Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Медведева Г. П. 1 страницаСтр 1 из 10Следующая ⇒
Г.П. Медведева
ЭТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» «Московский государственный социальный университет»
ББК 65.272+87.75 М42 Издание осуществляется в рамках Государственной программы научно- методического обеспечения специальности «Социальная работа» — научный руководитель доктор исторических наук, профессор В.И. Жуков
Рецензенты: доктор философских наук, профессор Ю. М. Павлов; кандидат педагогических наук, доцент С. С. Новикова
Медведева Г. П. М42 Этика социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.—208с. ISBN 5-691-00380-1. Данная книга является первым отечественным пособием, посвященным исследованию проблемы этических основ социальной работы как специфического вида профессиональной деятельности. В нем рассматриваются основные вопросы происхождения, становления, сущности и содержания этики социальной работы, ее институциализации в виде профессионального этического кодекса; раскрыты как теоретические, так и практические аспекты деятельности социального работника с точки зрения профессиональной этики и морали, сущность и содержание его профессионального долга. Учебное пособие адресовано студентам, обучающимся по специальностям «Социальная работа » и «Социальная педагогика», практическим социальным работникам, а также преподавателям. ББК 65.272+87.75
© Медведева Г. П., 1999 © МГСУ, 1999 © «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1999 ISBN 5-691-00380-1
Среди множества разнообразных черт, определяющих состояние и тенденции развития современного общества, есть две характерные черты, значение которых трудно переоценить. Первая из них выражается в том, что деятельность государства приобретает в официальных документах все большую и большую социальную направленность, т. е. при определении приоритетов развития все более и более учитываются потребности человека как высшей ценности общества, в соответствии с которыми строится государственная социальная политика. Неотъемлемой сферой деятельности любого цивилизованного общества становится создание и совершенствование разветвленной и эффективной системы социальной защиты, основной целью которой является оказание всесторонней разовой и/или постоянной помощи индивиду (группе), попавшему в трудную жизненную ситуацию, с целью обеспечения наиболее полной его самореализации. Вторая черта состоит в том, что усиливается стремление в обществе привнести критерий этической оценки в самые разнообразные отрасли профессиональной деятельности. Не только профессиональные ассоциации и сообщества дискутируют по этому вопросу и принимают разного рода профессиональные этические кодексы или стандарты, но и общественное мнение как в США, так и в европейских странах обращается к проблеме этической регламентации действительности специалистов во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Переживаемый российским обществом кризис характеризуется обострением множества социальных проблем, порожденных не только реформированием экономики, но и крушением системы ценностей, падением нравственности. Среди вопросов, требующих безотлагательного решения, важнейшим является вопрос совершенствования взаимоотношений людей, связанных профессиональной деятельностью, — стремление строить деловые и межличностные отношения на конструктивной основе, умение регулировать профессиональное поведение в различных ситуациях. В связи с этим очень остро ставится вопрос о соотнесении деятельности профессионального социального работника с нормами этики. Задача этической оценки деятельности социального работника не была столь насущной, когда социальная работа была благотворительностью, актом милосердия со стороны частных лиц или их объединений. В этот период — до Октябрьского переворота — благотворительная деятельность регламентировалась в нашей стране главным образом идеологией православия, являвшегося фактически официальной государственной идеологией, обычаями и традициями, сохраненными с глубокой древности, устремлениями самих благотворителей. Такие заповеди, как «возлюби ближнего своего как самого себя», являлись достаточными для повседневного обихода; разного рода семейные, сословные и профессиональные своды этических норм были лишь продолжением и развитием религиозных нормативов, обычаев и традиций. В то же время они непосредственно не решали вопросов этической регламентации благотворительности. Однако в настоящее время, когда социальная работа стала неотъемлемой частью жизнедеятельности государства и общества, когда социальные работники были включены в политические, экономические и социальные структуры общества и общественные отношения, появилась потребность в том, чтобы этические нормативы деятельности в сфере социальной защиты населения были бы формализованы, так как, подобно всем социальным институтам, институт социальной защиты и социальной работы в конечном счете выполняет важнейшую для государства и общества задачу — задачу стабилизации и сохранения социума, поддержания и гармонизации существующих