Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Время на подготовку 3 часа. Всего 70 баллов

Задания по обществознанию 11 класс. Муниципальный этап

 

1. Какими чертами отличалась социальная мобильность в СССР в 1930-60-е гг.? (Всего 4 балла)

1. Крайне низкими темпами вертикальной мобильности, непреодолимыми барьерами между правящей партийно-хозяйственной верхушкой и большинством населения

2. Низкими темпами миграции, в связи с тем, что сельское население не имело паспортов, а коллективизация была формой крепостного права

3. Интенсивной структурной миграцией

4. Высоким уровнем миграции, в связи с политическими репрессиями

5. Высоким уровнем восходящей социальной мобильности и миграции в города

Ответ:

3. Интенсивной структурной миграцией,

5. Высоким уровнем восходящей социальной мобильности и миграции в города

 

2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и внесите ответы в таблицу: (10 баллов)

1. Древние греки называли «катарсисом» «мужество»

2. Обязательным признаком государства является постоянный правительственный контроль за повседнев­ной жизнью людей

3. История имеет дело исключительно с отдельными, конкретными событиями, поэтому обобщения в исторической науке невозможны

4. Становление личности человека невозможно вне общества, без социального общения

5. Интернет фрагментирует культуру выхолащиванием ее глубинного смысла путем дробления на события и множества интерпретаций, что ведет к разрушению классической культуры

6. Сенсуалисты и эмпирики считают чувства или опыт подлинными гарантами истинности результатов познания

7. У религиозной веры есть субъективные основания (индивидуальный опыт, логические рассуждения, авторитет старших или авторитет священной книги), но нет экспериментального, объективного обоснования

8. Между ценой и количеством предлагаемого продукта существует прямая зависимость (чем выше цена товара, тем большее его количество при прочих равных условиях будет произведено и предложено)

9. Бумажные деньги выполняют роль покупательного и платежного средства, так как наделены государством принудительным курсом

10. «Бездействие» не может быть квалифицировано как преступление

 

                   
нет нет нет да да да да да да нет

 

3. Соотнесите варианты представлений о динамике исторического развития (направлении и характере изменений) с преобладающими идеями соответствующей эпохи и заполните таблицу:

1. каждая новая эпоха отличается от предыдущей своими задачами, определяемыми высшей волей и вместе с тем, связана с предыдущей эпохой, поскольку минувшее интерпретировалось как «праобраз» (прототип) последующих явлений. Человечество имеет возможность совершенствоваться, что проявляется в линейном характере истории, как в периодизации, так и в причинах гибели великих империй: степень распространения мирских (основанных на грехе и насилии) или духовных достижений – распространения и усвоения истинной веры.

2. исторический процесс изменяется в направлении совершенствования от «низших» форм общества к «высшим», главным образом, благодаря распространению знаний.

3. время возвращается и, следовательно, возвращаются и повторяются явления, прежде всего формы правления, происходят изменения в сторону ухудшения и в моральном состоянии общества - «регресс» т.е. богатство уничтожает гражданский дух и мораль, а история - это драма упадка.

 

а) античность, б) средневековье, в) эпоха Просвещения

     
б в а

 

4. Дайте краткий ответ или определение: (по 2 балла за правильный ответ, всего 10 баллов)

1) Учения, признающие основой всего существующего одно начало: либо материю, либо дух

 

2) Количественное понимание развития, отрицание саморазвития

 

3) намеренное введение кого-либо в заблуждение, обман ради шутки

 

4) Общество, где основной производительной силой выступают наука и интеллектуальные технологии. Общество, в котором большинство работников заняты в обслуживании: торговля, финансы, транспорт, здравоохранение, досуг, наука, образование, управление

 

5) направление общественной мысли, связанное с изучением античных памятников в философии, этике, искусстве, филологии; направление общественной мысли, связанное с защитой достоинства, свободы и всестороннего развития личности

 

Ответы: 1) Монизм. 2) Метафизика. 3) Мистификация. 4) Постиндустриальное общество. 5) Гуманизм.

