![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Время на подготовку 3 часа. Всего 70 баллов
Задания по обществознанию 11 класс. Муниципальный этап
1. Какими чертами отличалась социальная мобильность в СССР в 1930-60-е гг.? (Всего 4 балла) 1. Крайне низкими темпами вертикальной мобильности, непреодолимыми барьерами между правящей партийно-хозяйственной верхушкой и большинством населения 2. Низкими темпами миграции, в связи с тем, что сельское население не имело паспортов, а коллективизация была формой крепостного права 3. Интенсивной структурной миграцией 4. Высоким уровнем миграции, в связи с политическими репрессиями 5. Высоким уровнем восходящей социальной мобильности и миграции в города Ответ: 3. Интенсивной структурной миграцией, 5. Высоким уровнем восходящей социальной мобильности и миграции в города
2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и внесите ответы в таблицу: (10 баллов) 1. Древние греки называли «катарсисом» «мужество» 2. Обязательным признаком государства является постоянный правительственный контроль за повседневной жизнью людей 3. История имеет дело исключительно с отдельными, конкретными событиями, поэтому обобщения в исторической науке невозможны 4. Становление личности человека невозможно вне общества, без социального общения 5. Интернет фрагментирует культуру выхолащиванием ее глубинного смысла путем дробления на события и множества интерпретаций, что ведет к разрушению классической культуры 6. Сенсуалисты и эмпирики считают чувства или опыт подлинными гарантами истинности результатов познания 7. У религиозной веры есть субъективные основания (индивидуальный опыт, логические рассуждения, авторитет старших или авторитет священной книги), но нет экспериментального, объективного обоснования 8. Между ценой и количеством предлагаемого продукта существует прямая зависимость (чем выше цена товара, тем большее его количество при прочих равных условиях будет произведено и предложено) 9. Бумажные деньги выполняют роль покупательного и платежного средства, так как наделены государством принудительным курсом 10. «Бездействие» не может быть квалифицировано как преступление
3. Соотнесите варианты представлений о динамике исторического развития (направлении и характере изменений) с преобладающими идеями соответствующей эпохи и заполните таблицу: 1. каждая новая эпоха отличается от предыдущей своими задачами, определяемыми высшей волей и вместе с тем, связана с предыдущей эпохой, поскольку минувшее интерпретировалось как «праобраз» (прототип) последующих явлений. Человечество имеет возможность совершенствоваться, что проявляется в линейном характере истории, как в периодизации, так и в причинах гибели великих империй: степень распространения мирских (основанных на грехе и насилии) или духовных достижений – распространения и усвоения истинной веры. 2. исторический процесс изменяется в направлении совершенствования от «низших» форм общества к «высшим», главным образом, благодаря распространению знаний. 3. время возвращается и, следовательно, возвращаются и повторяются явления, прежде всего формы правления, происходят изменения в сторону ухудшения и в моральном состоянии общества - «регресс» т.е. богатство уничтожает гражданский дух и мораль, а история - это драма упадка.
а) античность, б) средневековье, в) эпоха Просвещения
4. Дайте краткий ответ или определение: (по 2 балла за правильный ответ, всего 10 баллов) 1) Учения, признающие основой всего существующего одно начало: либо материю, либо дух
2) Количественное понимание развития, отрицание саморазвития
3) намеренное введение кого-либо в заблуждение, обман ради шутки
4) Общество, где основной производительной силой выступают наука и интеллектуальные технологии. Общество, в котором большинство работников заняты в обслуживании: торговля, финансы, транспорт, здравоохранение, досуг, наука, образование, управление
5) направление общественной мысли, связанное с изучением античных памятников в философии, этике, искусстве, филологии; направление общественной мысли, связанное с защитой достоинства, свободы и всестороннего развития личности
Ответы: 1) Монизм. 2) Метафизика. 3) Мистификация. 4) Постиндустриальное общество. 5) Гуманизм.
5. Из чего складывается социальный статус? (По 2 балла за правильно заполненный прямоугольник, всего 8 баллов) Заполните таблицу:
6. Решите логическую задачу: (всего 6 баллов) Вы попали на остров, обитатели которого делятся на две категории: рыцарей (всегда говорящих правду) и лжецов (которые всегда лгут). Вы повстречали трёх островитян – Жана, Джона и Ивана. Они сделали следующие заявления: Жан: Все мы лжецы. Джон: По крайней мере, один из нас лжец. Иван: Джон всегда говорит правду. Кто из островитян рыцарь, а кто лжец?
Ответ: Вариант рассуждения: 1. Если бы Жан был рыцарем, то он никак не мог бы сказать о том, что все трое лжецы. Следовательно, его утверждение ложно, он – лжец, а хотя бы один из встретившихся должен быть рыцарем. 2. Слова Джона истины, поскольку мы выяснили, что один из островитян — Жан – лжец (пункт 1). Джон – рыцарь. 3. Высказывание Ивана — «Джон всегда говорит правду» — не противоречит доказанному в пункте 2. Следовательно, Иван — рыцарь. Ответ: Жан - лжец, Джон - рыцарь. Иван - рыцарь.
7. Решите «экономическую» задачу: (10 баллов) Затраты на 1000 единиц продукции формировались исходя из следующего: заработная плата — 20 млн. руб.; сырье и материалы — 30 млн. руб.; здания и сооружения — 250 млн. руб.; оборудование — 100 млн. руб. Продана вся продукция по цене 122, 5 тыс. руб., норма амортизации зданий и сооружений составляет 5%, а срок службы оборудования в среднем равен 5 годам.
Определите прибыль от уплаты налогов.
Решение: Затраты: 20 + 30 + 0, 05 х 250 + 0, 2 х 100 = 82, 5 млн. руб. Выручка: 122, 5 тыс. руб. х 1000 = 122, 5 млн. руб. Прибыль: 122, 5 - 82, 5 = 40 млн. руб.
8. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу (По 2 балла за правильный ответ, всего 16 баллов) 1.1. Критерий прогресса применим: а) к природной системе, б) научно-технической деятельности людей, в) духовным достижениям (искусство, религия), г) социальной системе общества, д) экономической системе. 1.2. Понимание линейного прогресса в истории как смены общественных систем присутствовало в идеях следующих ученых (правильное отметьте соответствующей буквой): а) Вольтер, б) Монтескье, в) Тюрго, г) Гизо, д) Сен-Симон, е) Кант. 1.3. Термин «конъюнктура» подразумевает в исторической науке: а) общественный интерес к определенным событиям прошлого, б) трактовка определенных событий прошлого в угоду интересам тех или иных сил современности, в) приписывание определенным событиям прошлого черт современности. 1.4. Какой подход к истории более согласуется с представлениями о неизбежности гибели современной цивилизации, противопоставлением Востока и Запада: а) «системный» подход, основывающийся на единстве исторического процесса, б) «плюралистический» подход, основывающийся на идее существования отдельных цивилизаций 1.5. Плата за использование капитала называется: а) авансом, б) процентом, в) акцизом, г) ссудой 1.6. Первая идея и формулировка концепции географического детерминизма принадлежит: а) Ф. Бэкону, б) Р. Декарту, в) Ж. Бодену, г) М.Ф. Вольтеру, д) Ш. Монтескье. 1.7. Исторические законы это (правильное отметьте соответствующей букой): а) обобщения на уровне причинно-следственных связей данного события. б) обобщения связанные с пониманием хода истории в целом, но на основе конкретно-исторических условий. в) обобщения сформулированные философией, т.е. вне времени и пространства 1.8. Выбрать правильное утверждение (правильное отметьте соответствующей буквой): а) результаты исследования историка имеют «универсальный характер», т.е. применимы ко всем процессам и событиям, б) результаты исследования историка имеют «локальный» характер, т.е. имеют отношение только к тем процессам и событиям, которые подверглись анализу
|