Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социализация как процесс приобщения индивида к обществу






С точки зрения макросоциологии личность, для которой важнее целое, а не части, и интереснее групповое взаимодействие, а не межчеловеческое, личность является продуктом общества (культуры, истории, космоса и т.п.). Эти взглядов придерживались Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т.Парсонс и другие, но в таком случае встает вопрос, каким образом общество формирует личность. Влияние общества на индивида, делающее его личностью, в социологии получило название процесса социализации. Это одна из центральных проблем социологии личности.

Процесс включения индивида в общество, его структурные подразделения (социальные группы и общности, социальные институты и организации), овладения им накопленным опытом и установками, социальными ценностями и нормами, процесс формирования социально-значимых черт личности называется социализацией. Более кратко данное определение можно представить в следующем виде:

социализация – это освоение культуры (норм, ценностей, идей, правил поведения и стереотипов понимания) сообщества.

Большинство современных социологов рассматривают социализацию как процесс взаимодействия между индивидами, развивающими в обществе современные стратегии, и принятыми обществом системами норм и ценностей. Социализация позволяет индивиду приобрести то, что необходимо для эффективного функционирования в воспитавшем его обществе. С этой целью индивид должен научиться определенным правилам поведения, принятым в его социальной группе, усвоить принятые в ней бытовые навыки, пищевые пристрастия, адаптироваться к жизни в определенном климатическом поясе. Индивид должен органически усвоить совокупность присущих этой группе норм, ценностей, символов, моделей поведения, традиций и идеологий.

Кроме того, в процессе социализации индивид обретает социальное самоотождествление, т.е. возможность показать членам своей и чужих групп, что он разделяет ценности, традиции и поведенческие модели своей группы и не разделяет чужих.

Как именно происходит процесс социализации? Социологи Р.Клутье и А.Рено выделяют четыре осуществляющие социализацию структуры, воздействие которых наслаивается друг на друга:

· микросистема, в функционировании которой индивид принимает непосредственное участие: семья, детский сад, школа, друзья;

· мезосистема – отношения между элементами микросистемы, например, между семьей и школой;

· экосистема, состоящая из институтов, которые не касаются данного индивида непосредственно, но участвуют в его социализации. Это, например, деловое окружение родителей, их начальники и подчиненные, взаимоотношения которых с самими родителями часто играют важную роль в формировании у детей представления о мире взрослых;

· макросистема – культурное окружение, т.е. социальные ценности и идеологии. Это идеологические установки общества в целом, детские и юношеские организации идеологического характера и т.д.

Социализация практически не знает завершения, продолжаясь в течение всей жизни индивида. Периодом наиболее интенсивной социализации является детство, но и будучи взрослым, индивид вынужден адаптироваться к меняющимся социальным ценностям – при переходе из одной социальной среды в другую (смена статуса, места жительства, вынужденная смена работы и т.д.), к новым ролям – при вступлении в брак, рождении детей, занятии новых должностей. Поэтому П.Бергер и Т.Лукман различают два типа социализации: первичную, происходящую в детском возрасте, когда индивид становится членом общества, и вторичную, означающую любой последующий процесс, с помощью которого уже социализованный индивид интегрируется в новые секторы общества.

В свою очередь видный отечественный психолог Я.Гилинский отмечает, что индивид проходит три основные стадии социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Первая стадия охватывает весь период социализации до начала трудовой деятельности и сама подразделяется на раннюю социализацию и стадию обучения. Вторая стадия охватывает весь процесс трудовой деятельности человека до ухода на пенсию. На третью стадию (послетрудовую) существуют различные точки зрения.

Сторонники первой точки зрения рассматривают пенсионный статус как завершающий процесс социализации, в результате которого человек осваивает новые для себя социальные роли, связанные со статусом пенсионера, новыми функциями в семье и в социальном окружении. При этом возрастает роль процесса передачи социального опыта, накопленного человеком за свою жизнь, а, следовательно, социализация выступает в новых для субъекта формах деятельности и социальной активности. Противники первой точки зрения считают, что после трудовой деятельности идет лишь процесс свертывания социальных функций, а поэтому применение к нему термина социализации бессмысленно. Третья точка зрения - самая крайняя - представляет пенсионный статус человека как этап де социализации, которая наступает вслед за завершением процесса социализации.

Можно утверждать несостоятельность двух последних позиций, так как пенсионный статус человека определяется часто не возрастными рамками (в нашем государстве у мужчин - 60 лет, у женщин - 55 лет), а социально-экономическими факторами, способностью и возможностью человека продолжать профессиональную деятельность. Эта позиция подтверждается и тем фактом, что в обществах протекают постоянные процессы социальных изменений, к которым любой взрослый человек должен приспосабливаться, а значит, осваивать новый опыт и новые функции. Наглядным примером являются процессы, идущие в российском обществе, где более 80% населения оказались перед проблемами изменения социально-профессиональных функций и ролей, часто - изменения социального статуса, вызванного потребностью вновь вернуться к трудовой деятельности по экономическим соображениям.

Вполне понятно, что кризисные периоды, связанные с социализацией детей и взрослых, будут различными, в том числе по характеру их детерминации, однако их наличие и у тех, и у других трудно оспаривать. Кризисные периоды социализации взрослых могут иметь более многообразный и распространенный характер и быть обусловлены не столько личностными факторами, сколько социальными, т.е. проблемными ситуациями, сложившимися в обществе и в ближайшем социальном окружении человека.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал