Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция №2
Раздел III Дифференциальная диагностика детей с нарушениями речи и нарушений речи при минимальных расстройствах слуховой функции План 1. Причины и механизмы развития минимального снижения слуха. 2. Своеобразие речевого развития детей с легкими периферическими нарушениями слуха. Литература 1. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов пед. вузов/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М, 1998. 2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – 2-е изд., перераб. – М., 1990. 3. Основы логопедической работы с детьми: / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – М., 2003. 4. Черкасова Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция). – М., 2003. Речевое и психологическое становление ребенка в значительной мере зависит от состояния слуха. Нормальное функционирование слухового анализатора является важным фактором гармонического развития. Расстройства слуха, особенно в детском возрасте, отрицательно влияют на формирование речи, развитие умственных способностей и эмоциональное становление детей. Многочисленными отечественными и зарубежными исследованиями доказано, что чем раньше возникло нарушение слуха, тем большее влияние это оказывает на развитие речи и личности. В России существует единая система раннего выявления нарушений слуха (указания Минздрава России от 05.05.92 г. № 103 «0 внедрении единой системы раннего выявления нарушений слуха у детей, начиная с периода новорожденности, и их реабилитация»; приказ Минздравмедпрома России от 23.03.96 № 108 «О введении аудиологического скрининга новорожденных и детей 1-го года жизни»). Однако, несмотря на то, что в настоящее время эта система достаточно широко внедряется в регионах Российской Федерации, диагностика нарушений слуха у детей и их учет недостаточны. По данным Минздрава России, диагностика тугоухости и глухоты в 52 регионах России проводится несвоевременно: дети до года составляют лишь 4%; треть детей (33%) берется на диспансерный учет в возрасте от 3 до 7 лет; у 34% детей нарушение слуха выявляется в возрасте старше 7 лет, а у 8% — старше 14 лет. Это объясняется: несвоевременным обращением родителей к лор-врачу при воспалительных процессах у ребенка в носоглотке и ушах; неполным или низким уровнем обследования детей отоларингологами в районных поликлиниках; откладыванием аудиологического обследования детей педиатром или лор-врачом даже при своевременном обращении родителей. Отсутствие в широкой практике ранней и своевременной диагностики нарушений слуха приводит к несвоевременному проведению лечебных мероприятий, к позднему началу коррекционного обучения, а, следовательно, снижаются возможности реализации потенциала ребенка. Известно, что в логопедические группы дошкольных учреждений и на логопедические пункты школ принимаются дети, имеющие речевые нарушения, нормальный слух и интеллект. В то же время в данных учреждениях прослеживается четкая тенденция к росту числа детей с комбинированными речевыми нарушениями типа общего недоразвития речи у детей с дизартрией, ринолалией, заиканием; ринолалии, сопряженной с дизартрией. Среди категории детей с речевыми нарушениями выявлена достаточно большая группа с особой структурой дефекта, обусловленной сочетанием речевого дефекта с незначительным снижением периферического слуха (на 15-25 дБ). Эта группа составляет 28% от общего числа детей с нарушениями речи (Е. Л. Черкасова). Расстройства слуховой функции у этих детей могут носить стойкий и временный характер. С клинических позиций, стойким нарушением слуха считается такое поражение слуховой функции, при котором не обнаруживается признаков улучшения слуха как самостоятельного, так и в результате лечения. С патолингвистических позиций, к стойким нарушениям слуха могут быть отнесены расстройства слуховой функции, которые длятся более 3 месяцев, т.к. в течение этого времени в сензитивные периоды развития формируются устойчивые патологические следы частичной слуховой депривации в нервной системе, что отрицательно сказывается на формировании речи. Стойкие нарушения слуха могут быть врожденными и приобретенными. Временными нарушениями слуха называют такие расстройства слуховой функции, которые нормализуются самостоятельно или в процессе лечения не более чем через 3 месяца. К временным относятся, как правило, приобретенные нарушения слуха. Периферические нарушения слуховой функции носят двусторонний или односторонний характер. Врожденное нарушение слуха возникает вследствие: — инфекционных и вирусных заболеваний матери (грипп, корь, сифилис, краснуха, герпес, цитомегаловирус, токсоплазмоз) и травм плода, особенно в первые три месяца беременности; — токсикозов беременности; — радиационного облучения, химической интоксикации матери и плода; — употребления алкоголя во время беременности; — асфиксии новорожденного; — внутричерепной родовой травмы; — гипербилирубинемии (более 20 ммоль/л); — гемолитической болезни новорожденного; — недоношенности, массы тела при рождении менее 1500 г; — приема матери в период беременности и ребенком ототоксических лекарств (антибиотиков аминогликозидного ряда: канамицина, гентомицина, стрептомицина, тобромицина, неомицина; фуросемида, аспирина, хинина); — гестационного возраста более 40 недель; — наследственной предрасположенности. Новорожденных, у которых отмечаются какие-либо из приведенных факторов риска по тугоухости, необходимо тщательно обследовать сурдоаудиологом и в дальнейшем наблюдать в поликлинике лор-врачом. Приобретенные нарушения слуха появляются у детей после рождения по нижеперечисленным причинам. Поражения внутреннего уха и ствола слухового нерва (звуковоспринимающего отдела слухового анализатора). Повреждение структур внутреннего уха у детей может быть травматического и воспалительного характера. Травматизация происходит иногда во время родов в результате сдавливания головы узкими родовыми путями матери или наложения щипцов при патологических родах, а также при ушибах головы в раннем возрасте. Воспаление внутреннего уха возникает, во-первых — вследствие перехода воспалительного процесса из среднего уха; во-вторых, при распространении воспаления со стороны мозговых оболочек (при мецингите, энцефалите) и, в-третьих, вследствие заноса инфекции оком крови при общих инфекционных заболеваниях (кори, скарлатине, паротите («свинке»), гриппе, герпесе). Возникающие во внутреннем ухе изменения в большинстве случаев являются стойкими и не поддаются лечению. Степень снижения слуха при этом может быть различна: от глухоты до минимальных проявлений слуховой недостаточности. Заболевания среднего уха (звукопроводящего отдела слухового анализатора). Воспалительный процесс в среднем ухе приводит к нарушению нормальной подвижности барабанной перепонки и цепи слуховых косточек. Евстахиева труба соединяет среднее ухо с задней частью носоглотки. При простуде, насморке, заболевании горла или аллергии Евстахиева труба может быть заблокирована, что ведет к накоплению жидкости в среднем ухе. Этот вид воспаления уха называется острым средним отитом. Симптомами инфекции среднего уха являются: боль в ухе, повышение температуры, выделения из уха, ухудшение слуха. Очень часто, даже после того как наиболее очевидные симптомы острого среднего отита исчезли, жидкость все еще остается в среднем ухе. Так, острый отит может трансформироваться в другую серьезную проблему — экссудативный средний отит (с выпотами или излияниями). Заболевание на этой стадии обнаружить сложнее, чем острый средний отит, потому что чаще всего никаких симптомов нет. Выпот (или излияния) может сохраняться в полости среднего уха до 3 месяцев и более и привести к снижению слуха на определенное время вследствие того, что жидкость за барабанной перепонкой препятствует распространению звука. Иногда жидкость исчезает сама собой, после чего слух ребенка обычно приходит в норму, но может возникнуть хронический гнойный отит и прободение барабанной перепонки (нарушение ее целостности), которые сопровождаются обычно значительным понижением слуха. У детей, которые перенесли несколько отитов, часто обнаруживается стойкое ухудшение слуха. Если у ребенка воспалительные процессы в среднем ухе продолжаются более 6 недель, необходимо проконсультироваться с сурдологом. Длительное ухудшение слуха особенно опасно в первые годы Жизни, когда ребенок учится говорить. Заболевания носа и носоглотки. Частой причиной снижения слуха у детей являются аденоидные разращения II—III степени, которые, перекрывая отверстия слуховых (евстахиевых) труб, нарушают нормальную вентиляцию среднего уха и вызывают изменения в положении барабанной перепонки и цепи слуховых косточек. Так же негативно влияют на состояние слуха аллергический и хронический ринит (насморк), которые провоцируют развитие таких заболеваний, как евстахеит и тубоотит. Стойкость и