![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема: Экологическая этика.
Возникает поздно. Появляется в 20ом веке, 50ые года. Спорная дисциплина. «Чем это вообще занимается?». Экологическая этика – междисциплинарное направление, предметом которого являются отношения между человеком и природой, а так же ценности, регулирующие эти отношения. Возникла на стыке этики, экологии, юриспруденции, медицины. Основатель: Тейяр де Шарден, Леопольд, Шлейцер. Изначально стояла проблема соотношения прибыли и «испорченности ареала обитания». Первые подобия «экологических законов» появились в Италии около 13(?) столетия.
В рамках экологической этики выделяются несколько направлений: · Антропоцентризм: важнейшими являются интересы человека, природа нуждается в защите от чрезмерного потребления. Но это нужно только для того, что бы сохранить естественную среду обитания человека. · Патоцентризм (пассиоцентризм): это направление полагает что этические/моральные отношения должны быть распространены на все живые существа, которые могут испытывать боль/страдать. · Биоцентризм: важнее всего обеспечить равные права всем живым существам. Жизнь бесценна и не важно, кому она принадлежит. Не должно быть никаких иерархий, должно быть равенство. Выдвигаются 2 основных принципа: o Принцип благоговения перед жизью. o Принцип Ноя. · Экоцентризм: человек является лишь одним из живых существ, и должен занимать только определённую нишу в экосистеме. Его задачей является обеспечение наибольшего баланса между всеми живыми существами, и этот баланс позволит сохранить основные свойства экосистемы. В центре внимания этого направления находятся не отдельные виды или их представители, а биогеоценозы, популяции и связи между ними. В основании экоцентризма лежит концепция «коэволюции» - т.е. «совместной эволюции» (Никита Моисеев). Основные положения концепции коэволюции: o Исследования генома человека показали что люди имеют общую генетическую природу со всеми другими живыми существами. o Химическая основа жизни – общая для всех живых существ. o Кроме человека есть целый ряд других живых существ, имеющих высокоразвитую нервную систему, а так же способы передачи информации. o На сегодняшний день люди имеют достаточно ресурсов, для того что бы существенным образом менять природные ландшафты; значит мы должны контролировать нашу деятельность и не ставить собственные интересы выше интересов других живых существ, кроме тех случаев, когда речь идёт о жизненно важных интересах человека. – Практическим выводом из концепции коэволюции стала «концепция устойчивого развития», принятая в Рио Де Жанейро в 1998 году. Человечество может использовать любые ресурсы для своего развития, но при этом нужно передавать потомкам представления о том, как «мы жили».
|