![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 5. Марочный маркетингСтр 1 из 2Следующая ⇒
Вопросы лекции: 1.Управление маркой. Брендинг. 2. Тестирование товара, марки и упаковки 1. Для идентификации однотипных товаров разных фирм используется товарная, фирменная или торговая марка. Марка - это название, термин, знак, символ, рисунок или их комбинация, предназначенные для того, чтобы идентифицировать продукт и дифференцировать его от продукта конкурентов. Марка включает в свой состав марочное имя (название), марочный знак и товарный знак. Марочное имя (название) - часть марки в виде букв, слов и их комбинаций, которые могут быть произнесены. Марочный знак - часть марки, которая является узнаваемой, но не произносимой. Он представляет собой символ, рисунок, отличительный цвет или шрифтовое оформление. Товарный знак - марка или ее часть, защищённые юридически. Торговая марка - имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, предназначенные для идентификации товаров одного продавца или группы продавцов и их дифференциации от товаров конкурентов. Логотип - оригинальное начертание наименования фирмы, товара. Торговый образ - персонифицированная марка товара, включающая имя владельца фирмы или создателя товара. Атрибутами марки являются: 1. Определенные свойства товара, с которыми ассоциируется марка. Для Мерседеса, например, такими свойствами являются надежность, высокая цена, престижность автомобиля. 2. Преимущества товара - свойства товара, представленные в виде функциональных или эмоциональных выгод покупателя. Например, чистота - чисто «Тайд». 3. Система ценностей производителя. Мерседес стремится к представительности, безопасности, престижу. 4. Индивидуальность (уникальность) торговой марки – «харлей» Наиболее долговечными качествами марки являются ее ценность и индивидуальность. Именно эти качества определяют суть каждой торговой марки. По принципу распространенности торговой марки различают: • индивидуальную товарную марку; • единую марку для группы (семейства) товаров; • единую марку для всех товаров фирмы (единая торговая марка); • сочетание названия фирмы с индивидуальной маркой. В последних трех случаях товар ассоциируется с фирменным названием и репутацией. Различаются также: • марка производителя (фабричная); • частная марка - марка посредника, под именем которого «продвигается» товар; Идентифицированный товар может не иметь марку и тогда он называется «белым продуктом» (узнаваемым по упаковке). Марка регистрируется в государственных или патентных органах и в виде марочного или товарного знака получает правовую защиту (® - государственная регистрация марки, © - авторское право, ТМ - торговая марка). Марка является интеллектуальной собственностью, пользуется международной юридической защитой, может являться предметом купли-продажи. Высокая стоимость торговых марок обеспечивает конкурентные преимущества товара за счет: 1. уменьшения затрат на маркетинг.. 2. более высоких отпускных цен. 3. более легких возможностей расширения товарных линий. Управление торговыми марками складывается из следующих составляющих: 1. решение о необходимости торговой марки. 2. решение о поддержке торговой марки (кто поддерживает: производитель, дистрибьютор, лицензионная марка). 3. решение о марочном названии (индивидуальные, общие для всей продукции, отдельные для различных групп, сочетание индивидуальных с названием компании). 4. решение о стратегии марки. 5. решение об изменении позиционирования марки (более удачное позиционирование с течением времени). Существует несколько марочных стратегий в товарном маркетинге: 1)расширение марочных границ (популярная марка присваивается всем модификациям товара); 2)многомарочный подход (несколько марок в одной товарной категории); 3)при переходе в новый сегмент марка может меняться или нет. Ценность торговой марки формируют пять основных источников: Опыт использования. Если изделия под некоей торговой маркой за долгие годы зарекомендовали себя с лучшей стороны, марка приобретает добавленную ценность как знакомая и надежная. Напротив, торговые марки, которые часто не отвечали ожиданиям потребителя или из-за недостаточной рекламной поддержки, ускользнули из его поля зрения, не имеют подобных положительных ассоциаций. Представления пользователя. Нередко образ торговой марки увязывается с типом целевой аудитории. Престижный или успешный образ создается с помощью спонсорства и рекламы, в которой торговая марка ассоциируется с привлекательными или известными людьми. При тестировании потребители с легкостью описывают типы личности, которым, по их представлениям, «подойдут» автомобиль (...) или часы (...). Сила убеждения. Иногда уверенность потребителей в качестве продукта увеличивает эффективность последнего. В области фармацевтики, косметики и высокотехнологичных изделий удовлетворение покупателя нередко строится исключительно на вере в торговую марку. Почвой для стойкого убеждения могут служить сравнительные оценки собственных представлений о продукте, его технические характеристики и мнения независимых экспертов. Имя и репутация производителя. Нередко известное имя компании присваивается новому продукту и на него переносятся положительные ассоциации имени компании, что вызывает доверие потребителей и желание испытать товар. Внешний аспект. Дизайн торговой марки оказывает непосредственное влияние на представление о качестве продукта. Торговая марка - «ярлык» товара (по аналогии с ярлыком объекта на компьютере), живущий своей собственной жизнью, хотя и связанный с товаром. Политика продвижения торговой марки нацелена на создание брэнда. Часто понятия «марка» и «брэнд» ошибочно считают идентичными. Брэнд - образ марки товара в сознании покупателя, выделяющий его среди конкурирующих товаров. Структурно брэнд подразделяется на: • фирменный стиль, набор цветовых, графических, словесных констант, обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров и услуг, всей исходящей от фирмы информации, ее внутреннего и внешнего оформления • словесную часть марки; • визуальный образ марки, формируемый рекламой в восприятии покупателя; • упаковка. Торговая марка является важным нематериальным активомфирмы, который имеет рыночную стоимость и может быть внесен в бухгалтерский баланс. Этим активом необходимо грамотно управлять, как и всеми другими активами фирмы. После второй мировой войны Брендинг, как наука и искусство создания и продвижения марки с целью формирования долгосрочного предпочтения к ней, становится одной из важнейших частей маркетинга. Марочный принцип управления заключается в выделении отдельных брендов в самостоятельные объекты маркетинга. Признавая важность управления торговыми марками, некоторые западные фирмы вводят должность управляющего маркой (бренд-менеджер). Считается, что система бренд-менеджмента родилась в фирмах Procter & Gamble. Усилия по управлению торговой маркой должны быть направлены на то, чтобы: · торговая марка стала известна потребителям, то есть попала в ячейку сознания, где хранится информация о той товарной категории, к которой принадлежит данная марка; · отношение потребителя к торговой марке, попавшей в его сознание, стимулировало бы человека потреблять именно эту марку товара; · сложившееся в голове потребителя благоприятное отношение к торговой марке сохранялось бы как можно дольше. Для успешной работы с торговыми марками необходимы следующие предпосылки: • фирма должна быть достаточно зрелой и уже пересечь тот рубеж, когда эффективность деятельности обсуждается только в терминах финансов, то есть приходит понимание важности рыночных позиций, доли рынка и других маркетинговых показателей; • развит современный менеджмент и присутствует четко выраженное стремление двигаться вперед, которое в явной форме поддерживается высшим руководством; • на такой фирме развита служба маркетинга, которая способна формировать имидж торговой марки (совместно с рекламными агентствами), отслеживать изменения ситуации на рынке, в том числе проводить оценку восприятия марки фирмы потребителями. Для работы с торговыми марками необходима также развитая дилерская сеть. Основные функциональные обязанности менеджеров
Таким образом, задачей марочной политики фирмы является создание успешного брэнда, реальное (состоявшееся) позиционирование которого соответствует целям фирмы.
|