степень снижения слуха при заболеваниях среднего уха могут быть различными. Наиболее характерными являются временные понижения слуха легкой и средней степени, но могут встречаться и стойкие тяжелые расстройства слуха при переходе воспалительного процесса во внутреннее ухо. Однако следует знать, что даже при одностороннем длительном расстройстве слуха (более 3 месяцев) может нарушиться речевое развитие, и в этом случае после нормализации слуха не наступает спонтанное улучшение состояния речи. Существуют несколько серьезных факторов, способствующих развитию инфекций уха у детей. Возраст. Чаще всего инфекциями уха страдают дети грудного, дошкольного и младшего школьного возраста. Форма и размер Евстахиевой трубы у маленьких детей таковы, что жидкость быстро блокирует ее. Чаще всего воспаление уха наблюдается у детей от 3 месяцев до 3 лет. Кроме того, чем раньше ребенок перенес инфекцию уха в первый раз, тем больше вероятность того, что инфекция будет повторяться. Пол. Исследователи точно не установили причины, но мальчики чаще подвергаются инфекциям, чем девочки. Наследственность. В развитии отитов есть определенная наследственная предрасположенность. Дети, чьи родители, братья и сестры страдали от повторяющихся отитов, вероятнее всего тоже будут от них страдать. В ранжированном виде (от наиболее часто встречающихся к менее распространенным) основные причины минимального снижения слуха у большинства детей (92%) с нарушениями речи можно представить следующим образом: — разрастание аденоидных вегетации (II—III степени); — перенесенные ранее отиты; — тубоотиты; — обтурация слухового прохода (серными пробками); — аллергический ринит, вызывающий евстахеит. Уха, возникшие вследствие указанных причин, нарушают механизм звукопроведения, что обусловливает расстройства слуха кондуктивного характера (кондуктивную тугоухость). У незначительного числа дошкольников и младших школьников этиология минимального нарушения слуха точно не выяснена. Однако в анамнезе этих детей значатся такие вирусные инфекции, как грипп, ветряная оспа, пневмония и коклюш, которые могли оказать негативное воздействие на функцию внутреннего уха, вследствие чего нарушился механизм звуковосприятия. В этом случае патология слуха определяется как сенсоневралъная (нейросенсорная). При дисфункции звукопроводящих органов (например, при непроходимости слухового прохода, повреждении барабанной перепонки и т.д.) ребенок хуже слышит низкие звучания (гудение, стук и др.), низкий голос, а также низкочастотные и среднечастотные звуки речи (у, о, п, м, н, л, р, д, г, в; ы, т, ц, к, х). Это негативно отражается на восприятии отдельных слов, предложений и сообщений. Снижается разборчивость речи. Смысл обращенной речи улавливается по догадке, и его правильность зависит от того, насколько близка и знакома речевая ситуация ребенку. В словах слабо различаются безударные слоги и окончания, поэтому в собственной речи они часто опускаются. Неполноценно воспринимаемые низко- и среднечастотные звуки заменяются другими или смешиваются между собой. Нарушаются также динамика и темп речи. Дети говорят монотонно, часто в ускоренном темпе. У многих отмечается носовой оттенок голоса. При расстройстве звукопроведения шепотная и звучная речь слышатся примерно с одинакового расстояния. Нарушение звуковосприятия (сенсоневральная тугоухость I степени) обусловлено расстройством периферической воспринимающей части слухового анализатора (части лабиринта с кортиевым органом и окончаниями слухового нерва). При незначительном нарушении звуковосприятия снижается способность слышать высокие звучания (жужжание, скрип, шорохи и др.) и высокочастотные звуки речи (и, э, с, з, ш, ж, ч, щ, ф). Высокие регистры голоса воспринимаются хуже, чем низкие, особенно в шумном помещении, где требования к дифференцировке возрастают. Восприятие слов и фразовой речи затруднено, в значительной мере происходит наугад и в контексте конкретной ситуации. При расстройствах звуковосприятия речь разговорной громкости различается значительно лучше, чем шепот. Смешанные нарушения являются следствием комбинации дефектов звукопроведения и звуковосприятия. При этом расстройстве характерно затрудненное восприятие как низких, так и высоких звуков. Лечение кондуктивных и смешанных нарушений слуха проводится лор-врачом с использованием медикаментозных средств, физиотерапевтических и закаливающих процедур, а иногда — хирургических методов. Факторами