Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Б) Сведения о завещаниях
143. - Значение вопроса. К сожалению, в настоящее время в России отсутствуют какие-либо централизованные источники получения сведений о завещаниях, их отмене или изменениях даже во внутреннем обороте. В то же время, по свидетельству авторитетных специалистов, одним из основных отличительных положений о наследовании в соответствии с частью третьей ГК РФ является несомненный приоритет, отдаваемый наследованию по завещанию *(149). В условиях становления институтов гражданского общества и развития рыночной экономики, завещание представляет собой неотъемлемый демократический инструмент передачи имущества наследникам, полностью отвечающий волеизъявлению лица и способствующий росту благосостояния граждан. Однако практическая реализация положений Гражданского кодекса о приоритетности завещания как основного способа передачи имущества наследникам в настоящее время существенно затруднена. Это связано с тем, что нотариусы и иные должностные лица не имеют возможности проверить сведения о наличии или отсутствии завещаний или иных распоряжений последней воли при ведении ими наследственных дел. Между тем нотариус обязан обеспечить не просто формальную законность волеизъявления завещателя, но его эффективность, когда оно реализуется без искажений, в соответствии с последней выраженной волей человека и достигает тех результатов, на которые рассчитывал наследодатель. На практике нередки случаи, когда о последнем волеизъявлении лица относительно судьбы его имущества становится известно с большим запозданием, уже после выдачи правоустанавливающих документов на имущество по замещающим основаниям (наследование по закону). Длительные и наиболее сложные, как с юридической, так и с моральной стороны, судебные тяжбы между наследниками также нередко имеют в своей основе запоздалое открытие факта совершения наследодателем завещания или иных распоряжений последней воли, конкуренцию многочисленных завещаний или актов их отмены. Представляется, что усиление внутренней и внешней миграции населения только усугубит эту проблему, сделав непредсказуемыми последствия совершения гражданами завещания вне обычного места жительства: в другом регионе или за рубежом. Такое положение вещей явно ненормально и нарушает гарантированные законом права граждан на передачу своего имущества наследникам в точном соответствии с их волей. 144. - Зарубежный опыт. Известным мировой законотворческой практике способом преодоления указанных негативных проявлений является учреждение национальной системы регистрации завещаний, актов их отмены или изменения. Основная цель создания системы регистрации распоряжений последней воли заключается в обеспечении предсказуемости наследования по завещанию, неизбежности наступления правовых последствий, предусмотренных в завещании и иных распорядительных актах последней воли вне зависимости от места и времени их совершения. Формирование реестров удостоверенных завещаний направлено на предоставления более полной информации нотариусам и заинтересованным лицам на стадии оформления наследственных прав после открытия наследства. Организация подобных баз данных позволяет в большинстве случаев выявлять факт совершения завещания (акта его изменения или отмены) наследодателем, уменьшает возможность возникновения конфликтов, связанных с существованием иных завещаний, совершенных наследодателем в другое время, обеспечивает более точный, в соответствии с волей покойного, переход имущества наследникам, способствует действительному, а не формальному выполнению нотариусами своих публично-правовых функций по наследственным делам. При этом система регистрации завещаний может основываться как на указаниях внутреннего законодательства, так и международно-правовых нормах. Во многих государствах наличие специального реестра завещаний - это неотъемлемый стандарт юридической практики, во всяком случае, для стран латинского нотариата, к которым относится и Россия. 145. - Впервые идея создания национальных реестров завещаний была предложена в 1950 году на II конгрессе Международного союза Латинского нотариата (МСЛН), проходившем в Мадриде. Впоследствии многие государства - участники МСЛН воплотили ее на практике. Так, первая реально действующая система регистрации завещаний была создана в канадской провинции Квебек 1 января 1961 г. Реестр завещаний (Registre des testaments) действует при Нотариальной палате провинции Квебек. Порядок его ведения определяется в соответствии с Законом о нотариате (ст. 129-135 раздела XI указанного Закона в редакции от 1 июня 2003 г.) и разработанным в соответствии с ним специальным положением. В соответствии с данными актами, каждый нотариус не позднее 10-го числа каждого месяца обязан пересылать в реестр сведения о завещаниях (актах их изменения или отмены), удостоверенных за прошедший месяц. Эти сведения касаются, в частности, фамилий и имен завещателей, рода их занятий, места их жительства, даты совершения завещания, фамилии и имени нотариуса (согласно единому регистрационному формуляру, ч. 2 ст. 133 Закона о нотариате). Передача данных осуществляется в специальном запаянном конверте по почте или иным способом, обеспечивающим сохранность информации. С 1999 г. действует электронная система регистрации завещаний в реестре и поиска информации в нем. В настоящее время около 50% регистрационных формуляров передается электронным путем с использованием систем электронной цифровой подписи. До 30% всех запросов о совершенных завещаниях и ответов на них также передается в электронном виде через специальный, защищенный от постороннего доступа, сайт. Регистрация завещания (его изменения или отмены) в централизованном реестре оплачивается заинтересованными лицами тарифом в размере 10 канадских долларов. Непредставление нотариусом сведений о завещаниях в реестр в установленной форме или с нарушением сроков влечет наложение на него штрафа в размере 50 канадских долларов и/или применение иных санкций, предусмотренных Профессиональным кодексом (ст. 135 Закона о нотариате). В настоящее время Реестр завещаний Нотариальной палаты провинции Квебек содержит более 3 400 000 записей. Каждый год делается около 300 000 новых записей, дается более 50 000 ответов на запросы нотариусов. На основе канадской системы регистрации завещаний в середине 70-х годов xx века были созданы аналогичные банки данных в Бельгии и Франции. В Бельгии функционирует Центральный реестр распоряжений последней воли (Registre central des dispositions de derniures volon-tes) *(150). Он представляет собой электронный банк данных, в котором по инициативе нотариуса должны регистрироваться все без исключения завещания, как удостоверенные, так и собственноручные (закрытые), которые передаются нотариусу на хранение. Нотариус также обязан сообщить сведения о существовании соответствующего завещания или акта, его изменяющего или отменяющего, в данный реестр. При этом передается информация только о завещателе, но не о содержании завещания. Доступ к централизованной базе завещаний имеют только нотариусы по индивидуальному коду. Информация из реестра предоставляется любому заинтересованному лицу только после смерти завещателя и по представлении копии свидетельства о смерти. При этом объем предоставляемых сведений ограничивается только информацией о фамилии и местонахождении нотариуса, который удостоверил или хранит соответствующий акт. Сбор за регистрацию завещания в Центральном реестре составляет 25 евро. В то же время завещатель может отказаться от регистрации завещания (акта его изменения или отмены) в данном реестре, что снимает с нотариуса обязанность передачи туда соответствующих сведений. Во Франции нотариус также должен зарегистрировать завещание в Центральном реестре распоряжений последней воли (Fichier central des dispositions de derniures volontes), за исключением случаем, когда заинтересованное лицо явно возражает против этого. Данный реестр не ограничивается только завещаниями. Здесь же подлежат регистрации договор дарения между супругами, признание или заявление о существовании внебрачного ребенка, удостоверенные нотариусом. Это позволяет ребенку, родство которого держалось в секрете, участвовать на равных в распределении наследственного имущества своего покойного родителя. С 1971 г. данный реестр приобрел статус общенационального, обеспечивая хранение и предоставление сведений о существовании и месте нахождения вышеназванных актов на всей территории Франции. В целях обеспечения тайны завещания и профессиональной тайны (тайны совершения нотариальных действий) данный реестр недоступен для широкой публики. В нем регистрируются только завещания, переданные нотариусами или консульскими агентами Франции за рубежом. Кроме того, регистрация не затрагивает содержания завещания или сделки дарения между супругами. Реестр содержит исключительно сведения о дате рождения, правовом статусе стороны акта, природе юридического действия (завещание, дарение, признание), его дате, фамилии супруга и учетном номере нотариальной конторы, передавшей сведения для регистрации. Регистрации