общественных отношений и обеспечения условий для его дальнейшего всестороннего развития, — т. е., по сути дела, является одним из существенных факторов обеспечения стабильности и безопасности государства. Закономерен вопрос, так ли уж необходима, помимо законодательного оформления и закрепления статуса и функций социальной работы, формализация этических норм в социальной работе, будь то принятие морального кодекса социального работника, этических норм и правил или какого-либо аналогичного свода правил? Социальная работа, как таковая, этична в своих исходных моментах и по своей сущности является проявлением высокого гуманизма и общественной нравственности; в ней не существует таких ограничений, предписаний и норм, которые бы игнорировали духовные ценности и моральные принципы, одобряемые обществом. Так следует ли говорить об определении и установлении специфических нравственных норм в одной из самых гуманных и нравственных сфер профессиональной деятельности? К решению этого вопроса можно подойти двояко. Классический подход рассматривает вопросы этики в профессиональной деятельности, как нечто внешнее по отношению к содержанию самой деятельности и подвергает этической оценке скорее результаты деятельности, т. е. сам ее продукт и ценность его для общества, нежели саму деятельность. В этом случае мы руководствуемся не этикой специфической сферы профессиональной деятельности, а общечеловеческими нормами и стандартами и, главное, — теми ценностями, которые принимает и провозглашает современное общество в качестве базовых. Второй — инновационный — подход предлагает оценивать не столько результаты деятельности, сколько саму деятельность, ее сущность и содержание — ее цели и задачи, мотивы, средства и действия, применяемые специалистами и учреждениями для достижения поставленной цели, — то, что в обычных условиях не являются предметом контроля со стороны общества и государства или разного рода формальных и неформальных организаций. Опыт показывает, что необходимость в подобной этической регламентации профессионального поведения и деятельности возникает обычно в тех случаях, когда в соответствии со спецификой деятельности от представителей профессии требуется повышенная моральная ответственность, регламентируемая дополнительными, более жесткими нормами поведения, и когда не действуют (или действуют слабо) внутренние этические императивы, определяемые не только сущностью и содержанием профессии, но и ценностными ориентациями и высокими моральными принципами ее представителей. Необходимость этической регламентации профессионального поведения наблюдается в социальной работе (и не только в ней) в современном российском обществе. Основными причинами этого явления можно считать следующие: 1. Общее падение духовности и нравственности в нашей стране, утрата положительных ценностных ориентации не может не сказаться и на нравственном облике конкретных социальных работников как членов социума. В современных условиях развития российского общества, когда для одних людей на первом месте стоит стремление достигнуть личного успеха, обогатиться, используя для этого все возложенные средства, а для других — физическое выживание любой ценой, падение нравственности неизбежно. Волюнтаристское разрушение высших, надличностных гуманистических ценностей, определяющих стратегические цели развития, идеалы и смысл как личностного, так и общественного бытия, закономерно приводят к резкому снижению ценности человеческой жизни, личности как таковой, пренебрежению ее честью и достоинством. Моральное саморазрушение общества идет быстрее, чем становление «новых» гуманистических ценностей. Как показывает историческая практика, в такой период высокие этические нормы, усвоенные в процессе воспитания и социализации личности, закономерно и объективно отходят на второй план. 2. Социальная работа пока еще не имеет в нашей стране того высокого статуса и престижа, который она имеет, например, в странах Европы и Америки. Это не может быть объяснено только «молодостью» данной профессии в нашей стране, несовершенством законодательной базы, недостаточным количеством отдельных видов социальных служб и социальных работников в них. Дело еще и в кадрах, далеко не всегда грамотно и в полном объеме выполняющих свои обязанности: социальные работники чаще всего допускаются к работе без какой бы то ни было теоретической и практической подготовки, получая навыки профессиональной деятельности уже в процессе работы и обучаясь затем на курсах повышения квалификации, в вузах или средних специальных учебных заведениях. Но дело не только в профессиональной подготовке, т. е. квалификационном уровне специалистов. В условиях стагнации производства, безработицы, низкого уровня оплаты труда работников бюджетных организаций (к которым относятся и социальные службы), в условиях невыплат или задержек заработной платы и пенсий, в социальную работу порой прихо-дят люди случайные, морально не готовые к данному виду деятельности, ставящие перед собой цель лишь пережить тяжелые для них времена, стремящиеся иметь хотя бы какую-нибудь работу и стабильный источник средств к существованию. Такие социальные работники, не имея соответствующей мотивации к труду, выполняют свои профессиональные обязанности лишь в меру внешней необходимости, не руководствуясь при этом соображениями гуманности своей миссии, внутренней потребностью помогать людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. 3. Социальная работа как специфический вид профессиональной деятельности является в нашей стране инновацией, получившей толчок к развитию спустя три четверти века после ее становления в странах Европы и Америки. Естественным для нашей страны является изучение опыта государств, имеющих отлаженную, надежную, проверенную временем и эффективную систему социальной защиты. Но каждое государство шло к нынешнему состоянию социальной защиты своим путем, учитывая местные условия, потребности населения и возможности их удовлетворения. В связи с этим изучение зарубежного опыта социальной работы, помимо положительной возможности учиться на чужом опыте, несет в себе определенный негативный момент — понравившаяся модель, безукоризненно работающая на «родной» почве и имеющая специфические черты, ценности и моральную направленность, учитывающую менталитет народа, его ожидания и конкретные социальные обстоятельства (в совокупности детерминирующие выбор той или иной модели социальной защиты), может быть полностью или частично неприменима в условиях современной России. Вместе с тем зарубежные модели социальной защиты имеют своих сторонников в нашей стране, что порождает неоднозначность понимания представителями различных научных школ самой сущности социальной защиты, ее целей и задач, ценностных ориентации и т. д. и вызывает различное толкование подходов к деятельности и взаимодействию — как с клиентом, так и внутри системы социальной защиты, в том числе и в области моральных отношений между субъектами и объектами социальной работы. 4. Социальная работа как институт не является автономной; она многочисленными, неодинаковыми по значимости, содержанию и направленности нитями связана с различными государственными и негосударственными структурами. Государство и местные органы власти оказывают мощное воздействие на социальную работу, определяя в значительной мере не только то, где должны работать социальные работники, но и то, чем и как они должны заниматься, какие социальные группы должны являться объектом их воздействия, какого рода должно быть это воздействие, на каких условиях, в какие сроки и в каком объеме должна оказываться помощь. Оказавшись в значительной мере зависимой от внешних институтов, в первую очередь от государственных структур, местных органов власти и состояния экономики, определяющего порядок, объемы и условия финансирования, социальная работа не может в полной мере разделить с ними ту систему ценностей, которая ими исповедуется фактически. Так, например, рыночная экономика подчиняется закону извлечения наивысшей прибыли, что имеет последствием такие негативные явления, как безработица, обнищание значительной части населения, «не вписавшегося» в рынок, и т. д. Социальная же работа призвана оказывать помощь всем, кто в ней нуждается, причем отдает предпочтение индивидам, невостребованным экономикой и не имеющим возможности, главным образом из-за этого обстоятельства, самостоятельно решать свои проблемы. 5. Любая сфера человеческой деятельности может функционировать эффективно, лишь при соответствующей этической регламентации. Поэтому, появление в различных сферах профессиональной деятельности на определенных этапах ее развития профессиональных этических кодексов, уже сложившихся в основных своих чертах на базе общечеловеческих ценностей и этических норм, принятых сообществом, не случайно. Социальная работа является специфическим видом деятельности, социальным по своему историческому генезису, сущности, условиям протекания и последствиям, особым видом человеческих взаимоотношений. Социальная работа проводится в интересах всего общества независимо от того, направлена она на отдельного индивида, группу или социум. В этом отношении, следовательно, социальная работа может быть оценена с точки зрения общих моральных норм. Однако, являясь проявлением моральности и гуманности общества по отношению к своим наименее защищенным членам, имея дело с определенными обстоятельствами и сторонами человеческой жизнедеятельности, и будучи направленной непосредственно на человека, социальная работа должна обладать своими собственными, более жесткими этическими принципами и правилами, регламентирующими деятельность ее структур и представителей. 6. Следует иметь в виду, что между самой деятельностью в сфере социальной защиты и ее конечным результатом существует тесная этическая связь, которая обусловливает выбор социальным работником не только цели, но и средств ее достижения. Для того, чтобы построить гуманное общество, рациональности и прагматичности недостаточно. Известное изречение «цель оправдывает средства» в социальной работе не уместно. Для того, чтобы общество было гуманным, необходимо руководствоваться принципами гуманизма и этики во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Однако и наличие морально положительной цели, и выбор адекватных средств не всегда гарантируют успех. Поскольку иногда трудно заранее предвидеть, каким образом будет использован клиентом результат деятельности социального работника, всю абсолютно ответственность за это возлагать на него нельзя. Тем более важна этическая ориентированность деятельности социального работника: он должен быть безупречен в глазах своих коллег и общества, а результат его деятельности не мог быть использован против людей, чтобы социальная работа как профессиональная деятельность не была дискредитирована. 7. Социальная работа, подобно практически всем видам деятельности, направлена на людей, т. е. является одним из способов решения стоящих перед индивидом, группой или обществом проблем. Однако, в отличие от большинства других видов деятельности, она проводится не просто с людьми, а с людьми особыми, имеющими серьезные проблемы, связанные с затруднениями в осуществлении жизнедеятельности. Для успешной работы в этой сфере от специалиста требуется не формальный подход, а умение понимать своего клиента и сопереживать ему, быть чутким и деликатным. Поэтому труд специалиста в области социальной работы предполагает органическое единство его квалификации и особых духовных качеств, чувство высокой моральной ответственности, готовности безукоризненно исполнить свой профессиональный долг по защите прав человека. 8. Социальная работа относится к видам профессиональной деятельности с высокой степенью индивидуализации труда. Несмотря на то что социальный работник является членом трудового коллектива, совместно с коллегами участвует в работе по достижению общих для коллектива целей, представляет перед клиентом интересы учреждения социальной защиты и интересы государства, он в значительной степени автономен в своей повседневной деятельности. Это не значит, что социальный работник полностью предоставлен самому себе, неподконтролен и неподотчетен, но деятельность его чаще всего может быть проконтролирована только косвенно, поскольку осуществляется она один на один с клиентом. Это обстоятельство требует от социального работника особых навыков и сугубого соблюдения этических норм и правил общения с клиентом и его социальным окружением, более жесткого самоконтроля, нежели вне профессиональной деятельности. 9. Деятельность социального работника носит преимущественно творческий характер, и всегда в жестких рамках формальной технологической схемы есть место творчеству и инициативе, делающим работу с каждым клиентом неповторимой и оригинальной. Эффективность работы во многом зависит от понимания и восприятия специалистом сущности профессии и его творческих способностей и в свою очередь детерминирует социальное, духовное и материальное положение клиента. Поэтому, поскольку мы имеем дело с творческим процессом, все нюансы которого невозможно формализовать, и поскольку исключить появление в профессии людей «случайных» не представляется возможным (по крайней мере на современном этапе), постольку должна существовать внутренняя этическая регламентация деятельности, способствующая формированию единства подходов к решению проблем и обуславливающая нормативное поведение и действия специалистов. Эти причины, как представляется, являются достойными для актуализации вопроса о разработке и принятии этических норм и правил, регламентирующих профессиональную деятельность каждого конкретного социального работника, деятельность и взаимодействие различных социальных служб и органов социальной защиты населения, их взаимоотношения с другими институтами и принимающих во внимание специфику их деятельности с учетом менталитета российского народа и ожиданий общества. Реформирование экономики в нашей стране, перевод ее на рыночные рельсы обострил значимость моральных отношений в обществе. Стремление человека руководствоваться в своих действиях этическими нормами естественно, однако, в силу различных внешних обстоятельств, оно может быть полностью или частично подавлено. Поэтому готовность социальных работников выступать с высоких этических позиций, нравственное отношение к клиентам социальных служб является их весомым вкладом в дело морального оздоровления нашего общества. Российское общество постоянно и остро нуждается в фундаментальных, основополагающих ценностях, определяющих пути своего возможного развития. Социальная работа — один из видов профессиональной деятельности, где забота о благе всех и каждого является предметом повседневной практической деятельности, вследствие чего она может и должна влиять на процессы гуманизации общественных отношений. Культура поведения, действий и общения специалистов должна быть основана на знании и понимании ими как профессиональных, так и общих этических норм и правил. Этические проблемы возникают во всех сферах деятельности социального работника: в проводимых им исследованиях, в сфере практической деятельности по оказанию непосредственных социальных услуг клиентам или группам клиентов, во взаимоотношениях с коллегами и с представителями «внешних» по отношению к системе социальной защиты учреждений и организаций, со спонсорами, в сфере разработки и формирования социальной политики, в преподавательской деятельности. Этические трудности принятия решений и деятельности здесь обусловлены в основном тем, что специалист постоянно сталкивается с проблемами социального, экономического и политического неравенства, нарушениями принципа социальной справедливости. Долг социального работника — всемерно способствовать восстановлению справедливости, помогать клиенту реализовать основные права человека, — что в интересах как самого клиента, так и всего общества. Одним из самых важных показателей прогресса является моральное состояние общества. Население Российской Федерации объективно нуждается в институте социальной работы, готовой защищать его интересы в случае необходимости, однако, не меньше оно нуждается в социальной работе как носительнице той высокой морали, без которой невозможно существование и развитие современного цивилизованного общества. Рассматриваемая с этой позиции, социальная работа в качестве социального феномена представляет собой не только социальный, но и важнейший этический фактор общественного развития. В настоящее время в Российской Федерации в высших и средних специальных учебных заведениях, на курсах и факультетах повышения квалификации готовятся специалисты разных профилей и уровней для работы в области социальной защиты населения. Усвоение ими в процессе профессиональной подготовки этических норм и правил, руководствоваться которыми необходимо в теоретической и практической деятельности на любом уровне, в любом из звеньев системы социальной защиты населения, позволяет повысить качество теоретической и практической подготовки специалистов, а следовательно, и эффективность самой социальной работы, ее социальную значимость, престиж и статус. Практически любая человеческая деятельность может быть как высоконравственной, так и аморальной в зависимости от того, какие цели ею преследуются, какие средства и методы применяются для достижения цели, какие мотивы определяют деятельность и каким образом используются ее достижения в социальной практике. Социальная работа затрагивает все многообразие аспектов жизнедеятельности человека, стремясь повысить качество его жизни, его социальную активность, самоуважение и достоинство. Однако, усилия социальных работников принесут пользу только в том случае, если они будут служить подлинным интересам населения и на всех уровнях теории и практики будут глубоко нравственными. Важную роль в преодолении разрыва между концептуальными основами профессиональной этики и их реальным осуществлением в практической деятельности может сыграть система профессиональной подготовки социальных работников всех уровней — от социального работника, непосредственно занятого оказанием социальных, медицинских, психолого-педагогических и бытовых услуг населению, до специалиста, занятого разработкой основ социальной политики или теоретических и технологических основ профессиональной деятельности, подготовкой и обучением кадров. В связи с этим этика социальной работы, как учебная и научная дисциплина и одна из важнейших составляющих профессиональной деятельности, является основополагающей как при подготовке специалиста в области социальной защиты, так и в его практической деятельности в этой сфере. Российское общество, переживает трудные времена. Хочется привести в этой связи слова А. И. Герцена: «...Но есть еще и третьего рода эпохи, очень редкие и самые скорбные — эпохи, в которые общественные формы, переживши себя, гибнут; исключительная цивилизация достигает не только высшего предела, но даже выходит из круга возможностей, данных историческим бытом, так, что, по-видимому, она принадлежит будущему, а в сущности рано отрешена от прошедшего, которое она презирает, и от будущего, развивающегося по иным законам. Вот тут-то и сталкивается лицо с обществом. Прошедшее является как безумный отпор. Насилие, ложь, свирепость, корыстное раболепство, ограниченность, потеря всякого чувства человеческого достоинства становится общим правилом большинства. Все доблестное былого уже исчезло, дряхлый мир сам не верит в себя и отчаянно защищается, потому что боится, из самосохранения забывает своих богов, попирает ногами права, на которых держался, отрекается от образования и чести, становится зверем, преследует, казнит, и между тем сила остается в его руках; ему повинуются не из одной трусости, но из того, что с другой стороны все шатко, ничего не решено, не готово — и главное, что люди не готовы. С другой стороны, незнакомое будущее восходит на горизонте, покрытом тучами, — будущее, смущающее всякую человеческую логику»1 Только пронизанная гуманизмом и нравственностью деятельность, направленная на достижение блага каждого человека и всего общества, защиту их интересов, может создать условия, которые позволят людям жить в гармонии с природой и друг с другом, и обеспечить возможность развития общества и каждого отдельного индивида.
В любом из периодов общественного развития основными функциями морали являются регулирование и оценка индивидуального поведения людей, приведение его в соответствие с теми нормами и принципами, которые приняты данным обществом в качестве базовых и отражают общественные интересы. Моральные нормы не только содержат предписания должного поведения, они фиксируют и такие нравственные аспекты личности, которые необходимы для нормативно одобряемого поведения, поскольку с точки зрения морали могут рассматриваться и оцениваться не только действия и поступки, но и мотивы деятельности, цели, средства и даже намерения. Мораль является одной из наиболее ранних форм общественного сознания и регуляторов человеческого поведения. Относительно происхождения морали имеются две основные точки зрения. Одна из них связывает происхождение морали с первыми формами совместной трудовой деятельности, указывая на то обстоятельство, что совместная производственная деятельность порождает необходимость нравственной регламентации этой деятельности как обязательного условия ее успешного осуществления и сохранения стабильности социума1 Вторая точка зрения мнений состоит в том, что мораль как форма регулирования поведения индивида в сообществе себе подобных существовала еще в тот период, когда не существовало общественного разделения труда и когда человек, строго говоря, не был еще человеком, а в качестве полуживотного вел стадный образ жизни2. Вторая точка зрения считается более предпочтительной, поскольку «человеческое общество предшествует любой теории; оно имеет свою природу, свои потребности, инстинкт самосохранения, свои неписанные законы и свои условия существования, от которых не может отказаться, не разрушая само себя», даже если это не собственно общество в современном понимании, а его прообраз3. Человек изначально, еще будучи homo erectus, жил в обществе себе подобных, поскольку индивид не может удовлетворять свои потребности, не вступая в определенные отношения с другими людьми. Первобытная орда, затем племя — первые формы человеческого коллектива, сообщества, известные нам из материалов археологических, этнологических и палеонтологических исследований. О жизни этих далеких предков можно судить лишь по тем немногим дошедшим до нас свидетельствам, которые пощадило время. Однако и эти немногие доступные для анализа факты дают возможность сделать определенные выводы, интересующие нас в связи с рассматриваемым вопросом. В первую очередь, мы знаем, что изначально предок современного человека был стадным существом и что первобытная орда вела кочевой образ жизни, постоянно передвигаясь с места на место в поисках пищи; причем основными способами ее добывания были собирательство и коллективная охота. Будучи физически относительно беззащитным, человек объективно нуждался в кооперировании своих усилий с другими людьми для успешной охоты или защиты от хищников. В те времена предок человека был жесток, а общество первобытных людей было обществом, где выживали сильнейшие. Многочисленные работы, посвященные предыстории человечества, говорят о том, что убийства детей (видимо, используемых в качестве пищи в голодные периоды) и отказ в помощи престарелым, больным и раненым членам орды были тогда в порядке вещей, повседневной практикой, поскольку для находящейся в постоянном движении орды медленно передвигающиеся в силу разных причин члены — не просто обуза, а угроза безопасности для всех, а значит и для каждого. Задержка в пути, передвижение со скоростью самых слабых и медлительных могли вызвать гибель всей орды от голода или в результате нападения таких же диких людей или животных. Поэтому Л. Крживинский1 называет первобытное общество-орду— «обществом без стариков» и «обществом сильных людей», имея в виду, что люди слабые погибали довольно быстро, не получая помощи и поддержки со стороны своих соплеменников. Происходил действующий в животном мире и распространявшийся в этот период истории на дикого человека естественный отбор, в результате которого выживали наиболее молодые, ловкие и сильные.
|