риска по минимальному снижению слуха являются: — отягощенная наследственность; — неблагополучное протекание беременности и родов у матери; — вирусные инфекции, перенесенные ребенком в раннем детстве: менингит, краснуха, ветряная оспа, корь, паротит, скарлатина, грипп, частые ОРЗ; — лечение ототоксическими антибиотиками: канамицином, — заболевания лор-органов (отиты, аденоиды II—III степени, — речевое развитие с задержкой (в заключении логопеда значится один из диагнозов: ЗРР, ОНР, сенсорная алалия, дисграфия, дизартрия, ринолалия). Наличие у ребенка какого-либо из указанных факторов риска является основанием для тщательной проверки его слуха у аудиолога. Своеобразие речевого развития дошкольников.(4-6 лет) с легкими периферическими нарушениями слуха Неполноценные условия речеобразования приводят к недоразвитию речи различной степени выраженности. Чем раньше возникло минимальное снижение слуха, тем отчетливее проявляется речевая патология. У детей, имеющих легкие периферические нарушения слуха, общее звучание речи характеризуется монотонностью и невыразительностью, отсутствием восходящих и нисходящих мелодических интервалов в ситуациях вопроса или побуждения, бедностью голосовых оттенков. Голос этих детей различается по силе и звонкости. У большинства дошкольников с минимальным снижением слуха отмечается тихий, глухой, в некоторых случаях — хриплый голос. Общаются с помощью громкого голоса 1/3 детей. Звонкий голос средней громкости отмечен лишь у 14% детей этой группы, имеющих одностороннее нарушение слуховой функции. У многих дошкольников заметен назальный оттенок голоса. Темп речи большинства детей с незначительным нарушением слуха характеризуется нормальной скоростью, хотя у них в два раза чаще, чем у детей с нормальным слухом, наблюдается ускоренный темп речи, часто сопровождающийся запинками. Фонетические нарушения у них проявляются в специфических ошибках: 1) искаженное произношение простых по артикуляции звуков 2) множественные неустойчивые замены и смешения звуков, в
— замены внутри группы гласных звуков (яйцо — «эсой», — согласных— гласными: «л» —> «а», «в» —> «у» (лебедь — — носовых —ротовыми «б», «д» (машина — «басина», ночь — — свистящих звуков — фрикативным «х» (зима -«хима», ли — свистящих, шипящих, сонорных (л, p, j) звуков — «м», «н», — заднеязычного «к» — переднеязычным «т» (носик — «носит», кот — «тот»); — свистящих и шипящих — аффрикатами (рельсы — «лельцы», темно — «чемно»); — раздельное произнесение звуков, составляющих аффрикаты («тсыпленок», «тьсапля»); — неадекватное смягчение согласных звуков и отсутствие — оглушение звонких звуков и озвончение глухих, независимо от позиции в слове (блюдце — «пьюсе», гнездо — «хнесто», иголка — «ихолка», привезли — «привесли», занавески — «занавесги», пингвин — «бинхвин», хозяйка — «госяйка»); 3) нарушение слоговой структуры слов (в большей мере искажаются слова, состоящие из звуков низкой и средней частоты): — неумение невербально передать слогоритмический рисунок — упрощение слоговой структуры при отраженном и самостоятельном воспроизведении (коза — «га», ручеек — «уток», — пропуск звуков и слогов в начале и конце слов (сапоги — — вставка лишних звуков (боец — «порее», мяч — «мнясь»); — добавление звуков к слову (лото — «лоток», овца — «овсан», — множественные литеральные парафазии (перестановки): (сапожник — «пасозик», залезла — «залевза», деревянный —«девелянный» т.д.); — неверное использование ударения в простых знакомых словах (рука, нога, голова, волосы, шкафы, косы т.д.), непонимание смыслоразличительной функции словесного ударения (кружки — кружки, мешки — мйшки). Множественные неустойчивые произносительные замены и смешения звуков, нарушение звуконаполнения слов, наряду с фонетическим дефектом, свидетельствуют о фонематических расстройствах у детей с незначительным снижением слуха, которые заключаются в: — нарушении дифференциации оппозиций звуков (гласных — — неумении определять наличие звука в слове и выделять его — затруднении ориентации на звук при выборе картинок и придумывании слов. Неправильные артикуляция и слуховая дифференциация многих звуков негативно влияют на формирование словесных образов, т.