в таком же объеме подлежат все последующие изменения или отмены в указанных актах. После смерти завещателя нотариус, компетентный урегулировать наследство, направляет запрос в данный реестр с целью установления фамилии и адреса нотариуса - хранителя завещания. На сегодняшний день Центральный реестр завещаний во Франции содержит более 14 000 000 записей, ежедневно осуществляется около 3000 новых записей, дается примерно 1000 ответов на запросы нотариусов. Централизованные системы регистрации завещаний, аналогичные приведенным, также существуют в Австрии (Das zentrale Testamentsregister), Нидерландах (Registre des testaments), Швейцарии (Registre central des testaments), а также государствах - участниках Базельской конвенции от 16 мая 1972 г. 146. - Базельская конвенция о регистрации завещаний. Проблема получения сведений о совершенных наследодателем завещаний стала также предметом специальной международной конвенции, заключенной 16 мая 1972 г. в Базеле и установившей в отношениях между государствами - участниками универсальный режим регистрации завещаний и обмена информацией о них. В настоящее время участниками настоящей Конвенции являются Бельгия, Испания, Италия, Кипр, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Турция, Франция, Эстония. Данная Конвенция разработана и заключена в рамках Совета Европы. Конвенция предусматривает создание в каждом договаривающемся государстве системы, позволяющей завещателю зарегистрировать свое завещание и избежать ситуаций, когда о нем не будет известно в другом государстве (например, по месту нахождения наследственного имущества), облегчая открытие факта наличия завещания или актов его отмены и изменения после смерти завещателя. В каждом государстве назначается орган (как правило, это орган, аналогичный Федеральной нотариальной палате России), компетентный передавать другим государствам информацию о записях в созданном таким образом реестре завещаний, а также принимать и передавать запросы от органов, назначенных в других государствах. Данная система обмена информацией о завещаниях, основываясь на национальных реестрах, облегчает регулирование международного наследования по завещанию. 147. - В Российской Федерации отсутствуют правовые основы для ведения подобного рода национального реестра. Напротив, на практике остро стоит проблема законности действий тех нотариальных палат субъектов Российской Федерации, которые на свой страх и риск решились организовать регистрацию завещаний хотя бы на региональном уровне. Учитывая объективную сложность изменения российского законодательства о нотариате, более перспективным представляется присоединение России к международной конвенции в этой области. Это позволит решить проблему регистрации завещаний на двух уровнях: во-первых, обеспечить правовую базу для создания и ведения национального реестра распоряжений последней воли внутри России и, во-вторых, регламентировать порядок получения сведений из аналогичных национальных реестров других государств, присоединившихся к Конвенции, что весьма актуально при ведении международных наследственных дел. Создание в России общенационального реестра завещаний на основе присоединения к Базельской конвенции позволило бы: обеспечить тайну зарегистрированных распоряжений последней воли; облегчить поиск и открытие завещаний, актов их отмены или изменения; исключить риск, когда такие распорядительные акты последней воли не будут обнаружены или обнаружатся с опозданием - после выдачи правоустанавливающих документов на наследство иным, чем указано в них, лицам. Таким образом, учреждение реестра распоряжений последней воли на основе присоединения к Базельской конвенции, 1972 г. имеет общественно-полезную цель, соответствует мировому опыту, предоставляя ряд значительных преимуществ заинтересованным лицам, способствуя максимально точному исполнению последней воли граждан России. На сегодняшний день российскому нотариусу следует выяснять у заинтересованных лиц, обратившихся к нему в связи с регулированием международного наследства, об известных им завещаниях умершего. Это позволяет, при необходимости, сузить возможные границы поиска. Наличие информации о совершении завещания за границей требует от нотариуса, компетентного урегулировать наследственное дело в России, получения данного документа или его копии. Для этого ему следует обратиться напрямую к коллеге-нотариусу, удостоверившему данный акт за рубежом, или предложить сделать это наследникам в рамках процедуры, установленной местным законам для открытия завещаний.
|