 

5. Из чего складывается социальный статус? (По 2 балла за правильно заполненный прямоугольник, всего 8 баллов)

Заполните таблицу:

 

       
   
 

 

 


Социальный статус

 

       
   
 


6. Решите логическую задачу: (всего 6 баллов)

Вы попали на остров, обитатели которого делятся на две категории: рыцарей (всегда говорящих правду) и лжецов (которые всегда лгут). Вы повстречали трёх островитян – Жана, Джона и Ивана. Они сделали следующие заявления:

Жан: Все мы лжецы.

Джон: По крайней мере, один из нас лжец.

Иван: Джон всегда говорит правду.

Кто из островитян рыцарь, а кто лжец?

 

Ответ:

Вариант рассуждения:

1. Если бы Жан был рыцарем, то он никак не мог бы сказать о том, что все трое лжецы. Следовательно, его утверждение ложно, он – лжец, а хотя бы один из встретившихся должен быть рыцарем.

2. Слова Джона истины, поскольку мы выяснили, что один из островитян — Жан – лжец (пункт 1). Джон – рыцарь.

3. Высказывание Ивана — «Джон всегда говорит правду» — не противоречит доказанному в пункте 2. Следовательно, Иван — рыцарь.

Ответ: Жан - лжец, Джон - рыцарь. Иван - рыцарь.

 

7. Решите «экономическую» задачу: (10 баллов)

Затраты на 1000 единиц продукции формировались исходя

из следующего:

заработная плата — 20 млн. руб.;

сырье и материалы — 30 млн. руб.;

здания и сооружения — 250 млн. руб.;

оборудование — 100 млн. руб.

Продана вся продукция по цене 122, 5 тыс. руб., норма амортизации

зданий и сооружений составляет 5%, а срок службы

оборудования в среднем равен 5 годам.

 

Определите прибыль от уплаты налогов.

 

Решение:

Затраты: 20 + 30 + 0, 05 х 250 + 0, 2 х 100 = 82, 5 млн. руб.

Выручка: 122, 5 тыс. руб. х 1000 = 122, 5 млн. руб.

Прибыль: 122, 5 - 82, 5 = 40 млн. руб.

 

8. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу (По 2 балла за правильный ответ, всего 16 баллов)

1.1. Критерий прогресса применим: а) к природной системе, б) научно-технической деятельности людей, в) духовным достижениям (искусство, религия), г) социальной системе общества, д) экономической системе.

1.2. Понимание линейного прогресса в истории как смены общественных систем присутствовало в идеях следующих ученых (правильное отметьте соответствующей буквой):

а) Вольтер, б) Монтескье, в) Тюрго, г) Гизо, д) Сен-Симон, е) Кант.

1.3. Термин «конъюнктура» подразумевает в исторической науке:

а) общественный интерес к определенным событиям прошлого,

б) трактовка определенных событий прошлого в угоду интересам тех или иных сил современности,

в) приписывание определенным событиям прошлого черт современности.

1.4. Какой подход к истории более согласуется с представлениями о неизбежности гибели современной цивилизации, противопоставлением Востока и Запада:

а) «системный» подход, основывающийся на единстве исторического процесса,

б) «плюралистический» подход, основывающийся на идее существования отдельных цивилизаций

1.5. Плата за использование капитала называется: а) авансом, б) процентом, в) акцизом, г) ссудой

1.6. Первая идея и формулировка концепции географического детерминизма принадлежит:

а) Ф. Бэкону, б) Р. Декарту, в) Ж. Бодену, г) М.Ф. Вольтеру, д) Ш. Монтескье.

1.7. Исторические законы это (правильное отметьте соответствующей букой):

а) обобщения на уровне причинно-следственных связей данного события.

б) обобщения связанные с пониманием хода истории в целом, но на основе конкретно-исторических условий.

в) обобщения сформулированные философией, т.е. вне времени и пространства

1.8. Выбрать правильное утверждение (правильное отметьте соответствующей буквой):

а) результаты исследования историка имеют «универсальный характер», т.е. применимы ко всем процессам и событиям,

б) результаты исследования историка имеют «локальный» характер, т.е. имеют отношение только к тем процессам и событиям, которые подверглись анализу

1.1. 1.2 1.3. 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8
б, г, д в, г, д б б б в б б

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальный конфликт — это …. | Учреждением духовной сферы является
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал