Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общество как результат социального взаимодействия






ТЕМА 3. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА

Цель - сформировать представление об обществе как социокультурной системе, основных концепциях развития общества и вырабатывать научный подход к анализу общественных явлений.

Время: 2 часа

План

1. Общество как результат социального взаимодействия

2. Общество как социальная система

3. Концепции исторического развития общества

 

Основная литература

 

1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов/Под ред. В.И. Добренькова/ – М.: ГАРДАРИКИ, 2001.

2. Волков Ю.Г. Социология: Лекции и задачи: Учебник. – М.: Гардарики, 2003.

3. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2005.

4. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1996.

5. Основы социологии. Курс лекций / Отв. Ред. Эфендиев А.И. М., 1993.

 

Дополнительная литература

 

1. Бергер П., Лукман Т. социальное конструирование реальности. М., 1995.

2. Бхаскар Р. Общества // Социология, № 1, 1993.

3. Комаров М.С. Общество как социокультурная система. С.9-22 // Проблемы теоретической социологии Под ред. Бароноева А.О. СПб, 1994.

4. Луман Н. Понятие общества // проблемы теоретической социологии СПб., 1994.

5. Моисеев Н.Н. О механизмах самореализации общества // Социально-политический журнал. 1993. № 8.

6. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998.

7. Руткевич М.Н. Общество как система: Социологические очерки. СПб., 2001.

 

Общество как результат социального взаимодействия

Вся история социологической мысли есть история поисков научных подходов и методов построения теории общества, отражающей действительные реалии социальной жизни.

В социологии термин «общество» обычно используется в двух смыслах.

Во-первых, общество понимается как исторически, географически, экономически и политически конкретное социальное образование. Согласно даже обычным представлениям, общество – нечто большее, чем просто общность или группа людей. Пользуясь понятием «общество», мы обычно имеем ввиду либо исторически конкретный тип общества (первобытное общество, феодальное, современное общество и т.д.), либо большую устойчивую общность людей, в своих границах совпадающую с тем или иным государством (современное российское общество), либо целую совокупность таких общностей, объединенных уровнем развития технологий, общими ценностями и образом жизни (современное западное общество). Все эти варианты характеризуются тем, что под обществом понимается целостная система, локализованная в строгих пространственных и временных границах.

Система – это предмет, явление или процесс, состоящий из качественно определенной совокупности элементов, которые находятся во взаимных связях и отношениях, образуют единое целое и способны во взаимодействии с внешними условиями своего существования изменять свою структуру.

Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любому по численности объединению (группе) людей. Наиболее полный список необходимых и достаточных признаков, которым должно соответствовать всякое социальное объединение, претендующее именоваться обществом, дал известный американский социолог Э. Шилз:

- объединение не является частью какой-либо более узкой системы (общества);

- браки заключаются между представителями данного объединения;

- оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

- объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;

- у него есть собственное название и своя история;

- оно обладает собственной системой управления;

- объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

- его членов объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Подобным критериям соответствуют и современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, и древние племена, умещающиеся на территории нынешнего городского микрорайона. У тех и других имеются кровно-родственные системы (заключение браков и прием новых членов), свои территория, название, культура, история, управление, а самое главное – они не являются частью другого целого.

Другие социологи (А.Коэн, К.Дэвис, Т.Парсонс) предполагали, что определяющей характеристикой общества является «самодостаточность». Этот термин близок к «политической независимости», но должен трактоваться не только в политологическом смысле. Самодостаточным является общество, которое не только способно прокормить себя, производя достаточное количество товаров и услуг, не прибегая к внешним заимствованиям, способное защитить себя от внешней и внутренней угрозы, но также создавать весь комплекс культуры – от высокой до народной и популярной – и связанную с ними инфраструктуру, а также успешно заниматься социальным обеспечением населения. Главный признак самодостаточности - экономический (наличие у страны валюты, сохранение платежеспособности и возможность оплачивать долги). Поэтому островные государства Япония и Великобритания, в значительно большей мере зависящие от внешней торговли, чем континентальные, относятся к самостоятельным обществам и высокоразвитым державам.

По мнению ряда отечественных социологов, к критериям общества необходимо отнести следующее:

· наличие единой территории, являющейся материальной основой возникающих в ее пределах социальных связей;

· универсальность (всеобъемлющий характер);

· автономность, способность существовать самостоятельно и независимо от других обществ;

· интегративность: общество способно поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры, включать все новых индивидов в единый контекст социальной жизни.

Во-вторых, социология выработала свое понимание общества, рассматривая его не как политическое, экономическое или правовое единство, а как систему конкретных эмпирических взаимоотношений и взаимосвязей, возникающих между индивидами в процессе их жизнедеятельности. Уже от рождения индивид помимо своей воли вовлечен в конкретную социальную реальность, которая во многом лишает его свободы индивидуального выбора и обуславливает его жизнь вплоть до мелочей. Эта распоряжающаяся человеком непреодолимая сила и есть общество.

Специфика социальной системы состоит в том, что она складывается на базе той или иной общности людей (социальная группа, социальная организация и т.д.), а ее элементами являются люди, чье поведение детерминируется определенными социальными позициями (статусами), которые они занимают, и конкретными социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе, а также их различными индивидуальными качествами. В число элементов социальной системы могут входить различные идеальные (верования, представления и т.д.) и случайные элементы.

Индивид осуществляет свою деятельность не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные общности в условиях действия совокупности факторов, влияющих на формирование и поведение личности. В процессе этого взаимодействия люди, социальная среда оказывают систематическое воздействие на данного индивида, равно как и он оказывает обратное воздействие на других индивидов и среду. В результате данная общность людей становится социальной системой, целостностью, обладающей системными качествами, т.е. качествами, которых нет ни у одного из включенных в нее элементов в отдельности.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал