Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мозаики в Дубне.
История мозаик в Дубне насчитывает более полувека. В 1964 году была построена стела «Мирный атом» работы художника А. Кузнецова (фото 1). Стела была установлена на парадном въезде в институтскую часть города Дубны, где располагается Объединённый институт ядерных исследований (ОИЯИ). Стела представляла собой грандиозное зрелище: на шестиметровой прямоугольной плите был изображен обнаженный по пояс мужчина, на руках которого покоится атом бериллия, а по всей поверхности выложены миниатюры на темы физики. Жители города иронично называли эту стелу «Голый нищий». В разгар строительства нового здания вокзала в 2002 году стела, не выдержав колебаний почвы, рухнула. Так город потерял одну из своих достопримечательностей. Похожая судьба постигла несколько мозаик Нади Леже.
Автор мозаик – Надя Леже. Автором изучаемых в данной работе мозаик является наша бывшая соотечественница из Белоруссии Надежда Петровна Ходосевич. Будучи женой известного французского художника-монументалиста Фернана Леже и живя многие годы во Франции, она вошла в мировое искусство под именем Надя Леже. Ее жизнь есть яркое подтверждение тому, что человек сам творит свою судьбу вопреки всем обстоятельствам. Жизнь ее вообще похожа на роман. Надя родилась в деревне Осетищи Витебской губернии в 1904 году. Если бы Наде Ходасевич сказали, что она станет известным в Европе художником, женой одного из крупнейших мастеров кисти, она бы вряд ли поверила. Слишком далеки от этого были реалии ее детства в дореволюционной Белоруссии...(фото 2) Во время Первой мировой войны ее семья, вынужденная стать беженцами, попала в город Белёв Тульской области. Там, в белёвском Дворце искусств, маленькая Надя была самой способной ученицей в классе живописи. В 15 лет, решив стать художницей, она самовольно уезжает учиться в Смоленск, в государственные мастерские живописи, где преподавал знаменитый Казимир Малевич, оставивший очень глубокий след в ее понимании искусства. Во время учебы в Смоленске в библиотеке ей однажды попался французский журнал «Эспри нуво» с репродукциями и статьей французского художника Фернана Леже (фото 3). Тогда и возникло страстное желание во что бы то ни стало добраться до Парижа, чтобы учиться у Леже, искусство которого, по ее убеждению, мощно расширяло границы живописи. Понимая, что Варшава находится как раз на полпути к Парижу, Надя решается ехать туда со знакомыми поляками, не зная, что покидает Родину не на время, а на всю жизнь... Для реализации главной мечты нужны были деньги, и она, не покладая рук, трудится в разных местах. А чтобы не терять времени даром, поступает в Варшавскую академию художеств. Там у Нади начинается роман с молодым художником Станиславом. Выйдя замуж, Надя заражает своей парижской мечтой и мужа. Она уговаривает Станислава написать письмо Фернану Леже с просьбой принять их на учебу. На удивление, приходит положительный ответ. Так в 1924 году она стала слушательницей в Академии Фернана Леже. В Париже, уже с маленькой дочкой на руках, расставшись со своим мужем-поляком художником Станиславом Гробовским, Надя поселяется в каморке на верхнем этаже и работает служанкой у хозяйки семейного пансиона, чтобы содержать себя и свою дочь. Вскоре она начинает издавать журнал об искусстве, сама не умея еще, как следует, читать по-французски. Во время Второй мировой войны Надя вступила в ряды Французского Сопротивления. На предупреждения друзей об опасности отвечает: «Я не мышь, чтобы сидеть в норе!..» (источники 4). Нередко, рискуя, расклеивает в ночном Париже листовки. Как-то, спасаясь от шпика, она спряталась в парикмахерской, но «хвост» ждал ее у выхода. И тогда Надя обрезает свою великолепную черную косу и... выходит на улицу эффектной блондинкой! Шпик не узнает ее в новом облике. В 1945-46 годах она активно помогала советским представителям во Франции в деле возвращения на родину многих тысяч советских граждан, во время войны бежавших из фашистского плена и участвовавших во французском партизанском движении. Для сбора средств она организовала аукцион. Обратилась за помощью к Леже, Пикассо (фото 4), Матиссу, Браку — и ни от кого не ушла с пустыми руками. Собрала в итоге более полутора сотен картин, и сумма переданных в советское посольство денег оказалась весьма внушительной... После войны Надя продолжила обучение у Фернана Леже. На жизнь зарабатывала, работая прислугой. По ночам писала свои картины. В 1951 году у Леже умирает жена. Одинокий, он стал часто приходить к Наде по вечерам. Жалость к учителю, многолетние сотрудничество и дружба — все это привело к тому, что Надя становится женой человека, судьба которого давно стала для нее своеобразной путеводной звездой. Три с половиной года Надежда была женой и другом великого мастера. К ним приезжали гости из многих стран мира. В том числе и из СССР: знаменитые мастера кино Александров, Юткевич, Орлова, Ладынина, писатель Эренбург. Выходя за Леже, Надя имела всего лишь одно платье. Он же ей говорил: «Я женюсь для того, чтобы все тебе отдать. В 70 лет нужно думать, чтобы творчество не пошло прахом: хочу его передать в твои руки, потому что ты уверенная, сильная» (фото 5) (источник 4). В 1955 году великий художник умирает, завещав все свое наследство жене. Надя и Жорж Бокье, два ученика Леже, начинают думать о том, как увековечить память учителя. Надя не хотела отдавать картины мужа в Музей современного искусства в Париже, где они были бы только репликой в многоголосом собрании живописи ХХ столетия. Так возникла идея создания мономузея, посвященного одному художнику. За месяц до смерти Леже купил в Бьоте, маленьком городишке на берегу Средиземного моря, небольшой дом. Надя решила, что именно там будет создан музей Фернана Леже. В мае 1960-го состоялось его торжественное открытие под почетным председательством художников Жоржа Брака, Пабло Пикассо и Марка Шагала. А через десять лет Надя и Жорж передали музей Леже в дар французскому народу. На Родину Надежде Леже удалось попасть уже после смерти мужа. Надежда была не только верным соратником знаменитого «примитивиста ХХ века» Фернана Леже, эта удивительная женщина и сама заняла достойное место на европейском художественном Олимпе (фото 6, 7). Ее работы выставлялись в крупнейших художественных музеях Старого Света и СССР, есть они и в Беларуси в собрании Национального художественного музея (фото 8, 9). В марте 1971 года в Париже, в Центре искусств, состоялась выставка живописи Нади Леже. Одна из представленных на ней работ, «Материнство», выполненная в 1952 году, в настоящее время находится в собрании Музея изобразительных искусств им. Пушкина в Москве. А в январе 1972 года в пригороде Парижа Малакофф состоялась ее другая выставка, где была представлена серия из 65-ти мозаичных портретов. К искусству мозаики Надя обратилась серьезно в 1969 году, в возрасте 65 лет, когда решила сделать мозаичным фасад музея Фернана Леже. Для этого она пригласила итальянского мозаиста Мелано. Работая с Мелано, она задумала серию мозаичных портретов людей, любимых ею. Среди них те, с кем она хорошо была знакома лично. Это Фернан Леже, Пабло Пикассо, Марк Шагал, Морис Торез, Сергей Эйзенштейн. С 1960 года Надя несколько раз приезжала в Советский Союз. Она передала советским музеям несколько работ Фернана Леже – его картины, керамику, более двух тысяч превосходно выполненных репродукций шедевров мирового искусства, а также 60 своих монументальных мозаичных произведений. Эти подарки есть в Мурманском музее, во Владивостокском, в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина и в Дубне. Творческая и общественная деятельность Нади была высоко оценена в Советском Союзе. Указом Президиума Верховного Совета СССР 11 апреля 1972 года за большой вклад в развитие советско-французского сотрудничества и в связи с пятидесятилетием творческой деятельности в области изобразительного искусства она была награждена орденом Трудового Красного Знамени. Умерла Надя в 1982 году в возрасте 78 лет (фото 10).
|