е. лексики. Лексическая система языка включает пассивный и активный словарный запас, представленный различными частями речи (существительными, глаголами, прилагательными, наречиями, местоимениями, числительными). Лексический запас детей с ОНР, имеющих как нормальный слух, так и мининимально сниженный, во многом сходен Специфическими лексическими ошибками детей с минимальным нарушением слуховой функции являются: — уподобление и смешение значений акустически похожих — контаминации («с восходом» — сосхода, «подогрела чайка — раздельное произнесение слова («Строители построилидом». — Стоите ли постоили до.); упрощение наречий {Мальчик бросает мяч, перед.), указа Лексическая система тесно связана с грамматической системой языка, охватывающей словообразование, словоизменение, синтаксическое конструирование. У детей с минимальным снижением слуха отмечается выраженное недоразвитие грамматической системы языка. Часть этих дошкольников не понимают и не используют в своих высказываниях практически все грамматические категории и связи, у них отсутствует фразовая речь. Их общение происходит с помощью аморфных слов и паралингвистических средств (жестов, иногда — мимики). Остальные дети в своих высказываниях используют, в основном, простые предложения из 2-3 слов. Они могут коротко рассказать о своей семье, составить небольшой рассказ по картинке и серии картинок. Однако в их речи выраженно проявляется аграмматизм — неправильное понимание и употребление числа и рода существительных и прилагательных, числа глаголов и рода в прошедшем времени; смешение падежных форм существительных; отсутствие согласования существительных с глаголами, прилагательными, числительными; нарушение предложно-падежного управления; непонимание и ошибочное использование многих словообразовательных операций, логико-грамматических конструкций. У дошкольников речевое нарушение, в большинстве случаев комбинированное (например, общее недоразвитие речи при дизартрии; фонетико-фонематическое недоразвитие речи при дизартрии), осложняется минимальным снижением физического слуха. К сожалению, незначительное снижение остроты слуха у детей часто остается незамеченным, т.к. речь хоть медленно, патологично, но все же развивается и коммуникативная способность формируется. При этом дети часто не реагируют на тихие звуки, не сразу находят источник звучания, плохо понимают шепотную или негромкую речь, особенно вне ситуации. Недоразвитие речи у этих детей врачи и логопеды традиционно объясняют заболеваниями нервной системы, педагогической запущенностью, возрастными, индивидуальными особенностями и т.д. Это приводит к тому, что при длительной дисфункции периферического отдела слухового анализатора «формирующиеся кинестетические речевые образы не только не получают постоянного подкрепления при восприятии речи окружающих, но даже оказываются в противоречии со слуховым восприятием». Проанализировав индивидуальные особенности речи детей с минимальными нарушениями слуховой функции, можно выделить ошибки общего характера, типичные для всех этих детей, и специфические ошибки, зависящие от уровня развития речи. Типичные ошибки: — не различают и не используют интонационные компоненты — поставленные звуки длительный временной период не автоматизируются в речи; — нарушается слоговая структура слов: опускают звуки или — неверно акцентируют ударный слог во многих словах; — выявляются литеральные парафазии; — наблюдаются множественные неустойчивые замены и смешения звуков; — отмечаются неадекватные оглушения, озвончения и использование мягкости согласных; — задерживается овладение навыками звукового анализа и — характерны уподобление и смешение значений акустически — упрощают сложные и опускают простые предлоги в спонтанной речи, даже при понимании их значений. — употребление в родительном и дательном падежах существительных множественного числа окончания «-ах» (белках, — замены совершенного вида глагола несовершенным («Вова — неверное использование личных и временных окончаний — упрощение, смешение аффиксов («январский день» — ян- — добавление лишних звуков и слогов к префиксам (подхлопочет, подниметала); — замены предлогов («над лужайкой» — по люзайкой, «над — неумение передать логику последовательности событий, В результате незначительного снижения слуха и своеобразия формирования речи у детей дошкольного возраста в различной степени нарушается контакт с окружающими, обедняется социальный опыт, что оказывает влияние на формирование психики в целом: дети эмоционально неустойчивы, раздражительны либо, наоборот, замкнуты, пассивны в общении. У них наблюдаются недоразвитие внимания и памяти слуховой модальности, вербального мышления.
|