![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функционирование организаций
Управление в организациях. Ц ентральной осью функционирования трудовых организаций является управление. Сущность социологического подхода к управлению состоит в выделении трех его компонентов: 1. Целенаправленное управляющее воздействие, - ядро управления. Такое воздействие бывает внешним (когда орган управления находится за рамками самих объектов) и самоуправлением (когда воздействие осуществляется подразделением или субъектом, входящим в состав самого объекта). 2. Социальная самоорганизация - спонтанные процессы внутри-коллективного регулирования (дилерство, «шкала престижа», неформальное группообразование, социальные нормы). Оба названных компонента образуют третий. 3. Организационный порядок, включающий в себя как продукты «прошлого» управленческого труда (решения, объективированные в стабильной должностной структуре, административном распорядке), так и систему стихийно сложившихся правил и норм отношений в коллективе. Оптимальное соотношение данных элементов предполагает их интеграцию на основе использования возможностей и учета границ каждого из них, снятия возможных противоречий. Проблематику управления составляют такие актуальные проблемы, как взаимосвязь формальной и неформальной структур, отношения «руководство—подчинение», участие исполнителей в выработке общих решений, соединение личных, групповых и общеорганизационных целей, оценка руководителей, адаптация персонала и др. Объектами управления являются индивид, группа, организация, другие социальные образования и процессы. Методами управления являетсякомплекс социальных методов целенаправленного воздействия на работников, группы и коллективы. По отношению к отдельному работнику предприятия можно выделить разные виды воздействия (методы социального управления) на его поведение: а) прямое (приказ, задание); б) через мотивы и потребности (стимулирование); в) через систему ценностей (воспитание, образование и т. д.); г) через окружающую социальную среду (изменение условий труда, статуса в административной и неформальной организаций и др.) Применительно к группе, входящей в производственный коллектив предприятия, методы социального управления распределяются следующим образом: а) целенаправленное формирование состава группы (по квалификационным, демографическим, психологическим признакам, количеству, размещению рабочих мест и т. д.); б) сплочение группы (посредством организации соревнования, совершенствования стиля руководства, использования социально-психологических факторов и иных способов). На уровне социальной организации предприятия используются методы: а) согласование формальной и неформальной структуры (преодоление противоречий между запланированными и действительными связями и нормами); б) демократизация управления (посредством повышения роли общественных организаций, широкого привлечения работников к выработке общих решений, выборности некоторых руководителей производства, развития трудовой активности и т. д.); в) социальное планирование (повышение квалификации работников, совершенствование социальной структуры коллектива, улучшение благосостояния и другие мероприятия).
|