где, в какой области человек станет искать источники удовлетворения потребностей. Выбрав те или иные источники, человек может в дальнейшем оказаться в определенной зависимости от них. Например, пожилые люди в силу снижения возможностей передвижения, мало общаются, что повышает их зависимость от такого вида СМИ, как телевидение. Подростки могут становиться зависимыми от видеоиндустрии, поскольку увлечения такого рода соответствуют нормам данной социальной группы.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал