Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Церковное самоуправление Москвы по изгнании Исидора.
После низвержения Исидора вставал вопрос ο способе замещения своей митрополичьей кафедры. Оба представителя высшего церковного авторитета - император Иоанн Палеолог и патриарх Митрофан были униатами. Отвергнув Исидора за унию, русские последовательно должны были разорвать союз с униатской церковью Константинопольской. Но на это у них не хватало мужества. Решили поставить митрополита самостоятельно, но сохранить видимость формального единения с Константинополем. Просьба великого князя состояла в том, чтобы дозволено было русским совершенно независимо от патриарха поставить митрополита домашним собором епископов. Из Константинополя не было получено никакого ответа. Был провенден московский помест собор. Самостоятельное поставление митрополита состоялось в 1448 г. Возникла опасность, что на Русь снова может вернуться изгнанный Исидор. Боясь такой перспективы, в Москве собором русских епископов поставили 15 декабря 1448 года митрополитом давно нареченного на этот пост рязанского епископа Иону. Обстоятельства сложились для русских так, что Константинополь должен был молчаливо признать правильность поставления Ионы. Когда Константин в 1451 г. формально восстановил у себя православие, но вскоре снова вступил в унию.. 29 мая 1453 г. Константинополь был взят турками. Суть унии из конспекта – воостановление канонич.первенства папы римского, признание католич.догм при сохр. Обрядности и языков правосл., власть отнималась. 1464 – де факто признание автокефалии. Автокефалия - в православии самостоятельная поместная церковь, административно (канонически) полностью независимая от других поместных церквей. В 1588 г. Федор Иванович получил известие из Смоленска, что туда приехал Цареградский патриарх Иеремия II. 21 июля государь велел патриарху быть у себя. Иеремия благословил царя, выразил ему свои благожелания и поднес дары царю и царице в виде частей мощей (Животворящего Древа, Крови Христовой, ризы Христовой, ручную кость св. царя Константина и левой рукой святого Иакова Севастийского, малый перст руки св. Иоанна Златоуста и части других мощей). Царь в свою очередь преподнес серебро, ткани и меха. Затем Иеремия удалился в малую ответную палату с Борисом Федоровичем Годуновым. Тот наедине с патриархом расспросил его о положении в Константинополе, где в св. Софии строилась мечеть. Иеремия оставался в России как почетный пленник. Он не хотел предоствлять России патриаршество, но был согласен сам перенести свой патриарший престол в Россию. Однако у нас соглашались разместить его во Владимире, в Москве же хотели видеть только своего патриарха, каковым прочили митрополита Иова. Спустя полгода, в 1589 г., Годунов посетил патриарха с предложением назначить патриарха в Москве и Владимире из Российского Собора. Патриарх согласился при условии, что его отпустят в Константинополь. В 17 января в Москве на Собор собрались государь царь Федор Иванович, митрополит Иов, архиепископы, епископы, многие архимандриты, игумены и соборные старцы. Государь произнес на Соборе речь, в которой подробно изложил, как изначала поставлялись Русские митрополиты от Цареградских патриархов, а потом начали поставляться от своих архиепископов и епископов, как сносился он с Антиохийским патриархом Иоакимом об учреждении патриаршества в России и затем с патриархом Цареградским Иеремиею и как последний согласился наконец поставить для России патриарха. К Иеремии послали дьяка Андрея Щелкалова, чтобы расспросить о патриаршестве. Иеремия дал чин, по которому совершилось в 1581 г. поставление нашего митрополита Дионисия. 23 января собрались в Успенский собор все русские архиереи, кроме митрополита Иова, оставшегося в своем доме, и отправили из среды своей двух епископов с несколькими настоятелями монастырей и старцами пригласить туда же Вселенского первосвятителяКогда Иеремия вошел в церковь, избрали на патриаршество трех кандидатов, предуказанных в приговоре: Иова, митрополита Московского, Александра, архиепископа Новгородского, и Варлаама, архиепископа Ростовского, составили акт, или грамоту, избрания и собственноручно подписали его. Затем точно так же избрали трех предуказанных в приговоре кандидатов на митрополию Новгородскую и трех также прежде указанных кандидатов на митрополию Ростовскую. Эти акты избиратели представили патриарху, который вместе с ними и отправился к государю.. Чрез несколько минут Иеремия встал, возвестил царю о совершившемся избрании и поднес ему самую грамоту избрания кандидатов на патриаршество. Государь приказал дьяку Щелкалову прочитать эту грамоту вслух и из числа названных в ней избрал на патриаршество митрополита Иова, а вслед за тем послал трех архиереев и двух бояр звать его к себе. Когда Иов явился, государь встретил его в дверях своей палаты вместе с патриархом Иеремиею и со всем Собором и принял благословение от Иова. Последний принял благословение от Иеремии и поцеловался с ним в уста по обычаю патриархов. Государь сказал Иову речь, в которой объявил ему об его избрании в патриархи и просил его молитв. А Иеремия благословил Иова как " нареченного" в патриарха Московского и всея России. После того Иеремия поднес государю два остальные акта избрания кандидатов на митрополии Новгородскую и Ростовскую. Акты были прочитаны тем же дьяком Щелкаловым, и государь избрал и утвердил кандидатов на эти должности. Так совершилось наречение первого нашего патриарха, в палатах государя, а не по тому чину, который дан был Иеремиею и по которому оно должно было совершиться в церкви. 26 января, совершилось в Успенском соборе и поставление Иова в патриарха, для чего также предварительно составлен был подробный " чин и устав". Оба патриарха отслужили литургию вместе. По окончании ее святители вывели новопоставленного патриарха из алтаря на возвышение посреди церкви и три раза сажали его на кафедру при пении ему многолетия. Здесь Вселенский патриарх вручил Иову посох святого Петра а царь пожаловал новому патриарху золотую панагию с драгоценными камнями, мантию и белый клобук с украшениями и, вручая ему другой посох, произнес ту самую речь, с некоторыми приспособлениями к случаю, которую прежде говаривали наши государи митрополитам при вручении им жезла, на что Иов также отвечал обычною речью государю. В мае, незадолго до отъезда Иеремии из Москвы, царь Федор Иванович приказал написать на пергамене золотом и червленою краскою " для утверждения от рода в род и навеки" уложенную грамоту о Русском патриаршестве, в которой можно различать две главные части. В первой части говорится о пришествии святейшего Иеремии в Москву и о том, как действительно учреждено патриаршество в России и поставлен первый Русский патриарх Иов. Установлено впредь Русским патриархам поставляться в царствующем граде Москве от своих митрополитов, архиепископов и епископов по избранию Собора, с утверждения государя, и новопоставленному Московскому патриарху извещать о своем поставлении Вселенского патриарха, который также будет отписывать ему о своем поставлении; всех же митрополитов, архиепископов и епископов русских по избранию Собора и соизволению государя поставлять Московскому патриарху. Эту уложенную грамоту скрепили: сам царь своею печатью, оба патриарха печатями и подписями. В последний раз пред отъездом Иеремии государь принимал его у себя еще с большею торжественностию, чем в первый; вновь одарил его, и его родственников, и всех прибывших с ним весьма щедро. Отпуская Вселенского патриарха из Москвы, государь выразил желание, чтобы учредившееся в России патриаршество было еще утверждено Собором Восточных иерархов и вместе было определено отношение Русского патриарха к прочим. Иеремия, немало замедливший на пути в Западной России и Молдавии и возвратившийся в Константинополь только весною 1590 г., в точности исполнил желание Федора Ивановича. В мае 1591 г. прибыл в Москву от святейших патриархов Тырновский митрополит Дионисий, происходивший из рода бывших греческих императоров Кантакузенов и Палеологов, и 20 июня представил государю соборную грамоту о Русском патриаршестве. Иеремия, как только возвратился в Царьград, созвал великий Собор, рассказал собравшимся отцам о своем пребывании в Москве, о благочестии московского государя, обширности и величии царства, о просьбе, чтобы в России учреждено было особое патриаршество, и объявил, что он склонился на просьбу царя, поставил в Москве патриарха Иова. Дело это показалось присутствовавшим патриархам " любо и благословенно", и они со всем великим Собором постановили патриаршество признать. Грамоту подписали патриархи: Константинопольский Иеремия, Антиохийский Иоаким, Иерусалимский Софроний (Александрийская кафедра была тогда праздною. Другую соборную грамоту митрополит Дионисий представил патриарху Иову. Третья соборная грамота была боярину Борису Федоровичу Годунову Но недоволен был государь тем, что Русскому патриарху назначили в ряду патриархов пятое место, после Иерусалимского, и что, хотя по случайному обстоятельству, соборная грамота о Русском патриаршестве не была подписана и утверждена Александрийским патриархом. Последнее обстоятельство могло наиболее озабочивать государя, потому что Мелетий, занявший теперь Александрийскую кафедру, открыто порицал Иеремию за то, что он единолично учредил Русское патриаршество. Вследствие этого в своем ответном послании Иеремии царь упомянул об этих моментах, прося, чтоб русского патриарха поминали третьим после Константинопольского (вселенского) и Александрийского. Вторая грамота - для александрийского патриарха. Когда патриарх Александрийский Мелетий получил послание царя Федора Ивановича, то поспешил в Царьград, и здесь составился в присутствии московского посла Григория Афанасьева 12 февраля 1593 г. новый Собор Восточных иерархов, во главе которых находились патриархи: Цареградский Иеремия, Александрийский Мелетий, имевший голос и Антиохийского Иоакима, недавно скончавшегося, и Иерусалимский Софроний: согласились с патриаршеством, но не нашли возможным дать Московскому патриарху третье место в ряду патриархов, а только пятым, после Иерусалимского. Для учреждения патриаршества в России потребовалось около семи лет. Что же привнесло в Россию патриаршество? Оно не возвысило и не увеличило власти Русского первосвятителя: и сделавшись патриархом, он остался с тою же самою властию по отношению к подведомой ему Церкви, какую имел, когда был митрополитом. Но патриаршество возвысило самого Русского первосвятителя и Русскую Церковь пред лицом всего христианства. Он взошел на такую степень, выше которой нет в православной церковной иерархии, и из подчиненного Цареградскому патриарху сделался совершенно равным ему и прочим патриархам по достоинству. А Русская Церковь, считавшаяся доселе только одною из митрополий Константинопольского патриархата, сделалась сама независимым патриархатом и самостоятельною отраслию Церкви Вселенской. Это возвышение Русского первосвятителя видимо для всех выражалось тем, что прежде, когда он был митрополитом, ему подчинены были только архиепископы и епископы, а теперь под властию его находились митрополиты с архиепископами, епископами и прочим духовенством.
|